Базельский собор (Мюнстер)

Мюнстер, Пфальц, Базель

Мюнстер, Пфальц, Базель

Базельский собор (мюнстер) запоминается навсегда, так как ничего подобного больше нигде нет. Во-первых, это необычный цвет, который собор приобрёл благодаря красноватому моласскому песчанику, а белый — белому известняку. Можно только вообразить, какой фантастический оттенок приобретает собор при правильном закате!

Во-вторых, это удачное сочетание двух архитектурных стилей: романики и готики. Конечно, многие храмы-долгострои вобрали разные стили, однако именно в Базеле они сочлись гармонично. Как будто изначально, так и было задумано.

Но на самом деле это не так! Мюнстер много раз перестраивался и менялся до неузнаваемости. Например, до печально известного землетрясения в 1356 году у него было целых пять башен.

Сейчас вместе с мюнстером осматривают клуатр, примыкающий к нему справа, и Пфальц. Клуатр — это просто крытый коридор с внутренним двориком. Чего-то особенно вы в нём не найдёте, но в нём очень атмосферно в вечерние сумерки.

Пфальц — это смотровая площадка за мюнстером. По сути, это высокий берег Рейна, с которого открываются красивые виды на сам Рейн, на Средний мост, на Малый Базель за рекой. Вдали можно увидеть немецкие лесистые холмы Шварцвальд, а в хорошую погоду и французские Вогезы.

Когда стоишь на Пфальце и смотришь с крутого обрыва вниз, на маленькие паромы через реку, понимаешь, что место для мюнстера было выбрано неслучайно. Когда-то здесь очевидно была крепость и она имела стратегическое значение. Базель вообще холмистый город. Это не удивительно. Он находится на стыке трёх холмовых кряжей: уже названных Шварцвальда и Вогезов, а также Юра. В честь последних был назван знаменитый Юрский период, заселённый динозавра, так как там нашли кости наших предшественников по планете.

Вот, что такое Базельский Мюнстер в общих словах. А теперь обо всём более подробно.

Мюнстер, Пфальц, Базель

Мюнстер, Пфальц, Базель

Башни базельского мюнстера

Если приглядеться, то правая башня базельского мюнстера немного ниже левой, и это – не обман зрения. Правая (правильнее её называть западной) посвящена святому Георгию, и у её изножья, чуть повыше уровня глаз сделан барельеф, как Георгий поражает дракона. Её высота составляет  64,2 метра.

Высота восточной – 62,7 метра, и она посвящена святому Мартину.

Собственно говоря, этот мюнстер стоит уже более тысячи лет и несколько раз перестраивался. Так, например, его первую версию разграбили венгры в 917 году – на минуточку, тогда ещё Киевская Русь была языческой – а сам Базель входил в состав Бургундского королевства (причем, в те времена ни французский Дижон, ни немецкий Вормс Бургундией не являлись – вот какие хитросплетения и перипетии случаются в истории!).

Собор восстановили, но опять не в той форме, в какой мы им можем восхищаться теперь. У него было целых пять башен. Но в 1356 году в Базеле произошло печально известное землетрясения, от которого пострадал и собор – разрушились башни и обвалился свод.

Но базельцы не сдались и снова начали его отстраивать. Первым делом восстановили и освятили алтарь, чтобы можно было святить службу. Вы только представьте себе. Новенький алтарь, полуобрушенные стены, вместо крыши облака и солнце, а пастор читает проповедь! Чудная и дикая картина, но учитывая, что соборы строили веками (Кёльнский, например, до сих пор не достроен), это было стандартной практикой.

Восстановлением, кстати сказать, занимался, Иоганн Парлерж из Гмюнда (Johannes Parler von Gmünd). Вообще, руке династии Парлержей принадлежат очень много туристических аттракционов. Например, страсбургcкий, кёльнский, фрайбургский, ульмский, венский, пражский и кутногорский соборы. Плюс знаменитый Карлов мост в Праге. И я не говорю о не таких прославленных сооружениях в том же Нюрнберге или их родном швабском Гмюнде.

  • Святой Георг побеждает дракона, Мюнстер, Базель
    Святой Георг побеждает дракона, Мюнстер, Базель

Веком позже уже другой мастер Ульрих фон Энзинген (Ulrich von Ensingen) закончил верхние ярусы северной башни святого Георгия. На фото она изображена справа. И если уж говорить о мастерах готических соборов, то Ульрих также руководил сооружением башен страсбургского и ульмского соборов. Причём, он других мастеров, от тех же Парлержей он отличался тем, что сам уже не участвовал в постройке, а прорабил ими из Страсбурга. Отсюда можно сделать косвенный вывод, что столица Эльзаса тогда была по каким-то причинам более пригодна к жизни, чем Базель-на-Рейне или Ульм-на-Дунае.

А вот вторая башня, святого Мартина, была закончена лишь в 1500 году мастером Гансом Нусдорфом (Hans Nussdorf). Об этом мастере я пока что не нашёл никакой информации, так что ограничимся только именем. Что тоже не плохо, учитывая что раньше-то я считал, что имена мастеров и бригадиров сознательно нигде не фиксируются из соображений масонства или анонимности. К счастью, я ошибался. Своих героев мы теперь знаем по именам.

Этот год – 1500 – и принят за окончание строительства собора. В таком виде мы его видим и поныне, то есть спустя уже половину тысячелетия!А вообще, это очень странно видеть законченный собор. Собор должен строиться всегда, с окончанием строительства, кажется, остановится и само время.

Слева от портала изображены император Священной Римской империи Генрих II и его жена Кунигунда. Супруг держит в руках макет мюнстера. Подробнее о них вы можете почитать здесь.

Справа от портала мы видим Неразумную Деву и Искусителя. Дьявол перевоплотился в красивого молодого человека. Однако, если заглянуть ему за спину, можно увидеть, как по его плащу ползают жабы и змеи. Это и выдаёт его истинную натуру.

Базельский мюнстер. Интерьер

  • Боковой неф, Мюнстер, Базель
    Боковой неф, Мюнстер, Базель

Раньше я уже описывал историю строительства двух башен, теперь давайте зайдём внутрь. Вход бесплатный. За какие-то символические деньги можно подняться на одну из башен, но не стали этого делать — я уже не помню почему.

Вообще, большей свободы, чем в этом храме я не видел нигде. Так по алтарю проходили целыми экскурсиями, а снимали со вспышкой. И вся эта бесцеремонность воспринималась нормально.

«Либо так выглядит протестантизм кальвинистского толка, либо настолько инопланетна Швейцария по отношению ко всей остальной Западной Европе» — подумал я тогда. А сейчас думаю, что это одна и та же мысль, но под разными углами.

Про убранство собор правильно будет сказать, что его нет. Орган, ряды деревянных сидений — вот и всё! Никакой ватиканской роскоши, одна только строгость.

На самом деле, были времена, когда этот мюнстер был католическим кафедральным собором, и весь Базель был епископской землёй, как и Кёльн, как и Зальцбург. И интерьер был богат, как и любой другой католический собор.

Интерьер Мюнстера, Базель

Интерьер Мюнстера, Базель

Но в 1529 году в него ворвались реформаторские иконоборцы (Bildersturm) и даже не разграбили, а просто уничтожали всю церковную утварь, всю эту готическую и барочную роскошь. К счастью, многое удалось спасти, и сейчас всё это выставлено в Историческом музее Базеля.

Победа Реформации в Базеле оказалась окончательной, и всё, что осталось от епископской власти в нём, так это наконечник епископского посоха на его гербе.

Двумя веками позже интерьер подвергли ремонту и тогда выкрасили стены в белый цвет.

Кстати, в одном из северных боковых нефов можно обнаружить надгробный камень Эразму Роттердамскому (это тот, кто написал «Похвалу глупости», вещицу саркастическую и острословную). Да-да, несмотря на своё прозвище старина Эразм большую часть жизни прожил именно здесь, в Базеле, в Базеле же скончался и был захоронен под этим собором. Теперь его прах навечно присуждён быть попираем ногами туристов, зато ночами он может наслаждаться журчаньем Рейна, самой красивой реки, которую я только видел, не исключая Волги, Дона и Дуная. Но в Базеле Рейн меня разочаровал, свою царственность он приобретает уже в нижнем течении, в районах Кёльна и Дюссельдорфа.

А теперь витражи.

  • Витраж, Мюнстер, Базель
    Витраж, Мюнстер, Базель

Режим работы

Мюнстер работает по достаточно путанному графику, но давайте разбираться.

Во-первых, посещение собора и съёмка в нём бесплатны. Также ничего не нужно платить за примыкающий клуатр. Платить нужно только за подъём на любую из двух башен. Цена билета 4 швейцарских франка, преодолеть придётся порядка 240 ступеней.

Теперь о самом графике.

Мюнстер работает летом (от Пасхи до середины октября) по такому графику:

Пн — Пт 10:00 — 17:00

Сб 10:00 — 16:00

Вс и праздники 11:30 — 17:00

Зимнее расписание собора немного отличается:

Пн — Сб 11:00 — 16:00

Вс и праздники 11:30 — 17:00

Во время базельского карнавала мюнстер открыт 11:00 — 14:00.

Закрыт же он 24 декабря, 1 января и в Страстную пятницу.

По клуатру можно прогуляться в любой день с 8:00 до наступления темноты, но не позже 20:00. Кроме карнавальных дней. В это время он закрыт.

Другие достопримечательности Базеля

This site is protected by wp-copyrightpro.com