Мариацкий костёл

Вид на Мариацкий Костёл с Главного Рынка, Краков

Вид на Мариацкий Костёл с Главного Рынка, Краков

Мариацкий костёл (Kościół Mariacki) — это главный городской собор Кракова и располагается на площади Главного Рынка. Более полное его название — Архипресвитеральный костёл Успения Пресвятой Девы Марии (Kościół archiprezbiterialny pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny). И если собор Святых Станислава и Вацлава в Вавеле служил религиозным нуждам королевских династий Пястов и Ягеллонов, то этот костёл был главным приходом самого города.

Первое здание костёла было деревянным. В 1221-22 его перестроили в камне, но почти сразу же разрушили татары-монголы во время вторжения. Но нет худа без добра, ибо только благодаря татарским разрушениям выстроили современный вариант собора.

Конечно же, это нельзя уже считать чистокровной кирпичной готикой, однако её влияние чувствуется. Поэтому Мариацкий костёл можно считать одним из самых южных образцов кирпичной готикой.

Когда вы будете задирать голову перед храмом, то обязательно заметите, что башни — разные. Северная башня возвышается на 82 метра над землёй. Она также называется Хейналица, потому что с неё каждый день ровно в 11 часов 15 минут издают знаменитый Мариацкий хейнал.

Хейналица не только выше своей южной сестры, но и заметно интереснее. За счёт купола. Шлем — как ещё называют купола в храмовом зодчестве — изготовил Матиас Херингкан в 1478 году.

Южная башня заметно ниже. Её высота составляет 54 метра и служит обыкновенной колокольней для костела. Она так и называется — Колокольня. На ней висит пять колоколов. И один из них, носящий название Ползигмунт (Polzygmunt), в одиночку поднял силач по имени Станислав Циолек.

Названия башен — говорящие! С правой переливается колокольный звон, а с левой по-над крышами Кракова летит хейнал.

Что такое хейнал?

Хейнал происходит от венгерского слова hajnal — утро.

Теперь, что такое хейнал. Происходит от венгерского hajnal — утро. В Кракове это слово означает сигнал, который подаёт трубач с башни в начале каждого часа. Несколькими столетиями раньше с Хейналицы оповещали о пожаре или нападении врагов. Сначала трубач играет на юг, в сторону Вавеля, то есть венценосцам, затем на запад, на ратушу, городским властям. Далее трубили стражникам у городским ворот на север, и, наконец, на восток в сторону пожарной части.

Фасад Мариацкого костёла, Краков

Фасад Мариацкого костёла, Краков

Хейнал настолько важен как для Кракова, так и для всей Польши, что его играли даже во время Второй Мировой войны. То есть даже несмотря на все те ужасы, которые совершались в соседнем Освенциме (Аушвице). Его даже транслируют по радио, как звуковой сигнал.

Легенда о происхождении хейнала относится к 1240 году. Она гласит, что в те времена Краков находился под постоянной угрозой нападения татар. И однажды часовой заметил приближение степной конницы. Он начал трубить, чтобы предупредить краковчан, но тут же был убит меткой туранской стрелой.

Но жертва дозорного не была напрасной! Горожане успели вовремя ополчиться и отбить татарское войско. Трубача похоронили с почестями, и каждый раз, когда над Краковом звучит хейнал — это память о той жертве. И до сих пор это мелодия всё так же внезапно прерывается, как будто каждый час татарская стрела вновь и вновь достигает часового.

Какая связь между Краковом и Самаркандом

Вот ещё одна легенда, показывающая важность хейнала для поляков. Так в XIX веке бытовало поверье, что Польша обретёт независимость только тогда, когда поляк протрубит заветные пять нот хейнала с самого высокого минарета в Самарканде (тогдашней столицы татаро-монголов). В 1918 году один поляк так и поступил, и вскоре его родина обрела независимость.

Более того, в Польше бытует и зеркальная легенда. Якобы в Самарканде всё это время от деда к внуку передавалось сказание, что в стародавние времена один их воин совершил страшный грех — он застрелил в одном из западных городов муэдзина, который трубой призывал горожан на моление. Так возникло поверье, чтобы смыть этот грех, нужно чтобы муэдзин-трубач из того города проиграл с минарета Самарканда прерванную мелодию до конца.

Но вернёмся к разновеликим башням костела!

На самом деле, соборов с асимметричными башнями не так уж и мало. Например, собор в Страсбурге или Фраумюнстер в Цюрихе. Обычные объяснения такому — это рыхлость почвы, которая не выдержала бы вес второй башни или банальная нехватка денег. Но это всё скучные объяснения! Лучше я расскажу вам две красивые легенды.

Первая легенда о башнях — про любовь

Краковские жёнушки с Суконных рядов рассказывают, что Мариацкий костёл строился двумя знаменитыми и древними на всю Малую Польшу семьями, которые решили породниться. Так случилось, что каждый клан возводил свою башню: один через жену, второй через мужа. Конечно, они соревновались между собой, как в той же Болонье.

И, как водится, жена оказалась хитрее супруга — ночами она изматывала мужа брачными утехами из-за чего муж днями не имел сил на строительство, а вот жена, наоборот, была полна сил и энергии. В результате, северная башня жены оказалась выше мужниной.

Вторая легенда о башнях — про братьев

По другой легенде, которые рассказывают старики, удящие рыбу на берегах Вислы, башни Мариацкого костела строили два брата. И старший брат, возводящий северную башню, понимал, что у него меньше таланта, чем у младшего, и тогда просто зарезал его. Свою башню он достроил, и она оказалась более красивой, чем южная, которая так и осталась навечно недостроенной. Но прошло несколько лет, и старшего брата истерзала совесть. Тогда он взобрался на своё творение, и с той высоты, с которой сейчас трубач играет хейнал, бросился вниз. Вот такая грустная история.

Интерьер Мариацкого собора

С Рыночной площади вход через крухту открыт только для паломников. Впрочем, изображать верующего нет смысла, так как в основную часть собора пройти нельзя.

С мая по сентябрь можно за 15 злотых подняться на смотровую площадку.

Поэтому идти придётся за деньги в дверь справа. Отдельно нужно оплатить и фотосъёмку. Вам выдадут стикер, который нужно наклеить куда-нибудь на видное место на одежду или на руку.

Алтарь Вита Ствоша

Алтарь Вита Ствоша, Мариацкий костёл, Краков

Алтарь Вита Ствоша, Мариацкий костёл, Краков

Самым главным сокровищем Кракова является алтарь Вита Ствоша. Его каждый может увидеть в Мариацком костеле. Правда, за бесплатно на него можно посмотреть только издалека – от самой двери костела. Если же хотите изучить его детально и вблизи, то нужно приобрести билет. Снимать, в любом случае нельзя, ибо храм действующий (зато деньги за вход брать можно). В общем, я купил билетик и по-тихому сделал это фото.

Правда, по последним данным сейчас можно свободно снимать внутри, если заплатить за это отдельно.

Вит Ствош, он же Файт Штосс

Интерьер Мариацкого костела, Краков

Интерьер Мариацкого костела, Краков

Вит Ствош (Wit Stwosz) – это искажённое на польский лад имя немца Файта Штосса (Veit Stoss). Что-то достоверное об этом мастере в его докраковский период сейчас сказать невозможно, но краковская летопись от 1502 года отзывается о нём так – «Vittus sculptor de Horb», то есть скульптор Вит из Хорба. Считается, что это швабский Хорб-на-Неккаре, близ Карлсруэ, но некоторые связывают его в швейцарским кантоном Ааргау.

Известно, что Файт Штосс успел много где побывать. В том же Страсбурге, что не удивительно, из-за его близости к Хорбу. Путешествовал по другим городам в верхнем течении Рейна, что тоже неудивительно, если что считать верной ту гипотезу, что он из Ааргау. Добрался аж до самой Вены, а заказ взял из далёкого славянского Кракова!

Итак, первое сообщение о скульпторе датируется именно 1477 годом. Тогда – будучи уже зрелым мастером, он прибыл в Краков и взялся за выполнения заказа алтарного складня для Марьяцкого костёла. Над ним он будет трудится аж 12 лет до 1489 и который станет его лучшим творением и оставит его имя в веках.

И тогда же из немца Файта Штосса он превратиться в поляка Вита Ствоша.

Алтарь в Мариацком костеле и краковский период

Кафедра в Мариацком костеле, Краков

Кафедра в Мариацком костеле, Краков

Самый большой деревянный алтарь в мире. Он занимает 13 метров в высоту и 11 — в ширину. Его фигуры — выше человеческого роста. Центральные — настоящие гиганты, их рост составляет 2,5 метра. Всего же на алтаре изображено около 200 фигур. Их реалистичность такова, что в XX веке один краковский профессор по ним изучал средневековые кожные болезни. Автор алтаря Вит Ствош получил 2808 гульденов, что в те времена составляло примерно годовой бюджет всего Кракова.

В русском языке есть такое выражение — липа. Так говорят о чём-то низкокачественном. Так одна женщина из Казани рассказывала мне, откуда пошло это выражение. Оказывается, обычно иконы делали из дуба. Но из липы — дешевле, проще и хуже. И всё-таки их стали делать из липы. Так стали появляться липовые иконы и целые иконостасы. Но Алтарь Вита Ствоша именно, что из липы, что никак не умаляет его ценности.

Самое лучшее, что можно сделать — это зайти в храм, сесть на скамеечку и долго-долго вглядываться в алтарные фигуры. И в какой-то момент они начинают возносится вверх. И тебя вслед за собой возносят вверх. Вся марионеточная неестественность их тел передаётся тебе. Потому что это — Средневековье, потому что — они все пребывают в горнем мире, и тело твоё — это не более чем марионетка, а главное душа.

Нюрнбергский период

Интерьер Мариацкого костела, Краков

Интерьер Мариацкого костела, Краков

В 1496 году, будучи уже знаменитым скульптором и просто состоятельным, Вит Ствош переезжает во франконский Нюрнберг. Сейчас этот город относится к Северной Баварии и считается самым немецким из всех немецких городов.

Со стороны Ствоша это был достаточно самонадеянный шаг, поскольку годом раньше туда вернулся из своей итальянской поездки Альбрехт Дюрер, и первому придется конкурировать со вторым. Впрочем, Нюрнберг большой, и места в ней хватило не то, что на двоих, но и третьим места осталось!

Венец на крухте Мариацкого костёла, Краков

Венец на крухте Мариацкого костёла, Краков

Здесь он продолжал совмещать творчество с торговлей и финансами, которые довели его к 1503 году на грань банкротства. Тогда он решился на подлог. Он подделал подпись на векселе, но преступление вскрылось. Штосса приговорили к публичному клеймению в обе щеки. Бегство в Мюннерштадт не исправило ситуации. В 1505-6 годах ему несколько раз пришлось сидеть в тюрьме. И лишь в 1507 художнику удалось заручиться помилованием от императора МаксимилианаI и восстановлением в гражданских правах.

Дальше дела его, по-видимому, наладились. В 1518 году он изготовил Благовещение Пресвятой Богородицы для Церкви Св.Лоренца, а в 1520-23 – Бамбергский алтарь для кармелитской церкви Св.Себальда. Впрочем, его слава была так велика, что он даже получил заказ на изготовление скульптуры св.Роха для флорентийской базилики Сантиссима-Аннунциата.

Файт Штосс прожил до глубокой старости и умер в 1533 году, за несколько лет до этого ослепнув.

Вид от Мариацкой площади на Мариацкий костёл, Краков

Вид от Мариацкой площади на Мариацкий костёл, Краков

Официальный сайт: http://mariacki.com.

Вид на Мариацкий костёл с Главного Рынка, Краков

Вид на Мариацкий костёл с Главного Рынка, Краков

Другие достопримечательности Кракова

This site is protected by wp-copyrightpro.com