Рыночная площадь

Площадь Главного Рынка, Краков

Площадь Главного Рынка, Краков

Обращу ваше внимание, что по-польски площадь Главного Рынка в Кракове называется просто Rynek Główny. Это переводится, как Главный Рынок. Однако по-русски это как-то не звучит. Когда краковчане говорят, что идут «на Рынэк», то имеют ввиду, что идут именно сюда, а не на базар за помидорами и картошкой.

Итак, площадь Главного Рынка — самая большая средневековая площадь в Европе и имеет 200 х 200 метров! В таком виде она и была спланирована согласно городскому плану в 1257 года. По нему же — от каждой стороны Рынка должно было отходить по три параллельных улицы. И таким образом весь Краков был бы поделён на квадраты-инсулы подобно древнеримским городам!

Так появилось четыре квартала — Славковский, Ржежничи, Гарнчарский и Гродский. Каждый из них одним своим углом заходил на Главный Рынок.

Сама площадь была огромнейшей и проектировалась с прицелом на дальнейший рост Кракова. А потому и сама быстро застраивается. Во-первых, Суконными рядами, которые разделяют площадь надвое и мешают оценить масштабы Главного Рынка. Во-вторых, ратушей. Сейчас саму ратушу разобрали, однако сохранили её башню.

Оставшаяся площадь тоже застраивается деревянными торговыми рядами. Соляным, угольным, рыбным, хлебным…

В начале XIX века Краков попадает под власть австрийцев и в превращается в Кракау.  Подновляются здания Сукенниц и ратушной башни, реставрируются фасады домов, выходящих на площадь. Вокруг Мариацкого костёла убирают кладбище, а могилы переносят на только что образованное Раковицкое кладбище.

В наши дни жизнь с площади ушла, уступив место туризму. И возвращается лишь по праздникам и особенно во время рождественских ярмарок.

Сукеннице (Суконные ряды)

Сукеннице (Суконные ряды), Краков

Сукеннице (Суконные ряды), Краков

На самом деле по-русски они называются Суконными рядами, а по-польски Sukiennice. Учитывая, что оба языка славянские, то и наши туристы и гиды быстренько переименовали в Сукенницы. Так что же это такое? Обыкновенные торговые ряды, в которых торговали сукном. Почему именно сукном, вопрос для меня остаётся открытым.

Сукеннице (Суконные ряды) в дождь, Краков

Сукеннице (Суконные ряды) в дождь, Краков

В первом своей версии Суконные ряды появились в 1257 году при Болеславе V Стыдливом (Bolesław Wstydliwy), князе краковском и сандомирском. Затем здание много раз, как и полагается любому зданию с историей, горело и перестраивалось, и лишь в версии 1879 года мы его сейчас наблюдаем. Капители колонн для этой версии рядов рисовал сам Ян Матейко. Само же здание проектировал Томаш Прылинский.

Сейчас в рядах никаким сукном уже не торгуют, разве что сувенирным. Торгуют именно что сувенирами с бесконечными геральдическими орлами (символ Польши) и драконами (символ Кракова). Торговля идёт бойко! Думаю, что примерно такой же гвалт стоял здесь и триста лет назад, когда отмеряли столько-то локтей пурпурной материи, а не столько-то килограмм холодильниковых магнитиков.

Но рассматривая сувениры, не забывайте поднимать глаза вверх, чтобы увидеть подвешенный под потолком нож. Зачем он тут, никто конкретно не знает, но предполагают, что именно им один брат убил другого при строительстве башен Мариацкого костёла.

Петушок на маскароне, элемент декора Сукенниц (Суконные ряды), Краков

Петушок на маскароне, элемент декора Сукенниц (Суконные ряды), Краков

В рамках экскурсии можно посетить рыночные катакомбы. В 2005 году была реставрация Рынка и провели археологические раскопки. Экспонатов хватило для создания филиала Краковского исторического музея.

Суконные ряды внутри, Краков

Суконные ряды внутри, Краков

Макет Сукенниц, Краков

Макет Сукенниц, Краков

Памятник Адаму Мицкевичу

Адам Мицкевич, Рыночная площадь, Краков

Адам Мицкевич, Рыночная площадь, Краков

Памятник Мицкевичу установили по случаю столетия со дня его рождения 16 июня 1898 года. Автором скульптуры был Теодор Ригер. Отливала её итальянская фирма “Nelli” в Риме.

Во время фашисткой оккупации памятник был уничтожен, а уже после войны его обломки были найдены на свалке в Гамбурге. Вторичное открытие памятника Мицкевичу состоялось 26 ноября 1955 года в столетнюю годовщину смерти поэта.

Высота скульптуры составляет 10 метров. На постаменте кругом изображены аллегории родины, доблести, науки и поэзии.

Сам поэт при жизни не побывал в Кракове даже, однако его прах привезли сюда из Парижа и захоронили на Вавеле. Краковчане часто выбирают местом встречи около него, “У Адама”. Этим он аналогичен памятнику Пушкину в Москве или Вацлаву в Праге.

Вид на памятник Мицкевича и рождественскую ярмарку из аркады Сукенниц, Краков

Вид на памятник Мицкевича и рождественскую ярмарку из аркады Сукенниц, Краков

Башня городской ратуши

Башня ратуши, Рыночная площадь, Краков

Башня ратуши, Рыночная площадь, Краков

Без самой ратуши, которую разобрали по причине обветшалости, она смотрится сиротливо, но сама по себе 70-метровая башня очень красива.

Весь ратушный комплекс был построен в начале XIV века в готическом стиле. Однако в XVII веке в башню ударила молния и спалила шпиль. Восстановили уже с барочным шлемом, который мы можем видеть и сейчас. Разобрали же ратушу уже в XIX веке.

Лев у башни, Рыночная площадь, Краков

Лев у башни, Рыночная площадь, Краков

В 1960-х башню реконструировали. В частности привезли каменных львов из дворца Морстиновых в Плавовицах.

Сейчас на высоте 50 метров оборудована смотровая площадка, а в подвалах под башней есть уютное кафе и театр “Маскарон”.

Макет Ратуши, Краков

Макет Ратуши, Краков

Связанный Эрос

"Связанный Эрос" Игоря Миторая, Рыночная площадь, Краков

«Связанный Эрос» Игоря Миторая, Рыночная площадь, Краков

С другой стороны от Суконных рядов вы обнаружите странную скульптуру Игоря Миторая “Связанный Эрос” (Eros Bendato). Местных жителей она до сих пор продолжает шокировать и возмущать. Кажется, что она диссонирует своим новаторством со средневековым окружением. С другой стороны, голова похожа на обломок античной статуи. Может показаться, что она лежала тут, на излучине Вислы, уже тысячи лет. Она видела, как греки ходили на север за янтарём. И вот вокруг неё вырос город, таких диссонирующий с античными руинами.

На самом деле, её интерпретация достаточно прозрачная. Если присмотреться, то можно заметить, что вся голова перебинтована до самых глаз. Это метафора, что Любовь (Эрос) бывает слепой (бинты), и от неё теряют голову (нет остального тела).

Но краковчане уже примиряются со своим новым поинтом и даже назначают место встречи у неё («у головы») вместо прежнего «у Адама» на другой половине площади.

Голова имеет 3,7 метра в длину и 2,25 метра в ширину.

С неё очень любят залезать студенты накануне экзамена — на удачу.

Другая похожая скульптура Игоря Миторая установлена в немецком Бамберге.

Другие достопримечательности Кракова