Выборг – Эспланада, северный модерн и Красная площадь

Для начала разберёмся, что такое эспланада? Википедия сообщает следующее. В старину так называлось открытое место перед крепостными стенами, чтобы противник не мог проскользнуть незамеченным. Для этого запрещали строить какие-либо постройки в пределах эспланады. Да и заставляли вырубать молодые деревья. В старину на Руси эспланаду называли предпольем.

В случае с Выборгом парк разбивался в 1862 году на месте разобранной крепостной стены, так называемой «Рогатой крепости», а потому и получил такое название. Она раскинулась от Рыночной до Красной площадей. В Советское время её переименовали в безликое парк имени Ленина. Официально такое название за ней и осталось, однако местные жители предпочитают её называть Эспланадой.

Для эспланады специально выписывали определённые породы деревьев и заказывали скульптуры. И так стихийно получилось, что по одной стороне парка вырос самый настоящий заповедник северного модерна. Модерн становится интересен, когда начинаешь снимать мелкие детали зданий. А уже дома просматриваешь эти десятки фотографий. Самое главное не забыть снять дом общим планом. Лучше всего это сделать вначале, пока не погряз в элементах декора.

Выборгский модерн

Но вернёмся к Выборгу. Если нам этот город интересен своей средневековой архитектурой, роднящей его со шведскими городами, то европейцы едут в него именно за модерном. В самом деле, Выборг если и уступает в этом плане Хельсинки или Риге, то совсем немного.

Вот так интересно получается!

Итак, прогуляемся вдоль северного края Эспланады, которая официально носит название проспекта Ленина.

Дом ювелира Портана

Дом Ювелира Портана, Выборг

Дом Ювелира Портана, Выборг

Дом купца Маркелова

Дом купца Маркелова, эспланада, Выборг

Дом купца Маркелова, эспланада, Выборг

Под номером 6 идёт пятиэтажный доходный дом купца Маркелова. Выборгский губернский архитектор Карл Алан Шульман построил его в 1903-1904 годах. Этот дом считается его лучшей постройкой. Он выстроен в стиле модерна, в стиле финнского национального романтизма.

Медведи на доме Маркелова, эспланада, Выборг

Медведи на доме Маркелова, эспланада, Выборг

Фасад разделён на три части двумя эркерами. То тут, то там здание украшено флорой и фауной Карелии. И самыми заметными являются статуи четырёх медведей. Чуть позже на эспланаде была установлена статуя Мальчика с медвежонком и ещё два медведя у железнодорожного вокзала. Всё это дало повод называть Выборг городом семи медведей.

Медведи на доме Маркелова, эспланада, Выборг

Медведи на доме Маркелова, эспланада, Выборг

Первый этаж дома Маркелова был отведён под коммерческие цели. Раньше лавки и склады Маркеловых размещались в Круглой башне на Рыночной площади.

По его замыслу одна квартира занимала весь этаж, но в Советское время они были поделены на более мелкие.

Интересен и сам Маркелов. Демьян (Дамиан, Домиан)  Маркелович Маркелов был из крепостных в деревне Сидорово Тверской губернии. После отмены крепостного права стал торговать в Выборге маслом, молоком и хлебом. Его дела шли настолько в гору, что в 1915 году его компания «Д. Маркелов и Ко» был на четвёртом месте среди самых успешных коммерсантов города.

Главный фронтон дома Маркелова, эспланада, Выборг

Главный фронтон дома Маркелова, эспланада, Выборг

На центральном фронтоне сделана виньетка с годами постройки дозодного дома.

Проспект Ленина, 8

Проспект Ленина, 8, Выборг

Проспект Ленина, 8, Выборг

Следующий дом под номером 8 тоже является представителем северного модерна. Он не входит в список интересных зданий Выборга, но мне приглянулся. Заметим, что щипцы у дома разновеликие.

Проспект Ленина, 8, Выборг

Проспект Ленина, 8, Выборг

Национальный акционерный банк

Национальный акционерный банк, проспект Ленина, Выборг

Национальный акционерный банк, проспект Ленина, Выборг

Следующее здание (Ленина, 8а) тоже является интересным образчиком модерна. Фасад украшен различными интересными деталями, например, шестернями.

Деталь фасада Национального акционерного банка, проспект Ленина, Выборг

Деталь фасада Национального акционерного банка, проспект Ленина, Выборг

Построило его в 1901 году архитектурное бюро Уско Нюстрём-Петрелиус-Пенттиля (Usko Nyström, Petrelius & Penttilä).

Дверь Национальногл акционерного банка, проспект Ленина, Выборг

Дверь Национальногл акционерного банка, проспект Ленина, Выборг

Здание принадлежало Национальному акционерному, или Консолидационному банку (Kansallis-Osake-Pankki).

Национальный акционерный банк, проспект Ленина, Выборг

Национальный акционерный банк, проспект Ленина, Выборг

Финляндский торговый банк

Финляндский торговый банк, проспект Ленина, Выборг

Финляндский торговый банк, проспект Ленина, Выборг

Портал в Торговый банк, проспект Ленина, Выборг

Портал в Торговый банк, проспект Ленина, Выборг

Финляндский торговый банк, проспект Ленина, Выборг

Финляндский торговый банк, проспект Ленина, Выборг

Особняк Ф. И. Сергеева, или Дворец рококо

Особняк Ф.И. Сергеева (Дворец рококо), проспект Ленина, Выборг

Особняк Ф.И. Сергеева (Дворец рококо), проспект Ленина, Выборг

Далее по проспекту в глаза бросается двухэтажный так называемый Дворец Рококо, построенный губернским архитектором Фредериком Оденвалем для Фёдора Ивановича Сергеева. Сын крепостного. В возрасте четырнадцати лет попал в Выборг, выучил шведский и финский и занялся торговлей нефтью, хлебом и фруктами. У него были пивной завод, табачная фабрика (крупнейшее предприятие города на 1910 год), другие мануфактуры и пароходство. Его торгово-промышленная компания «Oy Sergejeff Ab» существует в Финляндии и сейчас.

Вот для выборгского купца N1 Оденваль в 1883 году строит свой последний и лучший дом в стиле неорококо. Здание асстметрично, параднвй вход смещён в левый ризолит, а центральная часть подчеркнута балконом с ажурной решёткой. Раньше он поддерживался консолями в виде атлантлов, что скажется в оформлении соседнего дома Конконена, о котором ниже.

После смерти Сергеева в 1920-е – 1930-е годы дворец Рококо отдали под магазины, ресторан и парикмахерскую. Из-за этого на первом этаже убрали атлантов и прорубили витринные окна. В послевоенные годы в нём ращмещался городской радиоузел. В 1960-е его хотели снести, чтобы расширить гостиницу «Выборг», но активисты отстояли особняк Сергеева и вообще отменили проект расширения гостиницы. Здание передали Управлению главного архитектора, тогда на первом этаже окнам вернули первоначальную форму, но атлантов не восстановили. Теперь рассматривается вопром о размещении в здании региональных органов.

Дом купца Конконена

Дом купца Конконена, Выборг

Дом купца Конконена, Выборг

Бок о бок с особняком Сергеева стоит ещё один достойный представитель северного модерна. Это дом купца Конконена.

Йохан Александр Конконен был известным в Выборге купцом и конезаводчиком. Этот дом для него построил архитектор Пааво Уотила (Paavo Uotila).

Здание и сейчас выглядит высоткой, что уж говорить о начале XX века. Вертикальности добавляет эркер, увенчанный пирамидальным шпилем.

Эспланада

Церковь святых Петра и Павла

Собор Петра и Павла, Выборг

Собор Петра и Павла, Выборг

Первой интересной достопримечательностью, которую вы увидите, если попадёте на эспланаду из Старого города или Рыночной площади будет лютеранский собор.

Его строительство началось с доклада губернатора В. К. Энгельгардта Екатерине II, что в Выборге недостаёт «российской церкви», а также «кирки для шведского и немецких приходов». О «российской церкви» я расскажу немного ниже, а пока что о лютеранской кирхе. С 1783 года начался сбор денег в соответствующих общинах Петербурга, Нарвы, Ревеля (будущего Таллина) и Риги. Проект поручили Иоганну Брокману, но выборжцы настояли, чтобы ему в помощники вызвали Георга Фридриха Фельтена. Последний действительно изменил и доработал проект первого. Собор вскоре закончили и освятили в 1799 году в честь святых Петра и Павла, так как строительство завершилось уже при царствовании Павла I.

XX век здорово потрепал лютеранский храм. В 1944 году её разграбили. Уничтожили алтарь в стиле Людовика XIV и 25-регистровый финский орган. В послевоенное время в интерьерах размещались склад и клуб военных моряков, в результате от внутреннего убранства совсем ничего не осталось. Восстановление произошло уже в 1991 году. Приобрели эстонский алтарь, отлили колокол, а 10-регистровый орган церкви подарили прихожане финского города Миккели.

Сейчас церковь подрабатывает тем, что играет органные концерты.

Собор святых Петра и Павла, эспланада, Выборг

Собор святых Петра и Павла, эспланада, Выборг

Памятник Микаэлю Агриколе

Памятник Микаэлю Агриколе около собора Петра и Павла, Выборг

Памятник Микаэлю Агриколе около собора Петра и Павла, Выборг

Справа от лютеранского храма установлен памятник Микаэлю Агриколе работы Эмиля Викстрёма (Emil Wikström). Викстрём ваял атлантов, которые украшают центральный вход хельсинского вокзала. О самом Агриколе я уже подробно писал здесь.

Мы видим бюст Агриколы над раскрытой книгой. На постаменте написаны следующие строки на финском: «Тот, несомненно, услышит финский язык, кому открыта душа всех».

Сейчас у лютеранского храма установлена копия памятника, а оригинал стоял у Нового Кафедрального собора, о котором подробно я расскажу ниже. Изначально памятник был многофигурным и более масштабным. Финнам он так понравился, что они сделали несколько реплик в разные города.

Оригинал исчез в 1940 году во время Зимней войны. Считается, что его переплавили. По другой версии его разобрали и куда-то щатеряли в военной неразберихе.

Напротив находится кинотеатр «Выборг-Палас», у которого вечерами любят тусоваться местные школьники.

Памятник Микаэлю Агриколе, Выборг

Памятник Микаэлю Агриколе, Выборг

Дерево «Святое семейство»

Дерево "Святое семейство", эспланада в Выборге

Дерево «Святое семейство», эспланада в Выборге

Преображенский собор

Преображенский собор, эспланада, Выборг

Преображенский собор, эспланада, Выборг

Построили в 1786 году по проекту Н.А. Львова.

Лесной мальчик

Лесной мальчик, Эспланада, Выборг

Лесной мальчик, Эспланада, Выборг

Идём дальше на восток по эспланаде, мимо парка аттракционов, и на пересечении с Ленинградским проспектом стоит интересная статуя «Лесной мальчик». А история у неё следующая.

В 1896 умирает городской аптекарь Й. К. фон Цвейгберг и завещает 167 тысяч финляндских марок на украшение своего родного города. Это была круглая сумма. Городские власти использовали часть наследства для украшения эспланады скульптурами. Так на аптекарские деньги были приобретены «Лось» Юсси Мянтюнена, «Маленький рыбак» Микко Хови (не сохранился) и «Лесной юноша» (финский Metsänpoika) Юрьё Лийпола (Yrjö Liipola).

«Лесного юношу» установили на эспланаде в 1932 году, незадолго до начала Советско-финской войны. Но в отличие от всех других композиций, она счастливо пережила все эти годы, и мы ей можем любоваться и по сей день.

Скульптура поражает своим романтизмом. Отрок, начитавшийся книг, написанных высоким штилем о прекрасном, и теперь полный вертеровских мыслей, ведёт доверчивого медвежонка. Отрок что-то рассказывает зверьку (мы видим, как он повернул голову), но тот, разумеется, ничего не понимает и думает о кормёжке.

Мне-то кажется, что скульптура символизирует союз человека и природы, но как-то отпугивает её романтизм. Почему-то каждый раз, когда я смотрю на неё, у меня невольно всплывает «Лесной царь» Гёте. Там тоже лесной дух речами уводит доверчивую душу, вот только не понятно, в хорошее ли место.

Тем более удивительным кажется тот факт, что скульптура для Лийполы было не основным занятием, а хобби на досуге, когда дипломатические дела давали свободное время.

Впрочем, городские легенды Выборга рассказывают другую историю. Якобы у Лийполы был сын, который повстречал в окрестных карельских лесах двух медвежат, а потом был растерзан разъярённой медведицей. Мальчик находился в том возрасте, в каком его опечаленный отец изваял в бронзе.

Лось Юсси Мянтюнена

Лось, Парк Ленина, Выборг

Лось, Парк Ленина, Выборг

Рядом с Центральной библиотекой имени Алвара Аалто и Красной площадью есть очень изящная скульптура Лося (Hirvi).

Для меня в этой фигуре раскрывается несомненная уверенность, что Финляндия будет одной из тех стран, за которой стоит будущее. Искусство этой страны одновременно минималистично, пластично, натуралистично и невероятно своевременно. Мне тяжело, если вообще возможно, представить лучшую связь между природой и будущим. Между охотником, который добывает на праздничный ужин утку в лесах Суоми, и электромобилями на гравитационной подушке. Я не умею хорошо говорить о пластике скульптур, я просто это чувствую, когда смотрю на них, и это Лось один из шедевров для XXI века.

А скульптуру эту изготовил Юсси Мянтюнен (Jussi Mäntynen). Хотя он и родился в столичном Хельсинки в 1902 году (хотя какая это была тогда столица, две колеи на три двора!), но любил охотничать и любоваться финской природой, которая действительно достойна восторгов. Уже с детства любил и умел рисовать птиц.

В 1924 году 22-летний Юсси изготовил из гипса этого Лося, своё самое известное произведение, между прочим, специально для Северной Охотничьей Выставки. А четырьмя годами позднее, в 1928 году, фигура, отлитая уже в бронзе заняла своё место в Выборге. В те годы, напомню, город был вторым городом Финляндии и центром Восточной Финляндии, и вообще назывался Виипури (Viipuri). Тогда же вся Финляндия представлялась лосём, как, скажем, Россия медведем.

Когда же Выборг отошёл СССР, бывшие жители города, переселившиеся в Лахти (Lahti), в 1955 году решили установить в своём новом родном городе копию скульптуры. Позже копии также были установлены в Турку в 1969 году и Хельсинки в 1972.

А Юсси под конец жизни переселился в Турку, поэтому большинство его скульптур находится именно там (яркий пример «Лебеди»), хотя встречаются также и в Хельсинки, и в Стокгольме (потрясающие «Танцующие журавли»), и в Котке (разумеется, «Орлы»).

Легенда о Лосе

Наверное, не бывает такой скульптуры, которой суеверные люди не начищали бы до золотого блеска какую-нибудь часть. Лосю повезло больше многих других – ему начищают копыта и говорят так: «Надо обязательно коснуться копыт Лося, тогда обязательно вернёшься сюда на сильных и здоровых ногах!»

Думаю, что люди подобного склада характера придумали такую городскую легенду.

Однажды несколько охотников попало в сильных снегопад, и им пришлось заночевать в лесу. Ближе к полуночи мужчины со страхом обнаружили, что окружены огромной стаей волков. А ведь зима, волки голодные – могут и на человека напасть!

Охотники уже приготовились умереть, как увидели невесть откуда взявшегося лося, который задними копытами стал отбиваться от волков и проламливать им черепа. Но волков было очень много, и тогда лось решил пожертвовать собой ради людей и увёл их в глухие карельские чащи.

Так охотники пережили ночь, а наутро возвратились в Выборг. В память об этом событии, якобы, и был поставлен этот памятник.

Старый кафедральный собор

Фотографии Кафедрального собора, музей Выборга

Фотографии Кафедрального собора, музей Выборга

Интерьер кафедрального собора, музей Выборга

Интерьер кафедрального собора, музей Выборга

В те времена, когда Выборг принадлежал Финляндии и назывался мелодичным финно-угорским Viipuri, был в нём кафедральный собор, выдержанный в строгом северном стиле. Эти фото можно увидеть в музее «Выборгский замок», то есть если зайти в башню св. Олафа.

Но вернёмся к собору. Построен он был в 1893 году по проекту архитектора Эдуарда Диппеля. Здание церкви из трёх нефов выполнено в неоготическом стиле. Церковь вмещала 1800 человек, алтарная картина написана художником Пеккой Халоненым. На площади перед главным входом в 1908 году был установлен памятник Михаэлю Агриколе. В связи с учреждением в 1925 году Выборгской епархии, церковь стала кафедральным собором.

Но потом тут происходили бои Советско-Финской и Великой Отечественной войн, и собор получил много повреждений. Реставрировать его не стали по понятным причинам и в 1953 году его окончательно разобрали. Сейчас место, где был этот храм, выглядит вот так.

Площадь, где находился Кафедральный собор, Выборг

Площадь, где находился Кафедральный собор, Выборг

Библиотека Алвара Аалто

Библиотека Алвара Аалто, эспланада, Выборг

Библиотека Алвара Аалто, эспланада, Выборг

Последней достопримечательностью эспланады является библиотека Алвара Аалто, шедевр архитектуры функционализма. Знаменитый финнский архитектор Алвар Аалто (Hugo Alvar Henrik Aalto) построил её в 1933-35 годы. Средства на постройку дала вдова выборгского мецената Юхо Лаллукки.

Аалто при проектировании уделил много внимания функциональному назначению здания. Так в читальный зал свет поступает через 57 конусообразных отверстий в крыше, зато нет обычных окон. Зал наполняется рассеянным мягким светом, что полезно для глаз читателей и для сохранности книг. (Не нашёл информацию, как дело обстоит с освещением в самом книгозранилищем.)

В лекционном зале сделан деревянный волнообразный потолок, который обеспечивает равномерное акустическое распределение.

Библиотека Аалто считается третьей достопримечательностью Выборга после Замка и парка Монрепо.

Скульптура совы в юго-восточной части эспланады, Выборг

Скульптура совы в юго-восточной части эспланады, Выборг

Красная площадь

Красная площадь (вид от эспланады), Выборг

Красная площадь (вид от эспланады), Выборг

На севере же располагается Красная площадь. Раньше она носила название площади Красного Колодца. Такое название она получила в 1599 году после того, как наместник города Арвид Тараст и его сын были обезглавлены, так как были сторонниками свергнутого короля Сигизмунда и выступали против будущего Карла IX. После обезглавливания их головы повесили на Скотопрогонных воротах около Круглой башни. А их сторонников попросту перерезали на этой площади. В историю эта кровавая страница вошла как «выборгская резня».

Как и положено для всякого города СССР на главной площади находится памятник Ленину.

Дом Москвина, Красная площадь, Выборг

Дом Москвина, Красная площадь, Выборг

Дом купца Фёдора Москвина

Дом Москвина, Красная площадь, Выборг

Дом Москвина, Красная площадь, Выборг

Самым интересным зданием из окружающих Красную площадь является дом купца Фёдора Москвина. Его построил в 1907 году Пааво Уотил. Дом интересен за счёт своих башенок, которые должны были отсылать к любекскому собору.

Дом Отсо, Выборг

Дом Отсо, Выборг

Дом Отсо, Выборг

Дом Отсо, Выборг

Дом Отсо.

Дома Отсо и Арина, Красная площадь, Выборг

Дома Отсо и Арина, Красная площадь, Выборг

Дом Арина.

Другие достопримечательности Выборга