Вагаршапат (Эчмиадзин) – город храмов
История Вагаршапата
История Артимеда и Вардгесавана
В прошлом Вагаршапат (Վաղարշապատ) был одной из 13 столиц Армении. Сейчас же это священный город и армянский ватикан. Более известен как Эчмиадзин (Էջմիածին).
Мовсес Хоренаци в своей «Истории Армении» говорит, что до Вагаршапата город назывался Вардгесаван, а до того – Артимед. Последнее название связывается с храмом, посвящённым Анаит, главной богине дохристианских армян. Предположительно, храм стоял на месте нынешнего собора Святой Рипсиме. Это показали раскопки 1950-х годов. Храм был эллинистического типа наподобие того, которым мы сейчас можем наблюдать в Гарни.
Потом Артимед переименовали в «Город Вардгеса» – Аван Вардгеси (Ավան Վարդգեսի) – Вардгесаван. Назван в честь Вардгеса Манука (жил в VI до н.э.).
История Вагаршата и Кайнеполиса
Вагарш I, царь Великой Армении, в 140-х годах уже нашей эры обнёс город стенами и переименовал в свою честь – Вагаршапат – «город Вагарша». От персидского апат, абад – селение, город. Тогда же царь сделал его столицей Великой Армении.
Интересно, что в 163 году во время временной оккупации Армении, Вагаршапат был объявлен римской столицей Армении под названием Кайнеполис, то есть Новый город.
История Эчмиадзина
В IV веке однажды в центре города Григорию Просветителю явился сам Христос. На этом месте построили собор, который и назвали Эчмиадзином (буквально переводится, как «сошёл Единородный»).
Так продолжалось две тысячи лет. Город назывался Вагаршапатом, а монастырь в его центре Эчмиадзинским, который служил рещиденцией католикоса и центром Армянской апостольской церкви.
В 335 году столицей Великой Армении стал город Двин (Դուին). Ныне этот город не существует. Двин пережил расцвет и медленный упадок, пока его окончательно не стёрли с лица земли монголы в 1236 году.
В 1945 году Вагаршапат переименовали в Эчмиадзин, а в 1992 году переименовали обратно. Сейчас используются оба названия.
Сейчас это город с 50-тысячным населением с очень сильным духом советчины. Впрочем, где его нет за пределами Еревана! Входит в марз Армавир, население которого почти вдвое меньше (27 тысяч).
Но если в Армавире туристу делать нечего, то Эчмиадзин является счастливым обладателем очень красивых храмов.
Эчмиадзинский монастырь
Главные ворота.
Семинария Геворкюгян – это высшее учебное заведение в Армянской церкви. Его основал католикос Геворг IV в 1874 году. От его имени и произошло название.
Церковь Святых Архангелов.
Предназначен для высоких духовных сановников и специальных гостей.
Старое общежитие.
Построена в 1771 году.
Кафедральный собор Сурб Эчмиадзин
Итак, главный храм Армянской апостольской церкви и одновременно древнейший христианский храм на территории Армении.
В 301-303 годах его возвёли по указу Григория Лусаворичем (Просветителем) на месте языческой базилики. Рядом тогда стоял царский дворец.
Трапезная. Кельи монахов. Старая резиденция католикоса.
Построены аж в VII веке и служили главным входом а собору. Последняя реконструкция была в XIX веке, а вот сейчас.
Крестильня. Духовная семинария.
Церковь Святой Гаянэ
К югу от монастыря находится церковь Святой Гаянэ. Это самая красивая армянская церковь, которую я видел. Она кстати входит в список Всемирного ЮНЕСКО.
Да и вообще при определённых ракурсах кажется, что ты в Италии или Южной Франции.
Сурб-Гаянэ – это отдельно стоящая церковь, но территория вокруг неё облагорожена так, что создаётся ощущение монастыря. На самом деле она входит в ансамбль Эчмиадзинского монастыря.
Построили церковь в 630 году по приказу католикоса Эзра на месте мученической смери Гаянэ.
Легенда о Святых Гаянэ и Рипсимэ
А кто она вообще такая? Гаянэ была игуменьей (настоятельницей) монастыря святого Павла, одна из 35 дев, в гористой местности Римской империи. Среди дев была и Рипсимия, необычайно красивая девушка.
В то время император Диоклетиан искал себе красивую жену, и его слуги увидели Рипсимию и нарисовали её портрет для него.
Диоклетиану она понравилась, но девушка не захотела выходить замуж за язычника. Весь женский монастырь сбежал из Римской империи в Армению. Диоклетиан узнал об этом и отправил армянскому царю Трдату III Великому послание, в которому просил найти девушку и отправить её к нему.
Трдат нашёл девушек, но ему самому понравилась Рипсимия. Он захотел овладеть ею, но девушка отказала. Тогда царь послал за Гаянэ в надежде, что та уговорит девушку. Однако игуменья наоборот убеждает девушку сохранить девственность. Разгневанный царь приказывает изрубить всех девушек.
Церковь Сурб Аствацацин
Ещё один храм – это церковь Пресвятой Богородицы. Сам Вагаршапат. Дом культуры.
Церковь Шогакат
Слово шогакат (Շողակաթ եկեղեցի) означает луч света. Имеется в виду тот луч, который спустился над Рипсимэ.
Церковь была построена очень поздно, в 1694 году по приказу князя Агамала Соротеци при католикосе Нахапете I. Но строилась с оглядкой на храмы Гаянэ и Рипсимэ.
Церковь Святой Рипсимэ
Уже на самой восточной окраине города стоит последняя церковь Рипсимэ. Одна из лучших образцов армянского зодчества. С 2000 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рипсимэ вместе с другими девственницами была убита, а на месте её смерти царь Трдат и Григорий Просветитель построили часовню с полупещерной усыпальницей.
В V веке персы разрушили часовню. Храм же на жтом месте построили в 618 году по указанию католикоса Комитаса I Ахцеци.
А вот двухярусная колокольня с восьмиколонной звонницей была пристроена в 1790 году.
Через дорогу находится Эчмиадзинский консервный завод, основанный в 1959 году. Он произволит фруктовые и плодово-овощные консервы.