Дом Хундертвассера (Hundertwasserhaus)

Дом Хундертвассера, Вена

Дом Хундертвассера, Вена

Когда видишь впервые этот дом, то кажется, что один из вас принял ЛСД. И, скорее всего, это был именно дом.

Мостовая вокруг дома вспухает и холмиться. Этажи перетекают один в другой. Каждый элемент дома кричит о своей обособленности и выделяется цветом. И вся эта архитектурно-психоделическая радуга к тому же поросла деревьями.

Говорят, что архитектура − это застывшая музыка. В случае с домом Хундертвассера это была музыка Битлз. Времён Yellow Submarine или Lucy in the Sky.

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Хундертвассер считал этот дом одной из вершин своего творчества и даже посвятил ему хвалебное стихотворение. И не взял гонорар за него. Сказал, что счастлив уже тем, что на его месте не было построено что-нибудь очередное уродливо.

Вообще же Фриденсрайх Хундертвассер был экстравагантной личностью. Например, перед своими студентами он читал лекции нагишом и велел обращаться к себе “доктор архитектуры”. Причем слово доктор он употреблял в смысле лечить, а не преподавать.

Дом Хундертвассера уже стал одной из знаковых достопримечательностей Вены. Более того, она узнаваема по этому весёлому дому! И он доказывает, что столица Австрии развивается и пытливо смотрит в будущее, а не превратилось в пыльное собрание музеев времён Австро-Венгрии, Франца-Иосифа II и императрицы Сиси.

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Фриденсрайх Хундертвассер

Фридрих Штовассер родился в 1929 году в Вене. Но зимой 1949 года он решил видоизменить свою фамилию. Первую часть “што”, которая похожа на славянское “сто”, он перевёл на немецкий язык. Hundert − сто. А вот вторую часть, которая переводится, как “вода”, он оставил.

Как признавался Хундертвассер, “вода его очень занимает”. Для него водная стихия символизировала убежище, в которое всегда можно улизнуть.

Экспериментировал он и с именем. Из типичного Фридриха он превратился в романского Фредерика, потом в Фридерейха. Наконец, в 1961 году, будучи в Японии, он остановился на Фриденсрайхе. С немецкого оно переводится, как богатый миром (в смысле не-войной). Впрочем сам Хундертвассер говорил о имени так: “У человека может быть несколько имён. И каждое из них может выражать его конкретную сторону”.

Понятно, что человек с таким подходом к жизни не мог подобно нашим застройщикам штамповать унылые типовые коробки.

Весёлая колонна в Доме Хундертвассера, Вена

Весёлая колонна в Доме Хундертвассера, Вена

В целом, архитектуру Хундертвассера принято относить к деконструктивизму. Однако для меня он ближе к гаудианской архитектуре. И дело даже не в том, что оба экспериментировали с битой керамической плиткой или насаживали деревья на свои здания. А в том, что их архитектура поёт осанну жизни.

Скажу ещё более мудрёно. Если деконструктивизм подчас похож на Книгу Екклесиаста, то Хундертвассер − на Песнь Песней.

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Идея добрососедства домов и деревьев для Хундертвассера неслучайна. Так архитектор пытался хоть как-то компенсировать тот урон, который человек нанёс природе.

Говорят, Хундертвассер всегда носил разные носки. Его спрашивали: “Почему вы носите разные носки?” На что он отвечал: “А почему вы носите одинаковые!”

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Дом Хундертвассера (деталь), Вена

Лондонская телефонная будка около Дома Хундертвассера, Вена

Лондонская телефонная будка около Дома Хундертвассера, Вена

Другие достопримечательности Вены