Площадь Республики в Пльзене

Главная городская площадь носит название площади Республики (Náměstí Republiky). Одна из самых больших в Средневековой Европы. Другая, которая претендует на самую большую, это краковская. Я не поленился и поискал точную информацию о метраже обеих. Итак, Пльзенская — 165 х 115 метров, а краковская — 177 х 183 метра. Краковская всё же больше, ну а пльзеньская занимает почётное второе место. На самом деле, размеры обеих площадей плохо ощущаются. В Кракове этому мешают торговые ряды Суккеницы, а здесь — катедраль.

Такие громадные масштабы объясняются просто — здесь было кладбище. И лишь в 1784 году император Иосиф II приказал его раскопать, а освободившееся пространство замостить булыжником. Тогда её называли проще — Рыночной, а нынешнее название, видимо, получила в чехословацкий период.

На самом деле, это сейчас площадь пустует, и помимо катедраля на ней стоит трамвайная остановка с общественным туалетом, построенная в период с 1911 по 1915 годы. А так пространство между собором и ратушей с конца XVI века занимала городская коллегия в стиле ренессанс, но его снесли в 1828 году. А до конца XVIII века сохранялась кладбищенская стена, которая примыкала к храму. Был и ренессансный фонтан с рыцарем Жумбера, о котором я расскажу ниже.

Храм стоит не по центру, а смещён к северу. Это позволяет использовать южную часть по прямому назначению. Летом здесь бывают фермерские рынки а в декабре рождественские ярмарки.

Рождественская ярмарка в Пльзене

Ярмарка небольшая, в ней чувствуется весь провинциализм города, но какая-то душевная. Вечером проходят концерты, поют местные ансамбли, а пльзеньцы и туристы подогреваются глинтвейном и радуются музыке. Из туристом были не только мы и немцы, но даже две семьи итальянцев, где мамы отдыхали, а папы, положил язык на плечо, бегали за своей малышнёй.

Горка на рождественской ярмарке, Площадь Республики, Пльзень

Горка на рождественской ярмарке

А это — рождественская горка, аттракцион для малышей. Каждый ребёнок (да и не только, как мы видим на фото) поднимается по лестнице, чтобы позвонить в колокол. Считается, что с каждым ударом разносится Благая Весть и Рождении Христа.

Пльзеньская ёлка

Пльзеньская ёлка

А это — главная ёлка Пльзеньского края. Настоящая, а не искусственная. Вся в шишках. С одной стороны, прикольно, что она не из металлоконструкций, с другой, дерево откровенно жалко, ведь обратно к пеньку её не приделаешь.

Собор Святого Варфоломея

Собор Святого Варфоломея, Площадь Республики, Пльзень

Итак, катедраль Святого Варфоломея (Katedrála svatého Bartoloměje). На самой большой богемской площади стоит самый высокий богемский храм. По архитектуре это стандартная трёхнефная базилика. Это главное строение города, и его можно увидеть на любых магнитиках и сувенирных календариках.

Интересно, что собор находится примерно на одинаковом радиусе от францисканского и ныне несуществующего доминиканского монастырей. Таким образом была показано их одинаковое влияние на духовно-религиозную жизнь города. Треугольник этих сооружений и определял церковную жизнь города.

Но вернёмся к собору. Его освятили в 1297 году по указу короля Вацлава II. Его сразу стали использовать для отправления культа, но строительство продолжалось ещё два столетия. В частности в 1480-х построили капеллу Штернберк, жемчужину позднеготического стиля. Она использовалась в качестве усыпальницы для рода Штернберков.

С 1322 по 1546 годы Варфоломеем владел Тевтонский орден.

Вход в собор

Вход в собор

Внутри храниться главная городская святыня — статуя в 134 сантиметра Пльзеньской Девы Марии, сделанной из песчанистого мергеля. Она стоит в углублении  главного алтаря.

К сожалению нам не повезло, и храм был закрыт на реконструкцию до 31 декабря 2020 года.

Официальный сайт

Башня собора Святого Варфоломея, площадь Республики, Пльзень

Башня собора

Крест на его единственной башне парит над землёй на высоте 102,26 метра. Башня (Vyhlídková věž katedrály sv. Bartoloměje) и по наше время является самой высокой в Чешской Республике. Возводить её стали при Карле IV. По проекту закладывали башни, но денег хватило только на одну.

В ней находится смотровая площадка на высоте 62 метров (301 ступенька!). Смотровая площадка обнесена сеткой из-за нескольких самоубийств. Но сетка не машет любоваться панорамой. С высоты открывается отличный вид на весь Внутренний Город. Можно рассмотреть его прямые улицы, пересекающиеся под прямыми углами и образующие ровные квадраты кварталов. Так получилось, потому что город развился не из древнего поселения, а в чистом поле по приказу чешского короля Вацлава II в 1295.

Лестница на колокольню, Пльзень

Лестница на колокольню

Подняться на смотровую площадку можно в любой день недели в 10-00 до 18-00. Подъём для взрослых стоит 50 Kč, студентам (15-26 лет) и пенсионерам 35 Kč, детям (6-15 лет) 25 Kč.

Статуэтка ангела, собор Святого Варфоломея, площадь Республики, Пльзень

Статуэтка ангела на решётке

Со стороны апсиды у собора есть красивая барочная решётка. Она защищает скульптурную группу, изображающего Христа на Масличной горе.

В ограде собора имеется статуэтка ангела. Считается, что прикосновение к ней приносит удачу. В иные погожие выходные дни к ней выстраивается очередь.

Собор Святого Варфоломея

Собор Святого Варфоломея

Марианский столб

Марианский (чумной) столб, Площадь Республики, Пльзень

В северо-западном углу площади находится Марианская колонна. Её установили в честь избавления города от чумы в 1610-78 годов скульптор Кристиан Видман. В 1714 году, после новой вспышки чумы, колонну украсили квадратной в плане базой с балюстрадой и статуями святых, которые так или иначе помогают исцелению. Это Святые Вацлав, Франциск Ксаверий, Розалия, Флориан, Варвара и Франциск из Алькантары. С ними колонна приобрела барочный вид.

Марианский (чумной) столб, Площадь Республики, Пльзень

Марианский (чумной) столб, Пльзень

Столб украшен репликой Пльзеньской Мадонны. Оригинал хранится с соседнем соборе. К сожалению, он был закрыт на реконструкцию, и мы не смогли осмотреть ни интерьер храма, ни увидеть прославленную Мадонну.

А статуя Девы Марии относится к типу так называемых Прекрасных Мадонн. Центром их распространения стала Прага в конце XIV — начале XV веков. Такие статуэтки изображают Марию в s-образной позе с Младенцем Иисусом на руках.

Автором Пльзеньской Мадонны считается мастер Крумловской Мадонны, может быть, лучшего образчика этого жанра. Учёные говорят, что Пльзеньская была его ранней работой. Её высота — 134 см, материал — известняк. Легенда гласит, что мастер Крумловской Мадонны был слеп, но как только закончил Пльзеньскую, прозрел.

Фонтаны

А по трём другим углам расположены фонтаны в весьма метафоричном стиле. Они называются Ангел (Anděl), Верблюд (Velbloud) и Борзая (Chrtice). Все трое присутствуют на гербе города.

Фонтан Ангел в северо-восточном углу площади Республики, Пльзень

Фонтан Ангел в северо-восточном углу

Автором фонтанов является Ондржей Цислер (Ondřej Císler).

Фонтан Верблюд в юго-восточном углу площади Республики, Пльзень

Фонтан Верблюд в юго-восточном углу, Пльзень

Верблюд появился на гербе после того, как по окончанию Грюнвальдской битвы, польский король Ягайло подарил голову настоящего верблюда. Футуристические фигуры покрыты сусальным золотом.

Фонтан Борзая к юго-западном углу площади Республики, Пльзень

Фонтан Борзая к юго-западном углу

Расположение фонтанов выбрано не рандомно, а на месте более ранних ренессансных фонтанов. Может быть, это связано ещё и с тем, что к этим местам остался подведённым водопровод.

Северная сторона площади Республики

Северная сторона площади Республики

Покончив с самой площадью Республики, давайте рассмотрим дома, расположенные по её периметру. Нетрудно догадаться, что тут находятся самые значимые и красивые здания во всём Пльзене. В ансамбле красивых зданий, обрамляющих площадь, расположились музей марионеток, музей привидений и этнографический музей.

Начнём с северной стороны.

Городская галерея

Первый дом сохранил ренессансный фасад и портал. Сейчас в нём размещается Городская галерея (Galerie mesta Plzne).  Её открыли в 1991 году под названием «X-Центр», что является облагозвученным ICS (информационно-культурный центр). Лишь в 2001 году ей дали нынешнее название.

В ней регулярно выставляются Л. Карни, Дж. Ластомирский. В галерее можно увиеть не только картины, по и скульптуры, инсталляции, плакаты, визуальную поэзию.

Императорский дом

Императорский дом (слева) и Ратуша (справа)

Императорский дом (слева) и Ратуша (справа)

Следующий — Императорский дом (Císařský dům). Одно время служил личной резиденцией правителя Богемии. Сейчас является частью мэрии и связан со зданием ратуши крытым переходом.

В 1559 году в Праге началась чума, и знаменитый император Рудольф II, покровитель алхимиков, астрологов и других волшебных дел мастеров, переехал в Пльзень и остановился в этом здании. Однако через 9 месяцев чума добралась до Пльзеня, и Рудольф II вместе со свитой покинул и дом, и город. Таким образом целых девять месяцев город был столицей Чехии.

Изначально это было два отдельных дома. Комнаты в них были тесными и не предназначены для баллов и приёмов, поэтому их перестроил в один дом в 1606-7 годах Джованни Марио Филиппи. На одном из порталов он оставил свои инициалы, а над вторым выбит 1793 год. Один дом принадлежал Йиржи Крумловскому-младшему из Хартенштейна, а второй — Бернарту Томашкови. Интересно, что от обоих бывших домов сохранились порталы.

Филиппи построил дом в стиле позднего ренессанса с барочной крышей. К приезду Рудольфа II на фасаде разместили орлов из листового металла и букву «Р», монограмму императора.

Императорский дом много раз менял хозяев. Сейчас на первом этаже размещается инфоточка для туристов и магазин деревянных игрушек, а на втором — кабинет пльзеньского мэра. В туристическом центре можно приобрести билеты на общественный транспорт.

Рыцарь Жумбера на Императорском доме, площадь Республики, Пльзень

Рыцарь Жумбера на Императорском доме

Статуя на фасаде — это рыцарь Жумбер. Видимо, это пльзеньский аналог пражского Брунцвика и вообще отсылает к культуре вольных роландовых городов. Хотя, строго говоря, Пльзень никогда не был вольным имперским городом.

Жумбера был перенесён на фасад с несохранившегося ренессансного фонтана.

Рыцарь Жумбер на фасаде Императорского дома

Рыцарь Жумбера на фасаде Императорского дома

Ратуша

Пльзеньская ратуша

Самым впечатляющим и самым высоким зданием является стоящая по центру ратуша.

Ратуша (Plzeňská radnice) на площади Республики является самым красивым и броским зданием. Её построили в ренессансном стиле в 1554-59 годах на месте старых готических домов, сгоревших в пожаре. Архитектор — итальянец Джованни ди Статио. Это было первое здание с ренессансном стиле в Пльзене.

Сейчас первый этаж ратуши используется в качестве выставочного зала. В нём выставлены, например, модель центра Пльзеня и самурайский доспех. Второй этаж отведён для бракосочетаний. Абсолютно любой может зайти и бесплатно осмотреть интерьеры.

Фасад пльзеньской ратуши

Фасад пльзеньской ратуши, Пльзень

Фасад украшен сграффито. Его сделал в 1910 году Ян Кула, профессор Чешского технического университета в Праге.

Пространство между окнами второго этажа он заполнил изображениями чешских правителей: Яном II Люксембургским, Вацлавом II и Рудольфом II. Между окнами четвёртого – аллегориями войны и мира, закона и справедливости, правды и пльзеньский герб.

Центральная надпись гласит: «Это здание построено для службы городу и собака борзая была уже с самого начала, наши отцы из старой истории нас учат.»

Дома У Белой Розы и У Золотого Ягнёнка

Слева от неё — Печатовский (Pechátovský dům) или У Белой Розы (Dům U Bílé růže). Он знаменит тем, что в нём останавливался Александр Васильевич Суворов, когда возвращался из своего знаменитого Итальянского похода. О чём на фасаде рассказывает табличка. Изначально он был построен ренессансном стиле, но в 1871 перестроен в классицистическом.

Следующий (двухэтажный с бледно-розовым фасадом в три окна) носит название дома У Золотого Ягнёнка (Dům U Zlatého beránka). Подобно остальных зданиям, это было перестроено в ренессансном стиле из готического с сохранением прежних подвалов. Далее два дома под номерами 4 и 5 особого интереса не представляют и даже не имеют названий по домовым знакам.

Восточная сторона

Дом Бездековски

Дом Бездековски

Между северной и восточной сторонами проходит короткая, но красивая Пражская улица.

Самый северный многоквартирный дом на восточной стороне не имеет какого-то специального названия Построил его пльзеньский архитектор Я. Котка в 1908 году в стиле необарокко. Его особенность заключается в том, что он имеет два фасада, а потому угол здания эффектно украшен эркером.

Дом Бездековски

Следующий — это дом Бездековски (Bezděkovský dům). Перестроен в 1905-9 годах из готического дома по проекту Камиля Гильберта. Первый этаж — это кафе, облицованное деревянными панелями. Выше начинается модерн. По центру проходит ризолит, заканчивающийся небольшой крытой лоджией. По бокам — орнаментальные люди (ювелир, крестьянин и пьющая чай женщина). Крыша дома украшена тремя щипцами.

Дом Анны Кресловой

Северный восточной стороны

Угол северной и восточной стороны, площадь Республики, Пльзень

Следующее здание — дом Анны Кресловой (Dům Anny Kreslové), вдовы инженера. Само здание — это барочный трёхэтажный городской особняк 145 года постройки. На фронтоне изображено всевидящее око, за что также называется домом Божьего Ока (Dům Boží oko)

Жёлтый дом в шесть окон с массивным порталом носит название У Чёрного орла (Dům U Černého orla).

Восточная сторона

Восточная сторона

Следующий дом не имеет названия по домовому знаку. Это ренессансное здание с тремя аутентичными порталами. В 1731 году его перестроил в барочном стиле Якоб Августон, особенно были затронуты интерьеры.

Южная половина восточной стороны

Южная половина восточной стороны

Далее —  дом У Золотых Чёток (Dům U zlatého růžence). Он отделён от предыдущего Деревянной улицей (Dřevěné ulice). Это бледно-розовый трёхэтажный барочный красавец. Построен в 1880 году компанией Франтишека Котека на месте готического особняка, от которого уцелел только цокольный этаж. Уже изначально он планировался как доходный дом.

Потом — Скрибонёвский (Вальдштейнский) дом (Scriboniovský, Valdštejnský). Его можно считать уже чуть ли не дворцом. Изначально это был ренессансный дом с двумя фронтонами. Построил его в 1588 году доктор Ян Скрибориус из Хоршова, городскому старосте, по которому и назвали здание. В 1723-43 годах его перестраивает в стиле барокко всё тот же Якоб Августон, однако сохраняет наличие двух фронтонов. После реконструкции дом служит городским судом.

Хотешовский дом и Этнографический музей

Дома Хотешовский и У Золотого Креста, Пльзень

Дома Хотешовский, У Золотого Креста, У Золотого Колеса и Принципала

Правее — Хотешовский дом (Chotěšovský dům). Сохранил ренессансный фасад последней четверти XVI века, а не только портал. Единственный дом в Пльзене, который сохранил оригинальную аркадную лоджию во внутреннем дворике.

Сейчас в доме размещается Пльзеньский этнографический музей (Narodopisne muzeum Plzenska). Уже из названия понятно, что музей нам расскажет о быте людей Западной Богемии, их одежде, меблировке, досуге, ремёслах. Вам понадобиться около часа, чтобы вдумчиво осмотреть всю экспозицию. Билет стоит 60 крон.

Предпоследний дом по восточной стороне — У Золотого Креста (U zlatého křížku). Изначально это были два средневековых здания, но они сгорели во время пльзеньского пожара в 1507 году. В 1599 их восстановили в ренессансном стиле, объединив и расширив внутренний дворик. Потом перестроили в барокко.

Юго-восточный угол площади Республики, Пльзень

Юго-восточный угол площади Республики, Пльзень

Последнее здание в стиле модерна не сохранило название по домовому знаку.

Наконец, угловой доходный дом У Золотого Колеса (Dům U zlatého kolečka). Привлекает внимание своей необарочной башней.

Южная сторона

Площадь Республики и южная сторона домов

Площадь Республики и южная сторона домов

Дом принципала

Самым восточным зданием по южной стороне является дом принципала (Principálovský dům). Оно выстроено в стиле ампир. Сейчас в нём располагается пльзеньский муниципалитет.

Следующие пять домов под номерами с 17 по 21 ничем особенным не выделяются и названий по домовым знакам не сохранили.

Дом Вайнера

Под 22 номером идёт дом Вайнера (Weinerův dům) с тёмным фасадом Построен в 1930-х годах предположительно по проекту Адольфа Лооса. Примечательно, что здание сохранило ренессансный фасад от предыдущей версии.

Следующий дом под номером 23 — это музей марионеток. Фасад здания самый богато украшенный по всей южной стороне.

В последнем доме по южной стороне с 1700 года находилась аптека «У Чёрного орла» (U černého orla).

У Золотого Бочонка

Дом "У Золотого Бочонка"

Южную сторону заканчивает угловой дом У Золотого Бочонка (Dům U Zlatého soudku). Это довольно унылое здание, однако эркер украшен чугунной статуей.

Дом "У Золотого Бочонка"

Дом «У Золотого Бочонка»

Как мы видим, это восседает девушка с пышными формами и приветственно машет кадуцеем, первоначально жезлом Гермеса, а затем и медиков.

Западная сторона

Южная часть западной стороны

Южная часть западной стороны, Пльзень

Дом У Белого Единорога

Дом У Белого Единорога, Пльзень

Здание Dům U Bílého jednorožce XIX века, выстроенное в стиле модерн. Тогдашний хозяин понял, что его здание ничем не примечательно среди соседних. Тогда он нанял Миколаша Алеша расписать фасад, и таким образом привлёк покупателей.

Над балконной дверью изображена голова единорога (домовый знак). Этажом выше — медицинский крест. Межоконные пространства Алеша заполнил рисунками девушки и мальчика, дразнящего змею. Аллегория, что аптекарям подвластны яды. Остальное пространство заполнено югендстилевским изображением ягод и листьев боярышника.

Здание изначально предназначалось под аптеку. Аптека работе и сейчас, и принадлежит пани Яне Ржехуловой. Первое упоминание об аптеке встречается в 1637 году. Таким образом ей уже более 380 лет. На втором этаже размещены кабинеты частных медицинских практик.

Историческая меблировка и оборудование аптеки переданы в этнографический музей.

Южная часть западной стороны, Пльзень

Южная часть западной стороны, Пльзень

Следующие два дома в стиле строились в 1903 году Франтишеком Коткой. Они и похоже, различаются только цветом и в деталях. А третий дом, составляющий с ними ансамбль, уже строился в 1913 году архитектором Луи Тремлпа.

Дом У Золотого Корабля

Дом У Золотого Корабля

У Золотого Корабля (Dům U Zlaté lodě) имеет два фасада, так как от него начинается улица Риегова. Это здание в классическом стиле. Пятижтажное, цокольный отведён под магазины и офисы.

Сусальный святой и домовый знак дома У Золотого Корабля

Скульптура и домовый знак дома У Золотого Корабля, Пльзень

На северном фасаде установлен домовый знак, по которому и названо здание. На углу на высоте третьего этажа в нише установлен позолоченный святой. К сожалению, я не опознал его.

Улица Риегова, Пльзень

Улица Риегова, Пльзень

Отель «Централ» и Музей ужасов

Рождественская ярмарка в Пльзене

Далее идёт самый безобразный дом площади. Его даже не включили в список памятников архитектуры. В здании размещается отель «Централ». Очень удобно в нём жить, так как видишь только красоту площади Республики.

Ирония заключается в том, что тут же находится Музей Ужасов (Muzeum strasidel). Он состоят всего лишь из двух залов и нескольких подземных комнат, сохранившихся от готической застройки XVI века. В залах выставлены восковые монстры, а подземелья представляют собой комнату страха.

Кем же будут нас пугать? Нет, не архитектором отеля «Централ», а лешими, русалками, драконами, сарацинскими чертями, огненными псами и, конечно же, князем Радушем.

Для самых маленьких разработан специальный маршрут, который преследует не пугательную, а познавательную цель. Детки увидят только самую безобидную нечисть. Иногда для проводят анимационные игры (длительность около часа), по окончанию которых им вручают сертификаты что они были очень храбрыми  и не боялись нечистой силы.

Официальный сайт

Епископская резиденция

Северная часть западной стороны

Северная часть западной стороны и Моровой столб

Самым интересным и значимым зданием на западной стороне является Епископская резиденция (Biskupská rezidence v Plzni).

В 1344 году тут стоял готический дом, который приобрёл пастор Рейхлин у Тевтонского ордена. В 1710 году здание перестроил Якуб Августон, один из двух главных архитекторов Пльзеня и создал роскошных барочный фасад с двумя щипцами.

У Красного Сердца

Дом У Красного Сердца, Пльзень

Дом под номером 36 называется У Красного Сердца (U červeného srdce). Домовый знак закреплён на перилах балкона.

Дом знаменит сграффито, выполненным Микулашем Алешем. В межоконным пространствах он нарисовал двух рыцарей с боевых доспехах и с флагами. Когда-то на Рыночной площади проходили рыцарские турниры.

Сграфитто на доме У Красного Сердца, Пльзень

Сграфитто на доме У Красного Сердца, Пльзень

Само здание построил Рудольф Штех в 1894 году в стиле Сецессион.

Сейчас тут открыт банк, так что есть возможность осмотреть интерьеры.

Северная часть западной стороны

Северная часть западной стороны, Пльзень

Следующий дом носит название У Радлице (Dům U radlice). Вместе со следующим тёмно-розовым домом составляет единый ансамбль. Их оба построил в 1905 году Франтишек Котек. Осями фасадов являются двухэтажные трёхгранные эркеры, заканчивающиеся балкончиками и волютными барочными фронтонами. В фасад У Радлице вделан медальон с женским портретом. Предположительно, это Дева Мария.