Все скульптуры святых Карлова Моста

Содержание

Карлов мост украшался статуями уже не во времена Карла IV, когда Прага была столицей Священной Римской империи, а намного позднее, когда Чехия попала в состав Австрийской империи, поддерживаемая католицизмом. А так как в Праге тогда были гуситские волнения, то и все скульптуры были подчинены идеям католической веры.

Мы с женой шли с восточного берега из Старе-Места на западный в Мала Страну. В таком порядке я и снимал статуи, сначала справа, на северном парапете моста, потом слева, на южном парапете.

Мадонна со святым Бернардом

Мадонна и св. Бернар, Карлов Мост, Прага.

Мадонна и св. Бернар, Карлов Мост, Прага. Первая скульптура справа

Первая фигура справа — Madona a sv. Bernard.

Её преподнес в дар Праге аббат цистерцианского монастыря. Скульптор Матей Вацлав Екель (Matěj Václav Jäckel) изготовил её в 1709.

Бернард Клервоский (Bernard de Clairvaux, 1091-1153) основал орден цистерианцев, ставящего во главу угла Деву Марию, что и изображено в композиции. Именно ему дана честь водить Данте Алигьери по Раю! Считается, что именно ему принадлежит заслуга популяризаторства культа Мадонны. Отсюда и такая скульптурная композиция. Но лично мне этот святой антипатичен.

Один из ангелочков-путти держит улей, что по средневековой традиции означает красноречие. Бернард из французского Клерво действительно был очень красноречив и своими пылкими речами организовал такую пакость, как первый Крестовый поход. Далеко не лучшую роль он сыграл и в истории Пьера Абеляра и Элоизы.

Святой Иво

Св. Иво, Карлов Мост, Прага.

Св. Иво, Карлов Мост, Прага. Первая фигура слева

Первая скульптура слева — Sv. Ivo.

Оригинал скульптуры изготовил Матиас Браун (Matyáš Bernard Braun) в 1711 году по заказу Карлова университета. Он, как и остальные скульптуры, хранится в лапидариуме Национального музея, а эту копию, которую мы сейчас можем наблюдать на мосту, изготовил в 1908 году Франтишек Гергесел.

Кстати, сам Матиас Браун называл свою работу «Святой Иво в обществе Фемиды». И действительно, аллегория Правосудия изображена слева, а справа мы видим женщину, старика и ребёнка, просящие правозащиты.

Кем был этот святой? Иво Бретонский из Кермантена получил юридическое образование и исполнял обязанности церковного судьи. Чаще всего он выступал в защиту простых людей, за что получил прозвище «адвоката бедных». Также он организовал несколько больниц для бедняков, приютов для сирот и бездомных. Отсюда становится понятна фигура Фемиды, богини правосудия и справедливого воздаяния.

Св. Иво, Карлов Мост, Прага. Первая фигура слева

Св. Иво, Карлов Мост, Прага. Первая фигура слева

Так как Святой Иво был покровителем адвокатов, то создание этой скульптуры финансировалось юридическим факультетом Карлова Университета.



Мадонна со святым Домиником и святым Фомой Аквинским

Мадонна, св. Доминик и св. Фома Аквинский, Карлов Мост, Прага.

Мадонна, св. Доминик и св. Фома Аквинский, Карлов Мост, Прага. Вторая фигура справа.

Вторая скульптура справа — Madona, sv. Dominik a sv. Tomáš Akvinský.

Эта композиция, изготовленная в 1707 году Матеем Вацлавом Якелем (Matěj Václav Jäckel), является ярким образчиком барочного стиля.

В центре мы видим Мадонну с младенцем Христом, стоящую на земном шаре, что символизирует мировое распространение католицизма. Мария протягивает чётки святому Доминику (слева), который придумал розарий, молитву с использованием чёток. Справа — фигура с книгой в руке. Это знаменитый Фома Аквинский, автор монументального опуса «Сумма теологий».

Варвара, Маргарита и Елизавета

Св. Варвара, св. Маргарита, св. Елизавета, Карлов Мост, Прага.

Св. Варвара, св. Маргарита, св. Елизавета, Карлов Мост, Прага. Вторая фигура слева.

Вторая композиция слева — Sv. Barbora, Markéta a Alžběta.

Скульптура, как и многие другие на этом мосту была изготовлена Фердинандом Максимилианом Брокоффом (Ferdinanda Maxmiliána Brokof) в 1707 году.

Святая Варвара — покровительница горняков и шахтёров. Это особенно почитаемая святая в чешском городке Кутна-Гора, добывающего серебро. Она жила ещё во времена Римской империи, когда со стороны властей были гонения на христиан. Варвара была осуждена собственным отцом и обезглавлена. Более подробно о ней можно почитать здесь.

Святая Елизавета почиталась как защитница больных и бедных, а гильдия пекарей выбрала её своей патронессой.

Наконец, великомученица Маргариту Антиохийскую изгнали из дома за христианскую веру, и она стала нищенствующей странницей. Однажды один римский префект распознал в ней благородное происхождение и предложил своё патронство, но Маргарита отказалась. Тогда префект запытал её до смерти. Считается, что Маргарита помогает с родами и с урожаем.

Распятие Христа

Распятие, Карлов Мост, Прага.

Распятие, Карлов Мост, Прага. Третья фигура справа.

Третья скульптура справа — Kalvárie, sv. Kříž.

Скульптуру Распятия возводили на протяжении пятидесяти лет с 1657 по 1707 год. Композиция каноничная: по центру — Христос, слева — Мадонна, справа — Иоанн Богослов.

Еврейские буквы сделаны из чистого золота. Деньги на них взяли из штрафа с еврея, всё остальное оплатил барон Карел Адам из Ржичан.

Пьета

Пьета, Карлов Мост, Прага.

Пьета, Карлов Мост, Прага. Третья фигура слева.

Третья скульптура слева — Pieta, Oplakávání Krista.

Напротив Распятия находится другая каноничная фигура — Пьета. Пьета, или Оплакивание Христа, изображает оплакивание Христа после того, как его сняли в креста. Над его телом склонились Богородица, Мария Магдалина и Иоанн Богослов. Последнего также принято изображать женоподобным.

Изначально здесь стоял простой деревянный крест, около которого происходили казни согрешивших пекарей и ремесленников. Их закрывали в клеть и погружали в воду. В 1496 году пилон под распятием рухнул, и распятие смыло.

Пьета была установлена в 1695 году. Изготовленная Яном Брокофом. В 1848 году она попала под обстрел и сильно пострадала. А в 1858 году поставили вторую Пьету уже работы Эмануэля Макса (Emanuel Max) на деньги, собранные на пожертвования и из казны города.

Святая Анна

Св. Анна, Карлов Мост, Прага.

Св. Анна, Карлов Мост, Прага. Четвёртая фигура справа.

Четвёртая скульптура справа — Sv. Anna.

Святая Анна — это мать Богородицы и, соответственно, бабушка Иисуса. Конкретно эта скульптура работы Матея Вацлава Якеля (Matěj Václav Jäckel, 1707) считается шедевром барокко. Подобная сцена называется маттерца. Как мы видим, Святая Анна помогает Марии нести Младенца Иисуса.

Средства выделил Рудольф Лисовский, гетман-камергер Старе-Места. Точнее шедевром считается оригинал скульптуры, а мосту с 1999 года выставлена копия. Репродукцию сделали Войтех Адамец и Мартин Покорны. Оригинал же хранится в Горлице, подземном зале Вышеграда.

Святой Иосиф и маленький Иисус

Св. Иосиф, Карлов Мост, Прага.

Св. Иосиф, Карлов Мост, Прага. Четвёртая фигура слева.

Четвёртая скульптура слева — Sv. Josef s Ježíšem.

Напротив св.Анны мы видим св.Иосифа Обручника, мужа Девы Марии и приёмного отца Иисуса. Правой рукой он поддерживает маленького Христа, а в левой у него лилия, символ девственности Марии. Правой ногой он стоит на бревне, потому что он был плотником. Дровосеки, столяры, плотники — все, чья профессия связана с деревом, избрали его своим покровителем. Позже к ним присоединились и таможенники.

Первая версия скульптуры, как и многие другие, была изготовлена Яном Брокофом, а установлена годом раньше других — в 1706 году, но она сильно пострадала во время обстрела австрийской артиллерии в 1848 году. В 1854 году ей на смену, также песчаниковую, была сделана нынешняя скульптором Йозефом Максом (Josef Max) на деньги Йосифа Бергмана и посвящена на долгую память жителям Праги и торговцам, о чём написано на постаменте. Прежняя же статуя заняла своё место в Лапидариуме национального музея Праги на Выставиште.

Кирилл и Мефодий

Св. Кирилл и св. Мефодий, Карлов Мост, Прага.

Св. Кирилл и св. Мефодий, Карлов Мост, Прага. Пятая фигура справа.

Пятая скульптура справа — Sv. Cyril a Metoděj.

Изначально, то есть с 1711 года, на этом месте стояла статуя св. Игнатиуса из Лойолы, сработанная Фердинандом Броккофом. Но в 1890 году она была смыта наводнением. Теперь она вставлена в пражском лапидарии. В 1928 году к юбилею Чешской Республики она была заменена нынешней и была заказана у Карела Дворжака (Karel Dvořák). Таким образом, эта композиция является самой молодой на мосту и единственной, поставленной за государственный счёт.

Кто такие Кирилл и Мефодий, я думаю, знает каждый. Это два византийский монаха, которые дали славянским народам письменность. А дело было так. В 862 году моравский князь Ростислав отправил в Константинополь послов с такой просьбой: «Несмотря на то, что наш народ христианскую веру исповедует, нет у нас учителей, способных объяснить веру на языке нашем родном. Отправьте нам учителей таких». Так Кирилл и Мефодий были отправлены в Моравию и обучили славян новой азбуке, пригодной под славянские шипяще-свистящие языки.

Св. Кирилл и св. Мефодий, Карлов Мост, Прага. Пятая фигура справа.

Св. Кирилл и св. Мефодий, Карлов Мост, Прага. Пятая фигура справа.

Считается, что Святой Мефодий крестил Людмилу, бабушку будущего короля Вацлава.

У ног святых мы видим три женских фигуры. Это аллегории Богемии, Моравии и Словакии.

Франциск Ксаверий

Св. Франциск Ксаверий, Карлов Мост, Прага.

Св. Франциск Ксаверий, Карлов Мост, Прага. Пятая фигура слева.

Пятая скульптура слева —  Sv. František Xaverský.

Эту статую Фердинанду Максимилиану Брокоффу (Ferdinand Maxmilián Brokof) заказал факультет Филологии и философии Карлова университета в 1711 году. К сожалению, ту версию статуи смыли воды Влтавы во время наводнения 1890 года. Копию статуи изготовил лишь через 23 года Винченз Возмиг.

Франсиско — или Франтишек, если по-чешски — Ксаверий был вторым человек (после Игнатия Лойолы) в Ордене Иезуитов. Он был один из тех, кто этот орден основал. Современники часто его называли «Индийский Апостол», так как он по поручению папы Павла II  и португальского короля проповедовал и успешно обращал в христианство людей в Индии, Китае и Японии. Не зря же у его ног примостился юноша то ли арабской, то ли персидской, то ли индийской внешности. Мальчик же протягивает святому раковину с водой, чтобы тот освятил её.

По мнению некоторых специалистов, третья фигура в этой композиции (задумчивый человек с книгой) — это автопортрет скульптора Брокоффа.

Иоанн Креститель

Св. Иоанн Креститель, Карлов Мост, Прага.

Св. Иоанн Креститель, Карлов Мост, Прага. Шестая фигура справа.

Шестая скульптура справа — Sv. Jan Křtitel.

Эту скульптуру, так же как и стоящую напротив статую святого Христофора, поставили в 1857 году, так как раньше здесь стояла другая скульптура работы Михала Яна Йозефа Брокоффа, изображающая крещение. Но в 1848 году она сильно пострадала от вод Влтавы и сейчас хранится в лапидарии Национального Музея. Нынешнюю скульптуру изготовил Йозеф Макс (Josef Max) на средства Я.Н. Гермерих.

Иоанн Креститель, он же Иоанн Предтеча, крестил людей в водах Иордана. И однажды к нему пришёл на крещение сам Христос, но Иоанн сказал, что это Христос должен крестить его, а не он Христа.

В левой руке статуи мы видим крест и чаша для крещения. Жестом же правой руки он благословляет каждого, кто проходит мимо.

Христофор с младенцем Иисусом на плечах

Св. Христофор, Карлов Мост, Прага.

Св. Христофор, Карлов Мост, Прага. Шестая фигура слева.

Шестая скульптура слева — Sv. Kryštof.

Эту статую создал уже в 1857 году Эмануэль Макс (Emanuel Max) на средства бургомистра В.Ванки. Изначально на её месте находилась сторожевая будка, но в 1784 году этот пилон был подмыт, и будка обрушилась во Влтаву. Все пятеро стражников в ней погибли. Позже решили будку не восстанавливать, а установить скульптуру святого Христофора.

Святой Христофор — покровитель мореплавателей, путешественников и скитальцев.

Согласно одной легенде, Христофор был великаном из племени киноцефалов (псиглавцев), по другой, он был очень красив, но не хотел поддаваться искушению, а потому выпросил у Бога собачью голову. В любом случае тогда его звали Офферусом.

Однажды Господь попросил его переправить группу пилигримов на противоположный берег реки, и великан Христофор каждого из них переносил на своих плечах. Последним был младенец, но с каждым шагом Христофор чувствовал, что дитя тяжелеет, и псиглавец по тяжестью сгибался всё ниже, и последнюю часть прошёл уже, погрузившись с головой в быстрый поток.

Наконец, берег был достигнут. Поставив младенца на землю он сказал ему: «Как будто я нёс не маленького мальчика, а целый мир», на что ребёнок ответил: «Потому что ты нс не только целый мир, но и того, кто его создал, я — Иисус Христос». Так Спаситель крестил Христофора и дал ему это имя, которое с греческого так и переводится «несущий Христа».

Кстати, считается, что каждый раз, когда Христофор втыкал свой посох в землю, тот обрастал пальмовыми листьями.

Норберт, Сигизмунд и Вацлав

Св. Норберт, св. Вацлав и св. Сигизмунд, Карлов Мост, Прага.

Св. Норберт, св. Вацлав и св. Сигизмунд, Карлов Мост, Прага. Седьмая фигура справа.

Седьмая скульптурная композиция справа — Sv. Norbert, Václav a Zikmund.

Сейчас на Карловом мосту мы можем увидеть лишь третью версию скульптур. Первый вариант в 1708 году был создан Яном Брокоффом, и тогда святой Норберт стоял в окружении святых Андриана и Иакова. Уже в 1764 году они были заменены изваяниями Платцера, и в ней святой Норберт стоял вместе с ангелами. Наконец, третью версию сделал Йозеф Макс (Josef Max) в 1853 году. Она выполнена в неоготическом стиле.

Святой Норберт родился в 1080 году либо в Ксантене на территории современной Германии, либо в в Геннепе (Нидерланды). В любом случае, оба города в XI веке принадлежали Кёльнскому архиепископству. Перемена в его жизненном пути произошла после того, как испугавшись грома его лошадь понесла. К счастью, всё обошлось благополучно, хотя Норберт всё-таки спасся лишь чудом и воспринял ситуацию, как знак свыше.

После этого случая Норберт стал вести благочестивую жизнь и даже пожертвовал часть своего состояния на основание аббатства. После определённых перипетий и политики папа Геласий II уполномочил его быть  странствующим проповедником. В 1120 году Норберт основал Орден премонстрантов.

О святом Вацлаве я описал ниже, в заметке к пятнадцатой фигуре слева, где он изображён в одиночку.

Сигизмунд был королём Бургундии и ещё в этом качестве покровительствовал православному духовенству. В 522 году по наговору второй жены в приступе ярости он убил сына. Когда же он пришёл в себя, то ужаснулся и ушёл в основанную им же самим обитель св. Маврикия, где помогал бедным и страждущим. На эту обитель он пожертвовал часть своего состояния. В результате проигранной Бургундией войны Сигизмунду пришлось скрываться в обители под видом простого монаха, но всё-таки его обнаружили, перевели вместе с семьёй в Орлеан и там казнили.

Франсиско Борджиа

Св. Франциско Борджиа, Карлов Мост, Прага.

Св. Франциско Борджиа, Карлов Мост, Прага. Седьмая фигура слева.

Седьмая скульптура слева — Sv. František Borgiáš.

Автор этой скульптуры уже известный нам Фердинанд Максимилиан Брокофф (Ferdinand Maxmilián Brokof). Он создал её в 1710 году.

Франсиско Борджиа родился 28 октября 1510 году в Риме. В 1551 году завершил богословское обучение и принял рукоположение в сан. Уже в 1565 году его избрали третьим генералом Общество Иисуса. Этот день Франсиско Борджиа называл днём своего распятия и в молитвах просил, чтобы Господь забрал у него либо жизнь, либо должность. Святой прославился добрыми делами, о которых в Европе помнят до сих пор.

Борджиа умер 30 сентября 1572 года и был канонизирован в 1671 году по просьбе Папы Климента X. Он считается одним из самых лучших и успешных генералов Ордена Иезуитов.

На Карловом мосту Святой Франсиско Борджиа изображен между двумя ангелами в одеянии священника. Первый ангел держит изображение Богоматери, а второй — изображение Святых Даров.

Св. Франциско Борджиа, Карлов Мост, Прага. Седьмая фигура слева

Св. Франциско Борджиа, Карлов Мост, Прага. Седьмая фигура слева

Святой Ян Непомуцкий

Св. Ян Непомуцкий, Карлов Мост, Прага. Восьмая фигура справа.

Св. Ян Непомуцкий, Карлов Мост, Прага. Восьмая фигура справа.

Восьмая скульптура справа — Sv. Jan Nepomucký.

Центральную фигуру Карлова Моста сделал в 1683 году Ян Брокофф (Jan Brokof).

Ян родился в 1340-х годах в местечке Помук (сейчас оно называет Непомук). Базовое образование он получил в школе при церкви св.Иакова. В 1370 году стал нотариусом пражского архиепископства, а в 1380 — рукоположен в священники. И даже после получения сана он продолжил образование, теперь он изучал право. В 1381 году он получил степень бакалавра в Праге, а в 1387 доктора в Падуе.

Однако чешский король Вацлав IV обрёк Яна Непомуцкого на мученическую смерть. Это было связано с дележом власти между светскими и церковными властями. 20 марта 1393 года произошла встреча короля с пражскими архиепископом Яном Непомуцким. В результате Вацлав отдал приказ схватить и заточить в тюрьму всю свиту архиепископа. Вскоре всю свиту отпустили, а Ян умер от пыток. Его труп в мешке сбросили во Влтаву с Карлова Моста, и это место сейчас отмечено.

По преданию в том месте, где утопили Непомука, люди видели пять звёзд. С тех пор Непомук всегда изображается с этими пятью звёздами. Позже его тело было выловлено из Влтавы и захоронено в соборе св. Вита.

Но людям скучна история, и они предпочитают легенды. Вот, почему утопили Непомука согласно легенде.

Считается, что Непомук был исповедником королевы и отказался открыть тайну исповеди, когда её муж Вацлав IV подозревал её в измене и требовал ответа от Яна. Разозлённый король приказал утопить Яна.

Святая Людмила с маленьким Вацлавом

Св. Людмила и св. Вацлав, Карлов Мост, Прага. Восьмая фигура слева.

Св. Людмила и св. Вацлав, Карлов Мост, Прага. Восьмая фигура слева.

Восьмая скульптура слева — Sv. Ludmila s malým Václavem.

Ещё одна фигура, которую мы сейчас можем лицезреть не в первой версии. Первую версию изготовил итальянец Оттавио Моста, которая изображала святого Вацлава в сопровождении ангелов-хранителей, но в 1784 она обрушилась из-за влтавского наводнения. Тогда на её место поставили другую — чешской княгини Людмилы с маленьким внуком Вацлавом скульптора Матиаса Бернарда Брауна (Matyáš Bernard Braun), хотя она была изготовлена в 1720 году для собора Святой Девы Марии, что в Пражском граде.

Людмила посвятила жизнь воспитанию внука и христианству. В левой руке она держит покрывало, им впоследствии она будет задушена, правой же она указывает на псалм, который Вацлаву нужно прочитать. На голову Вацлава надета корона, которая как бы предвещает будущий трон.

Постамент украшает барельеф с убийством князя Вацлава в замке Старый Болеслав.

Святой Антоний Падуанский

Св. Антоний Падуанский, Карлов Мост, Прага. Девятая фигура справа.

Св. Антоний Падуанский, Карлов Мост, Прага. Девятая фигура справа.

Девятая скульптура справа — Sv. Antonín Paduánský.

Подробную информацию о святом можно почитать здесь.

Статую Антония для Карлова Моста сделал в 1707 году Ян Майер (Jan Oldřich Mayer), и это была одна из его первых работ. Она была установлена на средства высочайшего бургграфа Праги К. М. Виттауера.

Франциск Ассизский

Св. Франциск Серафинский, Карлов Мост, Прага. Девятая фигура слева.

Св. Франциск Серафинский, Карлов Мост, Прага. Девятая фигура слева.

Девятая скульптура слева — Sv. František Serafinský.

Напротив Антония стоит Франциск, которого в Богемии называют Франтишеком Серафинским.

Эту скульптурную группу выполнил в 1855 году Эммануил Макс (Emanuel Max) и установлена на средства графа Франца Коловрат-Либштейнского, президента Королевского научного общества Чехии.

Постамент самого святого выдвинут чуть вперёд, и на нём написано «святому Франциску Ассизскому в благодарность за чудесное спасение императора Франца Иосифа в февраля 1853 года». С обеих сторон Франциска сопровождают двое ангелов, правый из которых прижимает в груди Библию. Франциск облачён в монашескую рясу, на его ладонях и груди отчётливо заметны стигматы — это кровоточащие язвы-знаки, которые открываются на теле в тех местах, где располагались раны Христа. Есть даже одноимённый довольно-таки глупый фильм, который хорошо раскрывает тему стигматов. Интересно, что их появлению обычно предшествует состояние божественного экстаза, в которое погружается святой на время молитвы.

Иуда-Фаддей с дубиной

Иуда Фаддей, Карлов Мост, Прага. Десятая фигура справа.

Иуда Фаддей, Карлов Мост, Прага. Десятая фигура справа.

Десятая скульптура справа — Sv. Juda Tadeáš.

Скульптуру выполнил в 1708 Ян Олдржих Майер (Jan Oldřich Mayer).

Святой Иуда Фаддей входил в число первых двенадцати апостолов. Есть версия, что он был сыном Иосифа-Плотника от первого брака. То есть сводным братом Христа. По другой, следует различать Иуду, брата Иисуса, и апостола Иуду, сына Алфея.

После того, как апостолы разошлись, чтобы нести Евангелие, Фаддей отправился в Малую Азию, Междуречье, Персию и Армению. Считается, что его забили до смерти дубинами, поэтому и здесь изображён с неё. В другой руке он держит Евангелие.

Его почитание не имело широкого распространения, так как малообразованные верующие путали его с Иудой Искариотом. Поэтому он считается в католичестве покровителем людей, попавших в тяжёлые положение, незаслуженно забытых, страдающих от немилости или непонимания.

Святые Викентий Феррер и Прокопий Сазавский

Св. Винцент Феррарский и Св. Прокоп, Карлов Мост, Прага. Десятая фигура слева.

Св. Винцент Феррарский и Св. Прокоп, Карлов Мост, Прага. Десятая фигура слева.

Десятая скульптурная группа слева — Sv. Vincenc Ferrerský a sv. Prokop.

Группа была установлена в 1712 году и вышла из-под резца Фердинанда Максимилиана Брокофа (Ferdinand Maxmilián Brokof), мастера чешского барокко.

Здесь двое святых повергают бесов наземь и топчут их ногами, а на барельефе изображены турок, иудей и сам чёрт, то есть и они находятся под ногами пары святых.

Винсент Феррер был испанским доминиканцем, он проповедовал катарам и особо почитаем в католичестве. Прокопий Сазавский — один из главных чешских национальных святых, он отстаивал то, что богослужения должны вестись не на латыни, а на славянских языках. Прокопий почитается как в католичестве, так и в православии.

Почему именно эта пара святых вырезана вместе, было утеряно за триста прошедших лет.

Брунцвик

Брунцвик, Карлов Мост, Прага

Брунцвик, Карлов Мост, Прага

Между десятой и одиннадцатой фигурой слева.

Информации о рыцаре Брунцвике (Bruncvík) и его скульптуре мне удалось собрать столько, что положил целесообразным вынести её на отдельную страницу.

Блаженный Августин, топчущий еретические книги

Св. Августин, Карлов Мост, Прага. Одиннадцатая фигура справа

Св. Августин, Карлов Мост, Прага. Одиннадцатая фигура справа

Одиннадцатая фигура справа — Sv. Augustin.

Эту скульптуру поставили на мост в 1678 году, а мастером был Иероним Коль (Jeroným Kohl). Здесь мы видим, как один из Отцов Церкви топчет еретические книги. Как я понимаю, тех же Гомера, Гесиода, Платона, Аристотеля.

Теперь пару слов о самом святом. Августин родился 13 ноября в 354 в африканском городке Тагасте. Первую половину жизни он провёл довольно-таки весело и разгульно, но зато во второй он обратился к Богу и стал епископом Гиппонским. Обо всём этом он написал в своей «Исповеди».

Николай Толентинский

Св. Микулаш Толентийский, Карлов Мост, Прага. Одиннадцатая фигура слева.

Св. Микулаш Толентийский, Карлов Мост, Прага. Одиннадцатая фигура слева.

Одиннадцатая фигура слева — Sv. Mikuláš Tolentinský.

Николай происходил из небольшой горной деревушки в Аппенинских горах близ Генуи. Однажды ангелы призвали его, и он вступил в орден августинцев. В результате строгого поста Никола тяжело захворал, и в один из пиков болезни он увидел Деву Марию и святого Августина. Они научили его сотворить хлеб, осенённый крестом, и съесть. Так Николай излечился. В дальнейшем этим хлебом он воскрешал мёртвых и лечил безнадёжно больных.

Эту скульптуру заказали монахи-августинцы, и её изготовили в мастерской Иеронима Коль (Jeroným Kohl) из дерева в 1708 году. Мы видим, что в левой руке монах держит лилию и книгу, а перед ним ангел-путти поддерживает чашу с теми самыми волшебными хлебами. Через какое-то время младший сын Иеронима Ян Коль с одобрения ордена августинцев изваял её в камне. Скульптуру поставили напротив фигуры Святого Августина. В 1969 году эту статую, как и все остальные, заменили копией, а оригинал перенесли в Вышеградский лапидарий Горлицы.

Св. Микулаш Толентийский, Карлов Мост, Прага. Одиннадцатая фигура слева

Св. Микулаш Толентийский, Карлов Мост, Прага. Одиннадцатая фигура слева

Каэтан

Св. Каэтан, Карлов Мост, Прага. Двенадцатая фигура справа.

Св. Каэтан, Карлов Мост, Прага. Двенадцатая фигура справа.

Двенадцатая скульптура справа — Sv. Kajetán.

Скульптура св. Каэтана — это вторая фигура Фердинанда Брокоффа (Ferdinand Maxmilián Brokof), и он её создал в 1709 году. Так как св. Каэтан прославился как защитник от чумы, то позади него Брокофф поставил чумной столб, которые благодарные жители ставили в благодарность за избавление от чумы. Всё творение сквозит барочным стилем, что видно как по манерной изогнутости его тела, так и по столбцу в честь Св. Троицы, окутанному каменными облаками. Над колонной два барочных путти поддерживают сердце, которое как бы венчает всю композицию. Сам св. Каэтан держит в руках раскрытое Евангелие от Матфея.

Каэтан родился в итальянском городке Виченце. В 1505 году получил доктора по юриспруденции и стал секретарём у Папы Юлия II. Через одиннадцать лет принимает сан священника. Становится основателем римской конгрегации, занимающейся религиозным образованием простых людей. В 1519 году возвращается в Виченцу и вместе с братом Иеронимом оказывает помощь больным и бедным. В общем, выступает в роли соцработника в XVI веке.

Умер в 1547 году, в 1671 году Каэтана причислили к лику святых. Его мощи хранятся в Неаполе, в храме св. Павла. Его «назначили» патроном Баварии, покровителем при родах и спасителем от чумы и голода.

Видение св. Луитгарды

Видение Святой Луитгарды, Карлов Мост, Прага. Двенадцатая скульптура слева.

Видение Святой Луитгарды, Карлов Мост, Прага. Двенадцатая скульптура слева.

Двенадцатая фигура слева —  Sv. Luitgarda neboli Sen Sv. Luitgardy.

Луитгарда родилась в Бельгии в 1182 году. Её отдали в бенедиктинский монастырь Святой Екатерины, а в двадцать три года стала настоятельницей общины. В 1208 году она присоединилась к ордену цистерианцев. К этому времени она уже прославилась своими дарами пророчества и исцеления. Последние одиннадцать лет она была слепой, что не мешало ей продолжать помогать людям. Умерла в 1246 году.

В её житии говориться, что перед смертью Луитгарде явился Христос. Он склонился над монахиней, чтобы она смогла поцелуем исцелить его раны-стигматы. Далее говориться, что потом они обменялись сердцами. А после этого сообщил ей о скорой смерти.

Вот этот момент и воплощён в скульптуре на Карловом Мосту. На самом деле эта скульптура и та, что напротив, со св. Каэтаном, являются самыми красивыми на Карловом Мосту. Эту скульптуру изготовил в 1710 году будучи ещё 26-летним парнем чешский скульптор Матиас Бернард Браун (Matyáš Bernard Braun).  Работу финансировал аббат одного из цистерианских монастырей. В силу того, что скульптура представляет большую историческую ценность, оригинал хранится в Лапидариуме, а на Мосту выставлена копия, изготовленная в 1995 году Я. Новаком и Б. Раком.

После смерти Луитгарду причислили к лику блаженных и назначили покровительницей… Ну в те времена употребляли слова типа «калеки и немощные», ещё при Советской власти незазорно было говорить об инвалидах, а сейчас, в эпоху оголтелой политкорректности мы говорим о людям с ограниченными возможностями. Считается также, что Луитгарда оберегает мать и дитя при родах.

Филипп Бениций

Св. Филипп Бениций, Карлов Мост, Прага. Тринадцатая фигура справа.

Св. Филипп Бениций, Карлов Мост, Прага. Тринадцатая фигура справа.

Тринадцатая скульптура справа — Sv. Filip Benicius.

Это единственная скульптура Карлова Моста, выполненная из светлого материала, белого австрийского мрамора. Изображает святого Филиппа Бениция — основателя и генерала ордена сервитов (монашеского ордена, прославляющего деяния Девы Марии; основан в 1280 году).

Статую высек в Зальцбурге австрийский скульптор Михаль Бернард Мандель (Michal Bernard Mandel) в 1714 году. В его музее до сих пор храниться глиняная модель, по которой уже после смерти Мандля высекли мраморную копию, а потом перевезли в Прагу. Средства выделил пражский орден сервитов при костеле св. Михаля.

Надпись на постаменте следующая: «Пятый генерал ордена сервитов святой Филипп Бениций любим Богом за скромность».

Скульптуру одели в традиционные орденские белые одежды. В левой руке святой Филипп  держит цветок лилии, распятие и книгу. У его ног лежит тиара в знак того, что он отвергнул ватиканский престол. В ноябре 1268 года скончался Папа Римский Климент IV, и конклав хотел избрать Филиппа его преемником, но он был скромным человеком, испугался и спрятался в пещере.

Св. Войцех, он же Адальберт Пражский

Св. Войцех (Адальберт Пражский), Карлов Мост, Прага. Тринадцатая фигура слева.

Св. Войцех (Адальберт Пражский), Карлов Мост, Прага. Тринадцатая фигура слева.

Тринадцатая скульптура слева — Sv. Vojtěch.

Эта статуя выполнена в мастерской Брокоф, отцом и сыном, в 1709 году по заказу члена Совета Старого города Маркусом Джоанелли, а потому его герб размещён на постаменте. Сейчас на Мосту установлена копия, а оригинал хранится в Вышеградском лапидарии Горлицы.

Адальберт (он же Войтех, что можно перевести как «утешение толпы») родился болезненным ребёнком. Чтобы исцелить дитя, родители положили его на алтарь Девы Марии, и чудо излечения произошло. В благодарность за это его определили в служение церкви.

Войтех изображён в облачении архиепископа с Евангелием и посохом, символом странников.

Адальберт предпринял несколько миссионерских походов в тогда ещё языческую Прагу, а потому считается первым после Святого Вацлава покровителем Чехии. Пражане несколько раз изгоняли Адальберта из города,  так как он слишком строго требовал соблюдения церковных канонов. В одном из миссионерских походов язычники его и вовсе убили. В последний момент верёвки, которые связали его, развязались, и тело приобрело форму креста, и из него исходило сияние. Расчленённое тело срослось. Чтобы выкупить его, было решено заплатить золотом за его вес, но оно оказалось невесомым, и было передано без выкупа.

Особой заслугой Святого считается создание мужских монастырей и монашеских орденов в Чехии.

Св. Вит

Св. Вит, Карлов Мост, Прага. Четырнадцатая фигура справа.

Св. Вит, Карлов Мост, Прага. Четырнадцатая фигура справа.

Четырнадцатая фигура справа — Sv. Vít.

Это седьмая по счёту скульптура, созданная мастерской Фердинандом Максимилианом Брокоффом (Ferdinand Maxmilián Brokof), 1714 год. Заказал её вышеградский капитул.

Святой Вит принял христианство ещё в отрочестве. Его отец, сенатор Сицилии, не смотря на то, что был язычником, отдал его на обучение христианскому наставнику. Но его убили на глазах мальчика по приказу императора Максимилиана.

Сам же Вит был допущен уже до императора Диоклетиана, чтобы изгнать из него бесов, но отказался молиться римскому пантеону богов. За это Диоклетиан приказал бросить его в клетку со львами, но звери его не тронули. Тогда Диоклетиан отдал приказ опустить его в котёл с кипящим маслом.

Уже в Средние Века Генрих Птицелов подарил Святому князю Вацлаву часть мощей святого, и с тех пор считается, что святой Вит покровительствует Чехии. Поэтому главный собор Праги посвящён ему.

Также святой Вит защищает от ударов молнии и укусов ядовитых змей. К нему совершают паломничество в надежде исцелиться эпилептики и бесноватые. Более того, он покровительствует актёрам.



Св. Иоанн де Мата, св. Феликс де Валуа и Иоанн Чешский

Cв.Ян из Маты, св.Феликс из Валуа и Иван Блаженный, Карлов Мост, Прага. Четырнадцатая фигура слева

Cв.Ян из Маты, св.Феликс из Валуа и Иван Блаженный, Карлов Мост, Прага. Четырнадцатая фигура слева.

Четырнадцатая скульптура слева — Sv. Jan z Mathy, Felix z Valois a Ivan.

Изготовлена чешским скульптором Фердинандом Максимилианом Брокофом (Ferdinand Maxmilián Brokof) в 1714 году по заказу графа Я.Туна.

Это самая большая и самая популярная скульптура на мосту, даже в обход статуй Непомука и Брунсвика. Местные жители называют её «Турок на мосту». Думаю, что популярностью композиция обязана своим постаментом: турком и собакой, стерегущими заточённых за решёткой христиан.

Сверху над сценкой работорговли христианами и над головами прохожих по мосту замерли в вечности пустынник Иоанн Чешский, святой Ян из Маты и Феликс из Валуа, которые в 1199 году основали орден Тринитарии, выкупавший пленных христиан у иноверцев.

У ног француза Феликса изображён волшебный олень с золотым крестом в рогах. Легенда гласит, что именно это животное подтолкнуло святых основать орден Тринитарии.

Все фигуры являются как бы оправой для картуша с изображением взрослого ангела в сопровождении двух маленьких ангелов-путти.

  • Cв.Ян из Маты, св.Феликс из Валуа и Иван Блаженный, Карлов Мост, Прага. Четырнадцатая фигура слева.
    Cв.Ян из Маты, св.Феликс из Валуа и Иван Блаженный, Карлов Мост, Прага. Четырнадцатая фигура слева.

Св. Косма, Дамиан и Спаситель

Св. Косма, Дамиан и Спаситель, Карлов Мост, Прага. Пятнадцатая фигура справа

Св. Косма, Дамиан и Спаситель, Карлов Мост, Прага. Пятнадцатая фигура справа.

Пятнадцатая фигура справа — Sv. Kosma a Damián se Salvátorem.

Группа была выполнена Яном Олдржихом Майером (Jan Oldřich Mayer) в барочном стиле в 1709 году.

Святой Вацлав

Св. Вацлав, Карлов Мост, Прага. Пятнадцатая фигура слева.

Св. Вацлав, Карлов Мост, Прага. Пятнадцатая фигура слева.

Пятнадцатая фигура слева — Sv. Václav.

Имя Вацлава звучит по-латински как Venceslaus (Венцеслав), по-немецки Wenzel, а по-русски Вячеслав.

Святой Вацлав настолько почитается чехами, что считается покровителем как всей Чехии, так и конкретно Праги. Это именно в его честь названа Вацлавская площадь.

Эта фигура была создана в 1858 году Йозефом Камилем Бёмом (Josef Kamil Böhm) по эскизам Й.Фюринга. Заказ был получен от пражского общества слепых, о чём на постаменте есть надпись: «В память о праздновании 25-летнего юбилея со дня основания общества слепых детей, состоявшегося в Праге 4 октября 1857 года». Иногда мне кажется, что Вацлав изображен без зрачков, то есть слепым.

Другие достопримечательности Праги