Домонгольские храмы и церкви (памятники архитектуры)
Домонгольскими называют храмы, которые уцелели в результате монгольского нашествия. Тогда у русских княжеств ещё не было какого-то своего особого пути, они мыслили себя частью Европы, а Европа воспринимала их частью себя. Причём в некоторых отношениях даже лучшей частью, так как Русь брала пример не с прозябающей в грязи Западной Европы, а с самой цивилизованной её части — Византии.
После Куликова поля стали строить в другом ключе, а Русь стала чем-то таким, что уже никак не могло влиться в Европу. Тем уникальнее и ценнее то, что сохранилось. Эти храмы (в основном) связаны с подъёмом Владимирского княжества, а потому будет целесообразно рассказать через призму его истории.
Домонгольские храмы во Владимирском княжестве
Город Владимир основывает в 1108 году Владимир Мономах. Видимо, в честь него город и назвали.
Город обносится высоким земляным валом (Козлов вал). Сразу же строится Спасская церковь (1108-1110 гг.), которая до наших дней не дошла. Однако она стала одной из родоначальниц владимирско-суздальской школы.
Юрий Долгорукий
Дело отца продолжает сын, Юрий Долгорукий, а именно укрепление Владимирско-Суздальского княжества. Если отец Мономах основал две столицы, то сыну принадлежат так называемые юрьевы города: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва, княжеская резиденция в Кидекше (под Суздалем). Отчётливо видно, что Долгорукий защищает Владимир от западных соседей и почему-то совсем пренебрегает восточными рубежами.
При нём строятся Спасо-Преображенский собор в Переславле и церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Оба дошли до нас без существенных изменений и являются древнейшими из сохранившихся памятников владимирско-суздальской школы.
Спасо-Преображенский начинает строить Юрий Долгорукий в 1152, а завершает Андрей Боголюбский в 1160.
Оба храма — в противовес более древним новгородским и киевским — просты в силуэте и наглядны в геометрии. Четырёхстолпные, трёхапсидные, одноглавые. Это даёт повод пофантазировать как выглядела уничтоженная Спасская церковь.
Есть легенда, которая рассказывает, что в Кидекше было становище Бориса и Глеба. Храм начинают строить в 1152 году.
Андрей Боголюбский
На смену Юрию Долгорукому приходит его сын Андрей Боголюбский. Своё прозвище он получил из-за того, что любил проживать не в столицах, а в новом городе Боголюбове, где построил резиденцию. Этакий аналог Кидекши при Суздале.
Помимо боголюбского дворца при нём строят эталонную церковь Покрова на Нерли в 1165 году в память о его погибшем сыне Изяславе Андреевиче.
Интересно, что храм стоит на рукотворном холме.
Сильно укрепляется Владимир. Появляется Успенский собор, ныне главный храм города.
В 1164 году строится главная достопримечательность города – Золотые Ворота.
На территории суздальского кремля строят Богородице-Рождественский собор.
А ещё отстраивают огромный белокаменный Успенский собор в древнем Ростове.
Всеволод Большое Гнездо
Завершает цикл великих правителей Всеволод III Большое Гнездо. При нём строятся такие шедевры школы как Дмитриевский собор во Владимире…
И Георгиевский в Юрьеве-Польском. Оба покрываются «татуажем» каменных росписей, хотя начатки заметны уже на Покрове на Нерли.
При Всеволоде отстраиваются такие периферийные города княжества, как Ярославль и Нижний Новгород, то есть он укрепляет позиции между Тверским княжеством и Волжской Булгарией. Однако расцвет Владимира прерывается татаро-монгольским нашествием, из которого победительницей выйдет уже Москва, южная периферия княжества.
А потому Дмитриевский и Георгиевский домонгольские храмы считают «лебединой песней» владимирско-суздальской школы.
Нашествие татаро-монгол оказалось для русских княжеств подобно вторжению библейской саранчи. Это действительно было Четвёртым Страшным Бедствием.
Кочевники в корне повернули нашу жизнь и привели к тому настоящему, в котором мы сейчас живём. Это трудно объяснить, проще схватить. Татарская стрела привела на Запад Степь, навсегда изменив пейзаж. Это было нашествие варваров, которые сжигали города в прах. И всё же, кое-что сохранилось. Сохранилось, понятное дело, то, что было в камне.
Домонгольские памятники в Новгородской Республике
Было бы удивительно, если бы в древнем Новгороде не сохранилось бы ни одной постройки. Во-первых, там дольше и больше строили. Во-вторых, татаро-монголам сюда скакать было дальше, да ещё по лесам и болотам.
Во-первых, сохранилась красавица София (так же как одноимённые главные церкви в Киеве и Полоцке).
Во-вторых, противостоящий ему на правом берегу Николо-Дворищенский Никольский храм в Ярославовом Дворище.
Там же стоят церкви Параскевы-Пятницы (1207) и Успения(1135), обе имеют урочище «на Торгу».
Далее, Рождества Богородицы в Антониевом монастыре (1117 – 1122) и Георгиевский собор в Юрьевом монастыре.
Последний стоит на живописнейшем озере Ильмень, и на берегах того же озера стоят ещё два домонгольских памятника: Спаса на Нередице (недалеко от Рюрикова Городища) и Рождества Богородицы на Перыни (в Перынском ските).
Спас на Нередице стоит на противополжном берегу Волхова, там, где река вытекает из озера Ильмень.
А вот Псков не может похвастаться таким количеством древних церквей, всего две:
Спасо-Преображенский в Мирожском монастыре и Иоанна Предтечи. Интересно, что оба находятся не в старой части Пскова, не в пределах крепостных стен, а в Завеличье, причём дальнем.