Домонгольские храмы и церкви (памятники архитектуры)

Храм Покрова на Нерли, Боголюбово, Владимирская область - шедевр домонгольской эпохи

Храм Покрова на Нерли, Боголюбово, Владимирская область — шедевр домонгольской эпохи

Домонгольскими называют храмы, которые уцелели в результате монгольского нашествия. Тогда у русских княжеств ещё не было какого-то своего особого пути, они мыслили себя частью Европы, а Европа воспринимала их частью себя. Причём в некоторых отношениях даже лучшей частью, так как Русь брала пример не с прозябающей в грязи Западной Европы, а с самой цивилизованной её части Византии.

После Куликова поля стали строить в другом ключе, а Русь стала чем-то таким, что уже никак не могло влиться в Европу. Тем уникальнее и ценнее то, что сохранилось. Эти храмы (в основном) связаны с подъёмом Владимирского княжества, а потому будет целесообразно рассказать через призму его истории.

Домонгольские храмы во Владимирском княжестве

Город Владимир основывает в 1108 году Владимир Мономах. Видимо, в честь него город и назвали.

Город обносится высоким земляным валом (Козлов вал). Сразу же строится Спасская церковь (1108-1110 гг.), которая до наших дней не дошла. Однако она стала одной из родоначальниц владимирско-суздальской школы.

Юрий Долгорукий

Дело отца продолжает сын, Юрий Долгорукий, а именно укрепление Владимирско-Суздальского княжества. Если отец Мономах основал две столицы, то сыну принадлежат так называемые юрьевы города: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва, княжеская резиденция в Кидекше (под Суздалем). Отчётливо видно, что Долгорукий защищает Владимир от западных соседей и почему-то совсем пренебрегает восточными рубежами.

Спасо-Преображенский собор, Красная площадь, Переславль-Залесский

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

При нём строятся Спасо-Преображенский собор в Переславле и церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Оба дошли до нас без существенных изменений и являются древнейшими из сохранившихся памятников владимирско-суздальской школы.

Спасо-Преображенский начинает строить Юрий Долгорукий в 1152, а завершает Андрей Боголюбский в 1160.

Церковь Глеба и Бориса, Кидекша

Церковь Глеба и Бориса, Кидекша

Оба храма в противовес более древним новгородским и киевским просты в силуэте и наглядны в геометрии. Четырёхстолпные, трёхапсидные, одноглавые. Это даёт повод пофантазировать как выглядела уничтоженная Спасская церковь.

Есть легенда, которая рассказывает, что в Кидекше было становище Бориса и Глеба. Храм начинают строить в 1152 году.

Андрей Боголюбский

На смену Юрию Долгорукому приходит его сын Андрей Боголюбский. Своё прозвище он получил из-за того, что любил проживать не в столицах, а в новом городе Боголюбове, где построил резиденцию. Этакий аналог Кидекши при Суздале.

Палаты Андрея Боголюбского и Богородице-Рождественский собор, Боголюбский монастырь, Боголюбово

Палаты Андрея Боголюбского и Богородице-Рождественский собор, Боголюбский монастырь, Боголюбово

Храм Покрова на Нерли в Боголюбово

Церковь Покрова на Нерли, Боголюбово, Владимирская область

Помимо боголюбского дворца при нём строят эталонную церковь Покрова на Нерли в 1165 году в память о его погибшем сыне Изяславе Андреевиче.

Интересно, что храм стоит на рукотворном холме.

Свято-Успенский Кафедральный храм во Владимире

Успенский собор, Владимир

Сильно укрепляется Владимир. Появляется Успенский собор, ныне главный храм города.

Золотые Ворота, Владимир

Золотые Ворота, Владимир

В 1164 году строится главная достопримечательность города – Золотые Ворота.

Рождественский собор, суздальский кремль

Рождественский собор, суздальский кремль

На территории суздальского кремля строят Богородице-Рождественский собор.

Кафедральный храм Успения Пресвятой Богородицы в Ростове Великом

Успенский собор, кремль, Ростов Великий

А ещё отстраивают огромный белокаменный Успенский собор в древнем Ростове.

Всеволод Большое Гнездо

Церковь в честь Димитрия Солунского во Владимире

Дмитриевский собор, Владимир

Завершает цикл великих правителей Всеволод III Большое Гнездо. При нём строятся такие шедевры школы как Дмитриевский собор во Владимире

Георгиевский собор, Юрьев-Польский

Георгиевский собор, Юрьев-Польский

И Георгиевский в Юрьеве-Польском. Оба покрываются «татуажем» каменных росписей, хотя начатки заметны уже на Покрове на Нерли.

При Всеволоде отстраиваются такие периферийные города княжества, как Ярославль и Нижний Новгород, то есть он укрепляет позиции между Тверским княжеством и Волжской Булгарией. Однако расцвет Владимира прерывается татаро-монгольским нашествием, из которого победительницей выйдет уже Москва, южная периферия княжества.

А потому Дмитриевский и Георгиевский домонгольские храмы считают «лебединой песней» владимирско-суздальской школы.

Нашествие татаро-монгол оказалось для русских княжеств подобно вторжению библейской саранчи. Это действительно было Четвёртым Страшным Бедствием.

Кочевники в корне повернули нашу жизнь и привели к тому настоящему, в котором мы сейчас живём. Это трудно объяснить, проще схватить. Татарская стрела привела на Запад Степь, навсегда изменив пейзаж. Это было нашествие варваров, которые сжигали города в прах. И всё же, кое-что сохранилось. Сохранилось, понятное дело, то, что было в камне.

Домонгольские памятники в Новгородской Республике

Софийский храм в новгородском кремле

Софийский собор, Новгородский Детинец

Было бы удивительно, если бы в древнем Новгороде не сохранилось бы ни одной постройки. Во-первых, там дольше и больше строили. Во-вторых, татаро-монголам сюда скакать было дальше, да ещё по лесам и болотам.

Во-первых, сохранилась красавица София (так же как одноимённые главные церкви в Киеве и Полоцке).

Никольский собор в Новгороде Великом

Никольский собор, Ярославово Дворище, Великий Новгород

Во-вторых, противостоящий ему на правом берегу Николо-Дворищенский Никольский храм в Ярославовом Дворище.

Церковь Параскевы Пятницы, Ярославово Дворище, Великий Новгород

Церковь Параскевы Пятницы, Ярославово Дворище, Великий Новгород

Там же стоят церкви Параскевы-Пятницы (1207) и Успения(1135), обе имеют урочище «на Торгу».

Успенская церковь, Ярославово Дворище, Великий Новгород

Успенская церковь, Ярославово Дворище, Великий Новгород

Собор Рождества Богородицы, Антониев монастырь, Великий Новгород

Собор Рождества Богородицы, Антониев монастырь, Великий Новгород

Далее, Рождества Богородицы в Антониевом монастыре (1117 – 1122) и Георгиевский собор в Юрьевом монастыре.

Георгиевский собор в Великом Новгороде

Георгиевский собор, Свято-Юрьевский монастырь, Великий Новгород

Последний стоит на живописнейшем озере Ильмень, и на берегах того же озера стоят ещё два домонгольских памятника: Спаса на Нередице (недалеко от Рюрикова Городища) и Рождества Богородицы на Перыни (в Перынском ските).

Церковь Спаса на Нередице, Великий Новгород

Церковь Спаса на Нередице, Великий Новгород

Спас на Нередице стоит на противополжном берегу Волхова, там, где река вытекает из озера Ильмень.

А вот Псков не может похвастаться таким количеством древних церквей, всего две:

Спасо-Преображенский собор, Мирожский монастырь, Псков

Спасо-Преображенский собор, Мирожский монастырь, Псков

Спасо-Преображенский в Мирожском монастыре и Иоанна Предтечи. Интересно, что оба находятся не в старой части Пскова, не в пределах крепостных стен, а в Завеличье, причём дальнем.

Домонгольские памятники в Смоленском княжестве

Церковь Иоанна Богослова на Вражке, улица Большая Краснофлотская, Смоленск

Церковь Иоанна Богослова на Вражке, улица Большая Краснофлотская, Смоленск

Церковь Петра и Павла, улица Кашена, Смоленск

Церковь Петра и Павла, улица Кашена, Смоленск

Церковь Архангела Михаила, Смоленск

Церковь Архангела Михаила, Смоленск