Дрезден — Терраса Брюля

Терраса Брюля, Дрезден

Терраса Брюля, Дрезден

Изначально на высоком берегу Эльбы находились укрепления. Однако саксонский премьер-министр Генрих фон Брюль (Heinrich von Brühl) при Августе Сильном приказал их разобрать и переоборудовать в роскошный барочный променад с дворцом, галереей и бельведером. Интересно, что весь это участок, примерно в 500 метров длиной вдоль Эльбы, был в частном владении министра Брюля, которую он получил по частям от саксонского курфюрста.

Проект променада он поручил архитектору Иоганну Кристофу Кнёффелю (Johann Christoph Knöffel), известному как основатель саксонского рококо.

Променад вышел на славу. Его даже стали называть Балконом Европы или Брюльской красотой (Die Brühlsche Herrlichkeit), ну а официальное название — Терраса Брюля (Die Brühlsche Terrase). Ансамбль состоял из дворца, библиотеки, галереи, бельведера и парка. В конце XIX века всё это саксонское рококо снесли, и сохранился частично только парк, который сейчас называется Брюльским садом. Кстати, для широкой публики его открыли в 1814 году.

Терраса Брюля, Дрезден

Терраса Брюля, Дрезден

Терраса Брюля, Дрезден

Терраса Брюля, Дрезден

Лестница Брюльской террасы

Лестница Тормейера, Терраса Брюля, Дрезден

Лестница Тормейера, Терраса Брюля, Дрезден

С запада терраса открывается красивой барочной лестницей (Freitreppe). Она насчитывает 41 ступень. Строительство начали в 1814 году, а закончил в 1868 году Фридрих Тормейер (Gottlob Friedrich Thormeyer). Она украшена четырьмя статуями, каждая из которых символизирует определённое время суток.

Все четыре скульптуры «Четыре периода дня» изваял Йоханнес Шиллинг в 1868 году из песчаника. Однако в 1908 году их было решено заменить бронзовыми копиями, а оригиналы переместили во дворцовый парк Кемниц.

Дом земельных сословий

Дом земельных сословий, Брюльская терраса, Дрезден

Дом земельных сословий, Брюльская терраса, Дрезден

На месте брюльского дворца был построен Дом земельных сословий (Ständehaus). В нём заседал земельный парламент Саксонии. Автором проект стал Пауль Валлот (Paul Wallot), самым известным творением которого является Рейхстаг в Берлине. Валлот построил Дом земельных сословий в стиле неоренессанса с элементами необарокко.

Башня, которая и привлекает внимание ко всему зданию, имеет 50 метров в высоту. На его куполе башни стоит аллегорическая статуя Саксонии, покрытая позолотой. Это работа вездесущего по всему Дрездену Йоханнесу Шиллингу.

Сейчас в здании Дома земельных сословий находится Верховный земельный суд, Зоологический музей, Музей минералогии и геологии, Земельное ведомство по охране памятников архитектуры. Наконец, в этом вместительной здании разместилась Немецкая фототека и часть Академии наук.

Секундогенитур

Дворец Секундогенитур, Брюльская терраса, Дрезден

Дворец Секундогенитур, Брюльская терраса, Дрезден

Между Домом земельных сословий и Академией художеств расположился рокойльный дворец Секундогенитур (Sekundogenitur). Необычное название дворца имеет латинское происхождение. Оно обозначает «второй по рождению» (sekundus — второй, genitus — рожденный). На самом деле, этот латинский термин означает права наследования второго по старшинству ребёнка. Здание получило такое название, потому что строилось для младшего брата последнего короля Саксонии Фридриха Августа III — принца Иоганна Георга. Принц разместил в этом дворце свою библиотеку и собрание гравюр (эстампов). С 1931 по 1945 год в Секундогенитуре размещалась галерея новых мастеров, а сейчас кафе.

Теперь пара слов об архитектуре и истории самого здания. Дворец построили в 1896-97 годах по проекту Густава Фрёлиха (Gustav Fröhlich) как раз на месте снесённой Библиотеки Брюля. Здание и по цвету, и по масштабам кажется чужеродным элементом на всём Балконе Европы. Ломанная медная крыша нам выдаёт южнонемецкое рококо, когда чрезмерное количество элементов уходят оставляя всю пышность, весь интерес в форме линий.

Во время Второй мировой войны Секундогенитур был разрушен до основания, но в 1963-64 годах был полностью восстановлен.

Бюст Эрнста Ритчела

Перед дворцом стоит бюст скульптору Эрнсту Ритчелу (Ernst Rietschel), потому что здесь располагалась его студия. Бюст в два раза больше натуральной величины. Он был изготовлен и установлен здесь его учеником Йоханнесом Шиллингом (Johannes Schilling). Самые знаменитые работы Ритчеля — это памятник Гёте и Шиллеру в Веймаре и Лессингу в Брауншвейге. В самом Дрездене тоже есть его работы. Во-первых, это памятник Мартину Лютеру на Ноймарктплатце, во-вторых, большое собрание его скульптур хранится в Альбертинуме.

Терраса Брюля, Дрезден

Терраса Брюля, Дрезден

Как видите, Дрезден — это один из тех городов, который очень картинен и фотогеничен. Думаю, такая слава Флоренции на Эльбе повелась со времён Каналетто. И теперь на проходных местах, например, на Брюльской террасе, любят стоять «художники» и продавать потрясающие картины. Единственное, что меня останавливало от их покупки, так это заморачивание с тем, как их упаковать в чемодан, чтобы не помять. А в что-то тащить в руках не люблю.

Макет солнечной системы, терраса Брюля, Дрезден

Макет солнечной системы, терраса Брюля, Дрезден

Это — солнечная система. Якобы они символизируют семь оборонительных поясов Дрездена. Вдоль барочного парапета стоит много статуй.

Академия художеств

Академия художеств, терраса Брюля, Дрезден

Академия художеств, терраса Брюля, Дрезден

Примерно по середине террасы стоит помпезное здание в стиле историзма (неоренессанса). Это Академия художеств (Kunstakademie). Её построили в 1891-95 годах по проекту Константина Липсиуса. Уже в ходе строительства оно вызывало множество нареканий, а из-за формы своего стеклянного купола вообще получило в народе прозвище Лимоновыжималки (Zitronenpresse).

Скульптуры для фасада изготавливали лучшие саксонские мастера своего времени: Генрих Эплер (Heinrich Epler), Герман Хульцш (Hermann Hultzsch) и уже упоминаемый нами Йоханнес Шиллинг.

Академия художеств, терраса Брюля, Дрезден

Академия художеств, терраса Брюля, Дрезден

Брюльский сад

Брюльский сад, Дрезден

Брюльский сад, Дрезден

Завершается терраса треугольным в плане Брюльским садом. Здесь мало, что уцелело: две скульптуры сфинксов (Sphinxfiguren) и фонтан «Дельфин» (Delphinbrunnen).

Альбертинум

Альбертинум, Брюльский сад, Дрезден

Альбертинум, Брюльский сад, Дрезден

 

Ещё одно монументальное здание в Брюльском саду — это Альбертинум (Albertinum), музей изобразительных искусств, названный так в честь короля Альберта, правившего Саксонией с 1873 по 1902 годы. Именно при его посещении Иван Цветаев вдохновился созданием Музея изящных искусств в Москве (ныне — Пушкинский музей). Правда, тогда это был просто музей скульптуры, а его директор писал о нём, как «об образцовом учреждении для всех будущих музеев гипсовых слепков в целом мире».

Помимо коллекции скульптур в Альбертинуме находится картинная галерея так называемых Новых Мастеров (Ван Гог, Мане, Дега, Моне), то есть она во многом перекликается в парижским музеем д’Орсэ.

Альбертинум разместили в здании бывшего арсенала. Для этого к проекту привлекли архитектора Карла Адольфа Канцлера (Karl Adolf Сanzler). Барельефы на втором этаже  сделал в 1909 году Роберт Диз. Это тот же скульптор, который изготовил «Похитителя гусей» в Вайс Гассе.

Во время Второй мировой войны при бомбежке здание сильно пострадало, и его восстановили в 1953 году.

Памятник Готфриду Земперу

Памятник Готфриду Земперу, Брюльский сад, Дрезден

Памятник Готфриду Земперу, Брюльский сад, Дрезден

Между Альбертинумом и Академией художеств установлен памятник Готфриду Земперу (Gottfried Semper), архитектору, построившему Оперу в Дрездене, Музейный квартал в Вене и Бургтеатр, а также Обсерваторию (Уранию) в Цюрихе.

Его сделал в 1892 году Йоханнес Шиллинг, который много работал вместе в Земпером. Шиллинг изобразил Земпера с чертежом первого театра в Дрездене. Интересно, что памятник создавали на деньги Союза немецких архитекторов и инженеров. Саксонский двор, не смотря на все заслуги Земпера, не дал денег из-за его участия в Дрезденском майском восстании 1849 года. Революционеры безуспешно стремились свергнуть монархию Фридриха Августа II и установление республики, вдохновлённые Великой Фрацузской Революции.

Панорамы на правый берег Эльбы

Панорама на правый берег Эльбы из Брюльского сада, Дрезден - Мост Карола

Панорама на правый берег Эльбы из Брюльского сада, Дрезден — Мост Карола

И напоследок прекраснейшие виды на противоположный, правый берег Эльбы. От Брюльского сада на дворцовые здания на противоположном берегу Эльбы. Сейчас их занимают Министерство финансов и Государственная канцелярия Саксонии. Но сначала скажу пару слов об этом некрасивом, на мой взгляд, мосту. Он носит имя Каролы Шведской, так звали супругу саксонского короля Альберта. Это вторая версия моста, построенная в 1967, так как первая была уничтожена бомбёжкой 1945 года.

Министерство финансов, Дрезден

Министерство финансов, Дрезден

Это здание было построено в 1890-1896 годах в стиле необарокко с элементами классицизма.

Финистерство финансов (справа) и Государственная канцелярия Саксонии (слева), Дрезден

Финистерство финансов (справа) и Государственная канцелярия Саксонии (слева), Дрезден

Канцелярию построили несколькими годами позже — в 1900-1906 годах — в том же самом архитектурном стиле.

Другие достопримечательности Дрездена

This site is protected by wp-copyrightpro.com

!-- Rating@Mail.ru counter -->