Остров-квартал Катаянокка
Катаянокка (Katajanokka) — это длинное и смешное название переводится весьма поэтично – Можжевеловый мыс.
Когда-то он дейстаительно был мысом, но теперь его отделяет от континента канал.
Широкий мост соединяет Катаянокку с Рыночной площадью. Самой главной его достопримечательностью является Успенский кафедральный собор (Uspenskikatedreeli), но он будет интересен европейцами, приплывшим на самый край цивилизации, а не русским, которые из страны таких храмов.
Имеет смысл прогуляться на всему острову – его улицы наполнены финским модерном не меньше, чем кварталы Эра и Улланлинна.
Успенский собор
Краснокирпичный собор с зелёными крышами является неотъемлемой частью панорамы Южного порта. Конечно, он не так довлеет над Хельсинки, но всё равно производит впечатление.
Достаточно сказать, что это крупнейший православный храм Северной и Западной Европы. По-фински он называется Uspenskin Katedraali. Некоторые его считают памятником правлению Российской Империи. И действительно, собор строили при Александре II. Тогда это было Великое княжество Финляндское с довольно широкой автономией. Финны имели право на собственный язык, на собственную валюту и даже самостоятельное решение по некоторым вопросам внешней политики.
До строительства собора Катаянокка была вполне себе маргинальным припортовым кварталом с убогими деревянными лачугами. И именно Успенский собор обратил внимание на весь мыс городские власти и богатых коммерсантов.
Магнаты заказывали себе особняки в стиле северного модерна. В результате, сейчас по Катаянокке можно бродить как по архитектурному музею. Тут нет ни одного одинакового здания. А все эти элементы декора, башенки и эркеры, можно рассматривать целый день.
Сейчас квартал является очень респектабельным.
Истортя строительства Успенского собора
Храм понадобился к 1850-м годам, когда старая Свято-Троицкая церковь уже не могла вмещать весь православный приход. Это было 2 тысячи людей, число которых летом удваивалось за счёт приезжающих на минеральные воды. А потом в связи с Крымской войной возвели новый гарнизон, офицерский состав которого тоже был православным.
В 1854 году настоятель Свято-Троицкой церкви Николай Попов поднял вопрос о строительстве нового храма. Тем более, что лютеране уже получили свою «белую скалу», собор Святого Николая.
Архитектором был назначен Алексей Максимович Горностаев. Именно из-за его пристрастия к шатровым храмам ему приписывают возрождение национального стиля в архитектуре.
В качестве фундамента Горностаев выбрал выходящую на поверхность скалу. Характерная черта пейзажа для всего Хельсинки. Будущий Успенский собор разместили так, чтобы он смотрел на императорский (нынешний президентский) дворец.
Строить собор начали в августе 1862 года, а уже в декабре того же года Горностаев умирает. На его место заступает А. Варнек, который и заканчивает собор к 1866 году.
От чертежей Горностаева Варнек отступает лишь в одной — он звонницу заменяет колокольней.
Восемь колоколов для неё подарили московские купцы Шубин и Хлудов. Самый большой из них весил 300 пудов (5 тонн). Колокол оказался настолько велик, что для его установки пришлось разобрать часть колокольни, занести его внутрь и собрать заново. Разборка-сборка производилась за счёт Шубина и Хлудова.
Кирпич был выбран для обкладки храма из-за сильной влажности. Штукатурка просто отсырела бы. Кстати, кирпичи специально не обжигали, а доставили сюда с Аландских островов, где в ходе Крымской войны была разрушена крепость Бомарсунд.
Вообще, в Хельсинки было много чего построено из кирпичей этой крепости.