Сенатская площадь

Сенатская площадь по-фински называется Senaatintori, а на шведском Senatstorget. Когда я пришёл на Сенатскую площадь, то испытал разочарование и ощущение дежавю – это Питер, но в евроценах. И стоило сюда ради такого ехать?

Одновременно с разочарованием я испытал и эстетическое удовольствие. Я много раз видел на фотографиях кафедральный собор, но он не вызывал того чувства, когда я стоял перед ним. Попробую передать.

Представьте себе довольно-таки просторную площадь, но по-питерски напоминающую плац. Вокруг неё прижимаются друг к другу жёлтые дома с фронтонами, колоннами и прочим классицизмом. И вдруг, посреди этой питерской тесноты взрывом возникает белая скала собора Святого Николая.

Собор Святого Николая, Сенатская площадь, Хельсинки

Собор Святого Николая, Сенатская площадь, Хельсинки

А всё дело в том, в начале XIX века время Хельсинки лишь несколько лет, как числился столицей Великого княжества Финляндского. Император Александр I объявил его таковым лишь в 1812 году. Весь город тогда был деревянным и ещё не отстроился после последнего пожара. Однако из-за нового статуса решено было строить нечто большое и в стиле ампир.

Старую площадь, называемую Ратушной или Большой, расчистили от зданий и решили сделать целостный ансамбль. Этим занимались с 1818 по 1852 годы архитектор Карл Людвиг Энгель (Carl Ludwig Engel) и инженер Юхан Альбрехт Эренстрём (J. A. Ehrenström), и Энгель в качестве вдохновения выбрал именно Санкт-Петербург. Хельсинки приобрёл прямоугольно-квадратные очертания. Но, в отличие от столицы, расположенной в пойме Невы, здесь прямые перспективы улиц лихо скачут по холмам.

Собор Святого Николая

По-фински он официально называется Helsingin tuomiokirkko, по-шведски Helsingfors domkyrka. Иногда финны называют его ещё проще — Suurkirkko, то есть Большая церковь.

Собор возвели на месте церкви Ульрики Элеоноры (Ulrika Eleonora kirrko), названный в честь шведской королевы с таким именем. Церковка была маленькой и деревянной, а потому никак не могла быть главным храмом столицы Финляндии.

Уже два раза, в 1997 и 2000 годах, её точную копию с гравюр выстраивали из снега, но в три раза меньше.

О снесённой церкви Ульрики Элеоноры на Сенатской площади есть памятная табличка (Ulrika Eleonoran kirkon muistomadeljonki). Этот медальон и четыре столбика вокруг него расположены там, где раньше располагался алтарь старой церкви.  Мемориал установили в 1937 году по проекту Гуннара Финне (Gunnar Finne).

Памятный медальон о кирхе Ульрики Элеонор, Сенатская площадь, Хельсинки

Памятный медальон о кирхе Ульрики Элеонор, Сенатская площадь, Хельсинки

Энгель брал за образец Казанский собор в Петербурге, а после его смерти уже ориентировались на Исаакиевский. Однако есть мнение, что образцом для Энгеля послужили Французский и Немецкий соборы-близнецы в его родном Берлине.

Собор Святого Николая довлеет над старым портом и Рыночной площадью, Хельсинки

Собор Святого Николая довлеет над старым портом и Рыночной площадью, Хельсинки

Хотя определённое сходство с Исаакием и присутствует, но оно минимальное. Исаакий более масштабен, более приземист и выглядит по-римски монументально, в том числе за счёт купола. Хельсинский же больше берет своими греческими пропорциями и тем, что возведён на холме. Одна лестница перед ним впечатляет. И он такой бесцветно белый!

В общем, если петербуржский Исаакиевский отсылает нас к Риму, то хельсинский Николаевский — к Афинам.

Особенно эффектно собор смотрится не от Сенатской площади, где всё мерещится плеск Невы, а из порта. Он неестественной для Финляндии белой скалой возвышается из-за первого ряда казённых домов и доминирует надо всем городом. Тут я не мог не вспомнить Братиславу, где замок на горе тоже нависает надо всей столицей и отражается в Дунае. И именно собор Святого Николая всегда будет в центре панорамы Хельсинки, если вы прибываете в город морским путём, в окружении паромов, колеса обозрения, православного Успенского Собора справа и лютеранских шпилей слева.

В день нашего приезда нам повезло с погодой. На огромной Сенатской площади кучковались туристы, кое-кто сидел на лестнице перед собором, но таких смельчаков было мало: осенний гранит — холодный гранит. Тут же стояли автобусы типа Hop-On Hop-Off и обыкновенные туристические, привезжие русскую группу и китайскую. В условиях огромного собора на гигантской лестнице даже автобус кажется крошечными.

Немного спустя пролил основательный дождь, но зато вечер выдался тёплым, осенним. Наступило какое-то очарование романтикой. Я ожидал от Хельсинки всего, чего угодно, но только не романтики! Мы с женой опять вышли к Сенатской площади. Одна парочка сидела на ступенях, другая, уже в возрасте, чинно-благородно распивала бутылку красного прямо под колоннами храма, ещё две девушки баловались селфи. Каждый занимался, чем хотел и никто никому не мешал. Наверное, именно так я и запомню, этот собор.

И ещё, я много раз его видел на фотках, и каждый раз он мне казался каким-то никаким. Из серии «ну собор!» И только на месте я стал понимать тех людей, которые говорили о его красоте.

Торжественное открытие собора состоялось 15 февраля 1852 года и был посвящён Святому Николаю в честь царствовавшему тогда Николаю I. А я-то наивный думал, что собор посвящён Николаю-угоднику, как покровителю всех мореходов.

  • Собор Святого Николая, Сенатская площадь, Хельсинки
    Собор Святого Николая, Сенатская площадь, Хельсинки

После смерти Энгеля работу возглавил другой берлинский архитектор Эрнст Лорман (Ernst Bernhard Lohrmann) и внёс некоторые изменения в проект. Например, центральный купол он дополнил четырьмя вторичными и построил для дополнительных павильона.

Восточный (то есть тот, который справа, если стоять лицом к собору) отдан под капеллу, где проводятся крещения и венчания, а западный (левый) отведён под колокольню. В летнее время в нём работает сувенирный магазин:

Пн – Сб с 9:00 до 18:00

Вс с 12:00 до 20:00.

Самой главной находкой Лормана было установить на крыше собора цинковые статуи 12 апостолов. Теперь они как бы наблюдают за всем городом со своей Белой Скалы, и выше них только купол с крестом, символизирующий Христа.

Часы работы

Собор открыт ежедневно с 9:00 до 18:00 (а в июле и августе с 9:00 до 0:00). В соборе можно фотографировать. Обратите внимание, что главный вход находится не в главном фасаде, со стороны Сенатской площади, а слева, напротив Национальной библиотеки. Немаловажно и то, что в соборе есть бесплатный туалет (налево от входа).

Достопримечательности Хельсинки