Сенатская площадь
Сенатская площадь по-фински называется Senaatintori, а на шведском Senatstorget. Когда я пришёл на Сенатскую площадь, то испытал разочарование и ощущение дежавю – это Питер, но в евроценах. И стоило сюда ради такого ехать?
Одновременно с разочарованием я испытал и эстетическое удовольствие. Я много раз видел на фотографиях кафедральный собор, но он не вызывал того чувства, когда я стоял перед ним. Попробую передать.
Представьте себе довольно-таки просторную площадь, но по-питерски напоминающую плац. Вокруг неё прижимаются друг к другу жёлтые дома с фронтонами, колоннами и прочим классицизмом. И вдруг, посреди этой питерской тесноты взрывом возникает белая скала собора Святого Николая.
А всё дело в том, в начале XIX века время Хельсинки лишь несколько лет, как числился столицей Великого княжества Финляндского. Император Александр I объявил его таковым лишь в 1812 году. Весь город тогда был деревянным и ещё не отстроился после последнего пожара. Однако из-за нового статуса решено было строить нечто большое и в стиле ампир.
Старую площадь, называемую Ратушной или Большой, расчистили от зданий и решили сделать целостный ансамбль. Этим занимались с 1818 по 1852 годы архитектор Карл Людвиг Энгель (Carl Ludwig Engel) и инженер Юхан Альбрехт Эренстрём (J. A. Ehrenström), и Энгель в качестве вдохновения выбрал именно Санкт-Петербург. Хельсинки приобрёл прямоугольно-квадратные очертания. Но, в отличие от столицы, расположенной в пойме Невы, здесь прямые перспективы улиц лихо скачут по холмам.
Собор Святого Николая
По-фински он официально называется Helsingin tuomiokirkko, по-шведски Helsingfors domkyrka. Иногда финны называют его ещё проще — Suurkirkko, то есть Большая церковь.
Собор возвели на месте церкви Ульрики Элеоноры (Ulrika Eleonora kirrko), названный в честь шведской королевы с таким именем. Церковка была маленькой и деревянной, а потому никак не могла быть главным храмом столицы Финляндии.
Уже два раза, в 1997 и 2000 годах, её точную копию с гравюр выстраивали из снега, но в три раза меньше.
О снесённой церкви Ульрики Элеоноры на Сенатской площади есть памятная табличка (Ulrika Eleonoran kirkon muistomadeljonki). Этот медальон и четыре столбика вокруг него расположены там, где раньше располагался алтарь старой церкви. Мемориал установили в 1937 году по проекту Гуннара Финне (Gunnar Finne).
Энгель брал за образец Казанский собор в Петербурге, а после его смерти уже ориентировались на Исаакиевский. Однако есть мнение, что образцом для Энгеля послужили Французский и Немецкий соборы-близнецы в его родном Берлине.
Хотя определённое сходство с Исаакием и присутствует, но оно минимальное. Исаакий более масштабен, более приземист и выглядит по-римски монументально, в том числе за счёт купола. Хельсинский же больше берет своими греческими пропорциями и тем, что возведён на холме. Одна лестница перед ним впечатляет. И он такой бесцветно белый!
В общем, если петербуржский Исаакиевский отсылает нас к Риму, то хельсинский Николаевский — к Афинам.
Особенно эффектно собор смотрится не от Сенатской площади, где всё мерещится плеск Невы, а из порта. Он неестественной для Финляндии белой скалой возвышается из-за первого ряда казённых домов и доминирует надо всем городом. Тут я не мог не вспомнить Братиславу, где замок на горе тоже нависает надо всей столицей и отражается в Дунае. И именно собор Святого Николая всегда будет в центре панорамы Хельсинки, если вы прибываете в город морским путём, в окружении паромов, колеса обозрения, православного Успенского Собора справа и лютеранских шпилей слева.
В день нашего приезда нам повезло с погодой. На огромной Сенатской площади кучковались туристы, кое-кто сидел на лестнице перед собором, но таких смельчаков было мало: осенний гранит — холодный гранит. Тут же стояли автобусы типа Hop-On Hop-Off и обыкновенные туристические, привезжие русскую группу и китайскую. В условиях огромного собора на гигантской лестнице даже автобус кажется крошечными.
Немного спустя пролил основательный дождь, но зато вечер выдался тёплым, осенним. Наступило какое-то очарование романтикой. Я ожидал от Хельсинки всего, чего угодно, но только не романтики! Мы с женой опять вышли к Сенатской площади. Одна парочка сидела на ступенях, другая, уже в возрасте, чинно-благородно распивала бутылку красного прямо под колоннами храма, ещё две девушки баловались селфи. Каждый занимался, чем хотел и никто никому не мешал. Наверное, именно так я и запомню, этот собор.
И ещё, я много раз его видел на фотках, и каждый раз он мне казался каким-то никаким. Из серии «ну собор!» И только на месте я стал понимать тех людей, которые говорили о его красоте.
Торжественное открытие собора состоялось 15 февраля 1852 года и был посвящён Святому Николаю в честь царствовавшему тогда Николаю I. А я-то наивный думал, что собор посвящён Николаю-угоднику, как покровителю всех мореходов.
После смерти Энгеля работу возглавил другой берлинский архитектор Эрнст Лорман (Ernst Bernhard Lohrmann) и внёс некоторые изменения в проект. Например, центральный купол он дополнил четырьмя вторичными и построил для дополнительных павильона.
Восточный (то есть тот, который справа, если стоять лицом к собору) отдан под капеллу, где проводятся крещения и венчания, а западный (левый) отведён под колокольню. В летнее время в нём работает сувенирный магазин:
Пн – Сб с 9:00 до 18:00
Вс с 12:00 до 20:00.
Самой главной находкой Лормана было установить на крыше собора цинковые статуи 12 апостолов. Теперь они как бы наблюдают за всем городом со своей Белой Скалы, и выше них только купол с крестом, символизирующий Христа.
Часы работы
Собор открыт ежедневно с 9:00 до 18:00 (а в июле и августе с 9:00 до 0:00). В соборе можно фотографировать. Обратите внимание, что главный вход находится не в главном фасаде, со стороны Сенатской площади, а слева, напротив Национальной библиотеки. Немаловажно и то, что в соборе есть бесплатный туалет (налево от входа).