Мюлуз — город шикарных музеев на юге Эльзаса
Итак, добро пожаловать в Мюлуз!
Мюлуз носит название европейской столицы технических музеев, и они действительно тут шикарны. Его называют Французским Манчестером из-за большого количества промышленности в городе. (Все города на воде сравнивают с Венецией, все города с промышленной революцией начала XX века сравнивают с Манчестером). Мюлуз также называют городом сотни труб — опять-таки из-за развитой промышленности. Это как бы рифма к другому перекрёстку Европы — Праге, которую называют городом сотни шпилей. Но это европейцы ещё российские Череповец с Магнитогорском не видели!
Мюлуз — это самый французский (по архитектуре) город во всём Эльзасе, и с ним, в этом отношении, может поспорить только Нёф-Бризах. Располагается на юге региона и граничит с Германией и Швейцарией. Настолько граничит, что имеет с немецким Фрайбургом и швейцарским Базелем общий аэропорт, который так и называется Евроаэропорт Базель-Мюлуз-Фрайбург (EuroAirport Basel-Mulhouse-Freiburg). Аэропорт размещается в пригороде соседнего французского городка Сен-Луи (Saint-Louis). Правда, прямых рейсов из российских городов, насколько мне известно, в него нет. Только с пересадкой в Цюрихе.
А вообще, это второй по значимости город в Эльзасе. Да-да, он обгоняет и Кольмар, и тем более Селесту. А всё из-за производственной мощи. Это крупный индустриальный город с историей. Некогда он процветал благодаря текстильной промышленности, с наследием чего можно не раз столкнуться в городе.
Вот диковинные для здешних широт аркады говорят нам о зажиточном купечестве. Вот выкрашенное сукно на крыльце ратуши показывает, на чём город обогатился. Да и наличие музея ретро автомобилей был частной коллекцией, которая как и собиралась на выручку с этой самой текстильной промышленности. В целом, Мюлуз показывает нам эльзасскую современность.
Ещё одной причиной, что в Мюлузе так мало фахверка является то, что он довольно продолжительное время входил в состав Швейцарии и испытал её сильное влияние. Это не только скульптура Вильгельма Теля, повешенная как раз на фахверковый дом, но и фрески на ратуше.
Мне приходилось читать, что из-за востребованности в дешёвой рабочей силе, здесь много приезжих и много кебабных. Это одновременно и правда и не правда. Правда, что в Мюлузе хватает и чёрных и их кебабных. А неправда проявляется в том, что в Страсбурге (столице региона) их не меньше! В глаза же мне бросилось количество студентов. Вот их здесь действительно много!
Мюлуз как уездный город
Хотя по туристическому потенциалу он им сильно проигрывает — тут нет фахверкового квартала или даже улицы. Но от того Мюлуз кажется более настоящим. По-провинциальному спокойный, в нём ваш глаз отдохнёт от рябящего в глазах фахверка. В нём хочется остановиться на несколько месяцев и вести спокойную размеренную жизнь. Раз в два-три дня выходить в супермаркет, через день в на велосипедную прогулку в парк, а остальное время писать Книгу. Для меня Мюлуз всегда останется именно таким городком – местом, где можно написать свою первую книгу! По российским меркам его можно сравнить с не растерявшим достоинство уездным городом типа Рыбинска (тоже ведь второй по значимости город в Ярославской области, хотя по туристическому потенциалу близок к нулю).
И всё-таки в нём есть, на что посмотреть! Маленькая уютная рыночная площадь перед готическим кафедральным собором Святого Этьена, на которой ежегодно устраиваются рождественские ярмарки. Обязательный к посещению музей ретроавтомобилей и (в меньшей степени) музей поездов.
У Мюлуза отличное расположение: от него легко можно доехать как до Кольмара, так и до швейцарского Базеля – менее, чем за час, а вот ночлег в Мюлузе значительно дешевле. С другой стороны, в тех же Кольмаре и Базеле куда больше достопримечательностей, и ездить в них по несколько дней кряду – это плохая идея! Да и поезда во Франции не из дешёвых! Не говоря уже о покупке билетов на швейцарской стороне.
Мы не стали с этим заморачиваться, и остановились в каждом из трёх городов!
Достопримечательности Мюлуза
Мюлуз или Мюльхаузен?
В силу того, что город находится в Эльзасе, он является офранцуженным немцем. На родном эльзасском диалекте он назывался Mehlhüsa (Мельхюза). На литературном немецком его называли Mülhausen (Мюльхаузен), а с тех пор, как он перешёл Франции, то его переиначили в Mulhouse (Мюлуз). Известно, что французы любят длинные слова читать коротко :)
Легенда о происхождении Мюлуза
В Историческом музее Мюлуза (Musée historique de Mulhouse) хранится следующая легенда.
В 58 году до н.э. Гай Юлий Цезарь прибыл в Эльзас через Бельфорский проход (Trouée de Belfort) для того, чтобы изгнать германцев на другую сторону Рейна. Войска германцем подчинялись свевскому вождю Ариовисту (Arioviste). Две наиболее грозные армии своего времени столкнулись в страшной битве на Юге Эльзаса, в местечке, которое сейчас называется Оксенфельд (Ochsenfeld, то есть le champ aux bœufs — Бычье поле) между Вительсхаймом (Wittelsheim) и Сернэ (Cernay). Армия Ариовиста была побеждена, и римляне победоносно преследовали и истребляли германцев по всей равнине. (Об этом пишет сам Цезарь в «Записках о Галльской войне», том 1).
Уже в другой легенде, что дело происходило в 451 н.э., когда армия Аттилы разоряла регион.
О какой бы войне ни шла речь, но один раненный молодой солдат бежал с поля боя и пытался достигнуть Рейна и по дороге нашёл водяную мельницу, располагавшуюся на месте современного Мюлуза. Дочь мельника, которая встретилась ему, стала его женой. Тем временем другие солдаты тоже скитались по равнине и тоже оказывались у мельницы и брали в жены других девушек. Они расселялись вокруг дома с мельницей (maison du moulin). Их потомки стали мюлузсцами.
История Мюлуза
В 1275 году Мюлуз получает статус имперского города. Формально это означало, что город подчинялся непосредственно императору Священной Римской империи и налоги платил непосредственно в имперскую казну. На деле, город получал самоуправление в виде рата (совета), независимость от дворян и епископов и гарантию суверенитета земель под протекторатом самого императора.
В 1354 — входит в состав Декаполиса. Помимо него туда входят Кольмар, Хагенау (ныне — Агно), Кайзерсберг, Мюнстер, Оберенхайм (Оберне), Росхайм (Росайм), Шлеттштадт (Селеста), Тюркхайм (Тюркайм) и Вайссенбург (Висамбург). Как видно, название — Десятиградье — соответствовало числу городов. На краткое время в состав Декаполиса входил Зельц. А после выхода Мюлуза его место занял пфальцский Ландау. Так что название оставалось адекватным. Столицей назначают Агно.
Напрашивается вопрос: а где же Страсбург? А всё дело в том, что Страсбург имел статус вольного города и не мог входить в формацию.
Декаполис не был политическим формированием, а скорее экономическим. Это военная взаимопомощь в случае вторжения и финансовая при экономических кризисах. Декаполис возник раньше своего времени и был очень хрупок. В результате Вестфальского мира 1648 года почти все его города были аннексированы Францией, но Мюлуз этой участи избежал.
В 1395 приобретает статус свободного города. Новый статус давал Мюлуз ещё больше свободы при статус имперского города. Теперь он не платил даже налогов в имперскую казну. Все его обязательства сводились к тому, чтобы предоставлять войска в случае Крестовых походов, однако и защита становилась чисто его делом.
В 1515 выходит из Декаполиса и присоединяется в Швейцарскому союзу на правах широкой автономии. Это и позволяет городу не быть аннексированным Францией.
Видимо, в память от тех времён осталась фигура Вильгельма Теля на фахверковом доме напротив ратуши. В XVIII городе резко развивается в качестве центра текстильной промышленности. Производит крашеные ткани и ситец.
В 1798 году мюлузсцы голосуют и присоединяются к Франции. Это событие и послужило основанием для переименования главной площади города.
В 1904 году в соседнем Серне открывают залежи калия, что позволяет в Мюлузе на базе текстильной промышленности строить химическую.
В результате Франко-Прусской войны с 1871 по 1914 годы город состоит в Германской империи и возвращается во Францию лишь в 1915 году.