Музей автомобилей — Cité de l’Automobile

Главный вход в музей ретроавтомобилей, Мюлуз, Эльзас, Франция

Главный вход в музей ретро-автомобилей, Мюлуз, Эльзас, Франция

Также носит названия Collection Schlumpf Cite de l’Automobile (Коллекция Шлумпфов «Город автомобилей») и Collection Schlumpf (Коллекция Шлумпфов). Это крупнейший музей ретро-автомобилей с невероятным количеством моделей — не зря же по-французски используется слово cité (город). 520 автомобилей, половина из которых является легендой, а вторая половина — бессовестной роскошью. Во-первых, это самая полная коллекция Bugatti. Далее, Hispano-Suiza, Isotta Fraschini, Maybach, Rolls-Roys, Maserati, Ferrari, Mercedes. Музей располагается на территории в 25 000 квадратных метров. Это бывшая текстильная фабрика. Такая, из красного кирпича, какими славится Манчестер.

По нему запросто можно проходить целый день, и всё равно будет мало! Если захотите посетить музей, то выделяйте целый день. Скажу даже больше — только один этот музей стоит того, чтобы ради него остановиться в Мюлузе!

Этот музей настолько популярен, что к нему привозят туристические автобусы!

https://www.citedelautomobile.com/  — официальный сайт музея, на котором можно посмотреть актуальную информацию о ценах на билеты и график работы. Сайт поддерживает французский, английский и немецкий языки.

История Музея ретро-автомобилей

Братья Шлумпф

Как ясно из названия, коллекцию авто собирали братья Шлумпф, Ганс и Фриц. Несмотря на немецкие имена-фамилии, они родились в Италии, но имели гражданство Швейцарии. А Мюлузе оказались в 1908 году, когда после смерти отца их перевезла в свой родной город мать.

В 1935 году братья организовали текстильную фабрику. Она приносила им такой хороший доход, что Фриц смог коллекционировать автомобили. Он был буквально одержим своим хобби. Более того, он любил спортивные автомобили и сам принимал участие в заездах, пока союз текстильщиков не попросил его «воздержаться от участия в соревнованиях, которые могут угрожать его жизни и лишить компанию ценного руководителя». В результате, Фриц Шлумпф полностью переключился на коллекционирование.

Как собиралась коллекция ретро-автомобилей

Вскоре о его страсти узнали по всему миру, и производители сами стали предлагать свою продукцию. Из Англии, Швейцарии, Италии, Германии, США. Он покупал и никогда ничего не продавал. Однажды на одном аукционе он предложил цену, в десять раз превышающую стартовую, чтобы гарантированно получить желаемое авто. Но больше всего он любил Bugatti.

В 1963 году Джон Шекспир (John Shakespear) предложил ему купить что-нибудь из его коллекции Bugatti. Фриц Шлумпф покупает все тридцать, самое крупное собрание Бугатти в США. Все их из гаража в Хофмане, штат Иллинойс, погружают на грузовой поезд компании Southern Railroad, который везёт их в Новый-Орлеан. Оттуда их уже транспортным голландским судном достают в Гавр. Обо всём этом газеты пишут на первых полосах.

Общий вид музея ретроавтомобилей, Мюлуз

Общий вид музея ретро-автомобилей, Мюлуз

В 1964 году в качестве гаража под них он выделил крыло своей ткацкой фабрики. Для этого он приказал выломать все внутренние перегородки, а пол засыпать гравием, а для перемещения между автомобилями выложили дорожки из красной плитки. Крышу поддерживали колонны, оформленные в стиле фонарей с моста Александра III в Париже. При реставрации музея в 2000 году их восстановили.

Фонари музея ретроавтомобилей, Мюлуз

Фонари музея ретро-автомобилей, Мюлуз

Причём это был не просто гараж, а реставрационная мастерская. Её обслуживала бригада из 40 механиков, шорников и столяров. Шлумпф бывал здесь ежедневно и давал инструкции по реставрации того или иного автомобиля.

Интересно, что местонахождение коллекции братья держали в строжайшем секрете, и почти никто не удостаивался чести побывать здесь.

В результате Шлумпф собрал 437 автомобилей 97 марок! О существовании коллекции знали многие, однако почти никто — включая членов клуба Bugatti — даже не догадывались о масштабах.

От коллекции к музею ретро-автомобилей

В 1960-е годы Джордж Харриссон вновь открывает Западу и Восток, и одним из многочисленных последствий этого становится то, что производство перемещается в Азию — там более дешёвая рабочая сила. Текстильная промышленность тоже приходит в упадок, магнаты Шлумпфы оказываются в долгах и распродают свои фабрики. Начинаются стачки против увольнения. Всё это в сумме вынуждает братьев в 1977 году эмигрировать в Швейцарию и остаток дней прожить в базельском отеле Drei Könige.

И вот в марте 1977 года, когда Фриц и Ганс в каких-то 50 километрах смотрят на рейнский берег, в фабричное крыло, стоящее на береге Иля, входит профсоюз и видят сокровище из арабских сказок. До 79 года коллекция находится под контролем профсоюза, который удерживает её до выплаты долгов по зарплатам. Чтобы частично компенсировать задолженность, профсоюз делает из шлумпфовой коллекции музей. И около 800 000 людей увидели её за эти два года. И все два года над всем фабричным крылом висит угроза распродажи.

И вот, чтобы не допустить такого, французское правительство в 1978 году придает коллекции статус национального исторического достояния. В 1981 году всё собрание, помещение самой фабрики и прилегающая территория приобрелись Национальной ассоциацией автомобильных музеев Франции, чтобы с 1982 года снова показывать широкой публике коллекцию Шлумпфов.

Что касается Фрица Шлумпфа, то он умер в 1992 году в возрасте 86 лет. Суд по его иску согласился, чтобы правительство Франции в 1999 году выплатило 40 миллионов франков его вдове Арлет Шлумпф-Наас (Arlette Schlumpf-Naas). Также она получила 62 автомобиля, которые на момент конфискации в 1977 году не были восстановлены. В том числе 17 Bugatti, 8 из которых ранее входили в собрание Джона Шекспира. После смерти Арлет, большинство из этих автомобилей были проданы в США и теперь выставляются в коллекции Peter Mullin в  Vintage Museum of Transportation в Окснарде, штат Калифорния.

Mercedes-Benz 300SL, 1953

Mercedes-Benz 300 SL, музей Ретроавтомобилей, Мюлуз

Mercedes-Benz 300 SL

Это — Mercedes-Benz 300 SL, SP означает Sport Leicht — лёгкий спортивный. Он стал легендой в автомобилестроении, и я сильно сомневаюсь, что до сих пор родилась тот автомобиль, который превзошёл бы его по эстетике. Удивительно, но эта модель выпускалась и в чёрном цвете, и в красном — но Братья Шлумпф приобрели для себя неброского, а потому элегантного светло-бежевого цвета. Думаю, что в таком цвете эта красавица и войдёт в вечность.

А началась история рождения самого элегантного автомобиля на Земле в далёком 1952 году. Тогда американский дилер автомобилей класса люкс Макс Хофманн убедил совет директоров в Штутгарте (компания Mercedes-Benz базируется в Штутгарте, если кто не знал!) разработать гоночное авто, что вполне резонно, учитывая хорошие и бескрайние американские дороги. И уже в 1954 наша марка была представлена на нью-йоркском автосалоне.

Больше всего простых зрителей поражало то, что двери открывались одиозно вверх, за что моментально были окрещены в прессе gull-wing door, то есть крыло чайки. Под этим именем автомобиль и вошёл в историю, и чаще всего, когда говорят про крыло чайки имеют ввиду именно эту модель.

Кстати, в самом Штутгарте такие двери окрестили менее поэтично Flügeltüren, то есть «крыло птицы». Среди владельцев этой марки были Элвис Пресли, Пабло Пикассо и Софи Лорен.

Mercedes-Benz 300 SL, музей Ретроавтомобилей, Мюлуз

Mercedes-Benz 300 SL

Arzens, Cabriolet «La Baleine», 1938

Arzens, Cabriolet "La Baleine", 1938, Музей ретроавтомобилей, Мюлуз

Arzens, Cabriolet «La Baleine», 1938

А этот автомобиль, несмотря на то, что называется «китом» («la baleine») поражает своими футуристическими обтекаемыми формами. Они, кстати, послужили прототипами спортивных автомобилей 50-х и 60-х годов.

Вообще автор автомобиля был проектировщиком и дизайнером от Бога. Так просто увлёкшись автомобилями он спроектировал, сконструировал и поставил на старый Крайслер шестиступенчатую коробку передач. Опробовал её сам Роберт Пежо и был очень впечатлён, однако не видел решений, как можно это перенести на свои автомобили.

Арзенс спроектировал его на базе Buick Standart, 1928, однако если прототип мог развивать скорость до 110 км/ч, то «кит» выжимал 160.

Во время оккупации Франции фашисткой Германией из страны фактически исчезает бензин. Тогда Арзенс выпускает вторую версию «Кита» — электромобиль. Вместо двигателя устанавливает аккумуляторные батареи, которые дают 10 лошадиных сил. Их хватало на 125 миль (200 км) при средней скорости 70 км/ч. Однако весили они 1100 кг, поэтому Арзенс заменяет бьюиковское шасси на более лёгкое фиатовское.

Его длина достигает шокирующих 7 метров. Напрашивается закономерный вопрос: «Зачем?» А всё дело в том, что Поль Арзенс (Paul Arzens) был дизайнером железнодорожных локомотивов и наверное в этой модели он не смог отказаться от романтики железных дорог. Более того, он свято верил, что такими формами творил светлое будущее. Другим его хобби были живопись и скульптура, и треть длины этого автомобиля он использовал для перевозки холстов и материалов доя статуй.

Интересно Арзенс решил проблему фар. Для того, чтобы не портить обтекаемый дизайн капота, он спрятал их за решёткой капота.

Arzens, Cabriolet "La Baleine", 1938, Музей ретроавтомобилей, Мюлуз

Arzens, Cabriolet «La Baleine», 1938

Arzens, Biplane «L’Oeuf», 1942

Arzens, Biplane "L'Oeuf", 1942, музей ретроавтомобилей, Мюлуз

Arzens, Biplane «L’Oeuf», 1942

А это чудо дизайна Поль Арзенс спроектировал уже в 1942 году во время оккупации Франции. Злые языки называли автомобиль «электрическим яйцом», но Арзенс работал над обтекаемостью формы, чтобы увеличить скорость.

Для кузова он использовал формованный вручную алюминий, а для ветрового стекла и выгнутых дверей — новый тогда плексиглас. У «Яйца» всего три колеса, и на единственное переднее подведён привод от электродвигателя. Бензина в стране не хватает — война, всё идёт на фронт.

Сам автомобиль весит всего 60 кг, вместе с двигателем — 90 кг, а после установки аккумуляторов уже 350 кг.

Машинка может развивать скорость до 80 км/ч. Проехать может 63 мили (100 км) при скорости 70 км/ч.

Поль Арзенс очень любил её и ездил на ней до самой смерти в 87 лет в 1990 году.

Этторе Бугатти

Так как в музее Шлумпфов имеется самая крупная коллекция автомобилей Bugatti, то будет уместным рассказать немного об основателе фирмы Этторе Бугатти.

Как видно из имени он был итальянцем, происходил из хищного города Милана, в семье краснодеревщика и дизайнера в стиле модерн Карло Бугатти.

Уже в 17 лет Этторе сконструировал свой первый автомобиль, за который получил золотую медаль на миланской выставке. Авто было так себе, однако юноша приобрёл мецената в лице графа Гюнелли. На выделенные деньги он конструирует второй автомобиль, который опять получает золотую медаль на миланской выставке, но ещё показывает его как серьёзного и перспективного конструктора.

Далее Этторе работает в большинстве автомобильных фирм Европы, в 1909 году строит свой первый гоночный автомобиль Bugatti-10 да и сам является известным гонщиком.

В 1910 году он вместе с партнёром Эрнстом Фридрихом при финансовой помощи банкира Августина де Визкая основывает фирму «Automobiles Ettore Bugatti». Основывают её в небольшом городке Мольсхайме, расположенном недалекой от Страсбурга. Тогда Эльзас-Лотарингия принадлежали Германской империи, что важно для судьбы Бугатти.

Bugatti Biplace course Type 32 Tank, 1932

Bugatti Biplace course Type 32 Tank, 1932, музей ретроавтомобилей, Мюлуз

Bugatti Biplace course Type 32 Tank, 1932

Этот Bugatti совершенно неожиданной формы. И не зря он называется танком, хотя ещё больше напоминает асфальтоукладывающий каток. Но на самом деле это гоночный автомобиль.

Такая форма была скопирована с крыла самолёта, чтобы увеличить обтекаемость. И действительно, автомобиль поставил на французском Гран При 1923 года рекордное значение скорости в 189 км/ч, однако всё-таки не выиграл.

А всё дело в форме крыла! Она при аэродинамике обеспечивает возникновение подъёмной силы, что хорошо для самолёта, но плохо для автомобиля — сильно ухудшалась управляемость.

Всего таких автомобилей было выпущено 4 штуки.

Другие достопримечательности Мюлуза