Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) – самый известный в мире собоо
Самый известный собор в мире
Собор Парижской Богоматери относится к школе французской готики. Это не лучший его представитель. Специалисты в качестве идеальных примеров показывают фотографии, планы и разрезы Амьенского, Шартрского и Реймсского соборов. На мой вкус самый шедевральный — это Шартрский. Парижский уступает даже Руанскому. И это — факт.
Впрочем, это сейчас соборы стали цениться. Им ставят три мишленовских звезды, и к ним приезжают миллионы туристов. А двести лет назад они никому не были нужны.
Это соборы стояли посреди городов зачастую недостроенными. Церковь не видела смысла тратить деньги на это. Достаточно затратно было хотя бы поддержать их. Соборы лежали скелетами динозавров среди многолюдных городов. Их рёбра-контрфорсы напоминали о смерти, что тело — прах, и что оно будет поедено червями. Это вполне в духе церковничества. Ведь главное — это душа.
Иногда даже заговаривали, что неплохо бы разобрать эти недострои. Ведь разобрали же крепостные стены и разбили на их месте прекрасные парки. В Париже и Москве, например, образовались бульварные кольца. В Вене — Ринг.
Само слово готика ввёл в обиход Джорджо Вазари в эпоху Ренессанса, то есть когда архитектура как раз отвернулась от готики и вновь зачарованно смотрела на руины античной Греции. Слово происходит от названия группы варварских племён — готов. И слово изначально означало приблизительно то же самое, что и вандальство (то же происходит от кочевого племени).
И истории понадобился великий человек, который написал великую книгу, чтобы готика вновь вошла в моду. В архитектуре стал развиваться стиль неоготики. Смешно, но основная мысль этой книги заключалась в том, что книга убьёт собор. Книгопечатни отменят надобность в излишней декорированности этих средневековых динозавров. Больше не нужно запечатлять в камне то, что так легко можно оттиснуть на бумаге.
Смешно, но именно эта книга обратила внимание на готические соборы. В них увидели не средневековые ночные страхи, выраженных в горгульях, а красоту, стремящуюся к небесам. Вдруг всем городам захотелось достроить соборы. И нашлись деньги. И многие соборы действительно достроили.
Да, этого великого человека звали Виктор Гюго, а книга называлась «Собор Парижской Богоматери». И книга была посвящена Собору Парижской Богоматери. Так он стал самым знаменитым собором в мире.
История Нотр-Дам де Пари
Собор Парижской Богоматери расположен на острове Сите. Стоит на очень намоленном месте. До него тут была базилика Святого Стефана, а ещё раньше галло-римский храм Юпитера. Тогда весь остров был в неосушенных болотах, и базилика саморазрушалась.
В 1163 году епископ Морис де Сюлли начал строительство грандиозного собора . На закладке первого камня присутствовали сам король Людовик VIII и папа Александр III.
Западный фасад показывает нам переход от романике к готике.
Пожар в 2019 году
Строительство собора — это всегда вызов времени. Соборы строят на века и тешат себя мыслью, что останутся навсегда. Собор — это архитектурное воплощение бессмертия. Проще говоря, собор как бы говорит, что смерть не всегда случается.
Проблема в том, что время об этом не знает. Как говорили древние греки: «Всё на свете боится времени». Да, но архитекторы помнили продолжение пословицы: «Но время боится пирамид». Они показывали в сторону Египта и строили. Они строили Линкольнский собор, строили Кёльнский и Страсбургский. Построили непревзойдённый Ульмский.
Но невидимое время показывало себя не только в бое курантов. В высочайшие колокольни били молнии, деревянные шпили горели. Их восстанавливали в ещё лучшем варианте, но они опять горели.
Вторая Мировая среди прочего показала, что города воскресают из пепла. Вы только посмотрите на Дрезден! Варвшаву восстанавливали по картинам Каналетто. Кёльнский собор бомбили. Но мы едем в эти города за красотой. Витражи для восстановленных соборов ставят лучшие художники нашего времени. В Меце и Цюрихе их делал сам Шагал!
И Нотр-Дам восстановят. И согласно закону жизни он будет лучшей версией себя предыдущего.
И лишь одна невосстановимая утрата — это орган XV века. Его больше никто и никогда не услышит. Огонь сыграл на нём последний реквием.