Крытые мосты (Ponts Couverts)
В районе Маленькой Франции Иль разделяется на четыре рукава, через которые и перекинуты Крытые мосты. Каналы же называются Судоходными, но чаще — по мельницам, стоявшим здесь, Spitzmühle (Шпицмюле), Dintzenmühle (Динценмюле) и Zornmühle (Цорнмюле). Некогда мосты действительно были крытыми, но в XVIII веке черепичную кровлю убрали, зато и деревянную часть мостов сменили на каменную.
Этот мрачный, особенно в вечернее зимнее время, ансамбль выполнял фортификационную функцию и служил для защиты речных подходов к Страсбургу по Илю.
Тут находятся и четыре сторожевые башни (в их строительстве тоже участвовал Себастьен де Вобан). Всего башен было пять, но в 1869 году одна из них – башня Цепей – сгорела.
Итак, вот названия четырёх сохранившихся башен с запада на восток: Башня Палача (Tour du Bourreau/Stäckelsturm или Henkerturm/Henckersturm), разрушенная Башня Цепей (Tour des chaînes/Almosenturm или Malzenturm), Башня Генриха (Heinrichsturm), Башня Ганса фон Альтхайма (Hans von Altenheimsturm) и, наконец, Французская башня (Tour des Français/Französische Turm).
Башня Генриха была тюрьмой. Во Французской башне солдаты Франциска I, те самые, которые принесли из Италии сифилис, навещали проституток. Позже в ней и соседней Башне Ганса фон Альтгейма была военная тюрьма. В сгоревшей Башне цепей была, по одним данным, женская тюрьма, по другим КПЗ для каторжников, дожидавшихся этапа по воде.
В общем, весь квартал хранит довольно-таки мрачную историю. Но сейчас они производят довольно-таки романтичные чувства.
Представьте себе, город, наполовину современный, наполовину красивый. На него опускается вечерний полумрак. Таких вечеров уже почти не бывает, потому что они чётко очерчивают силуэты ломанных крыш. В окнах здесь и там загорается жёлтый, тёплый, уютный свет, и тебе самому становится тепло и уютно.
Мрак сгущается, воздух вязок. Так приятно прогуляться по набережной под столетними вязами. Верно, что под ними могли прогуливаться Наполеон или Людовик XIV. Не страшно. Прогуливаются парочки. Быстро проносятся велосипедисты. Их здесь очень много.
Постепенно продвигаешься к центру. Средневековые улочки чередуются с современными пафосными витринами. Но в самом центре — он. Выступающий из ночи. Расцветающий подобно ночному цветку. Не всякая архитектура — это застывшая музыка, но только готическая, особенно соборы. И это не совсем музыка, скорее ноты, которые ещё нужно правильно сыграть.
Наверное, панорама на мосты и башни с дамбы Вобана является хрестоматийным видом Страсбурга, и лишь собор с разных ракурсов встречается чаще них.
Дамба Вобана (Barrage Vauban)
Дамбу строили по чертежам Вобана с 1686 года по 1700, то есть через пять после присоединения Страсбурга к Франции. К тому времени стало ясно, что Крытые мосты уже не в состоянии защитить город перед новой военной техникой. Фортификация задумывалась так, что в случае осады можно будет перекрыть заслонки шлюза, и полноводный Иль затопит всю территорию к югу от города (в те времена там располагались преимущественно поля и сады).
Работами руководил не сам фортификатор, а его соратник Жак Тарад (Jacques Tarade). Между прочим, 12 объектов вобановской военной инженерии сейчас входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Плотина была выполнена в виде ещё одного крытого моста с несколькими шлюзами.
В настоящее время на второй этаж дамбы можно бесплатно подняться наверх и с высоты рассмотреть квартал «Маленькой Франции». На первом же этаже, в пассаже, выставлены скульптуры и горгульи, некогда сброшенные с собора в годы революций.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.