Страсбургский собор

Страсбургский собор, вид с улицы Мерсьер

Страсбургский собор, вид с улицы Мерсьер

Когда стоишь перед Ним, задирая голову всё выше и выше, то никак не можешь угадать, каким же мастерством строителям удалось добиться, чтобы эти сотни и тысячи тонн захотели взлететь в небеса. Неслучайно его называют парящим розовым ангелом.

Он — это страсбургский собор, самый ассиметричный в мире, и его единственная башня (или недостроенная вторая?) является уже символом города. Кстати, высота единственного шпиля составляется 142 м.

Фасад и план страсбургского собора

Фасад и план страсбургского собора

С 1549 года самым высоким зданием в мире была церковь святого Олафа в Таллине, пока её шпиль в 1625 году не был разрушен молнией. Тогда на двадцать лет самым высоким сооружением стала церковь святой Марии в Штральзунде (Stralsund), но и в неё в 1647 ударила молния и разрушила шпиль. И только после этого выше страсбургского шпиля не было ничего на свете. Так продолжалось около 200 лет, пока в Гамбурге не построили более высокий собор святого Николая, обогнав на 5,3 м.

На сегодняшний день высота собора является второй во Франции и уступает только руанскому (151 метр).

  • Фасад собора, Страсбург
    Фасад собора, Страсбург

История строительства

Первое культовое сооружение на месте будущего собора было построено ещё при римлянах. Первый христианский храм возвели в VII веке по указанию епископа святого Арбогаста (saint Arbogast). Через век его перестроили по приказанию епископа Ремигия (765-783 гг.). Епископ даже завещал  похоронить себя в крипте этого сооружения. Считается, что именно в этой версии здания были произнесены и, соответственно, записаны знаменитые Страсбургские клятвы (14 февраля 842 года). Это древнейший памятник старофранцузского языка. Он трижды страдал от пожара: в 873, 1002 и 1007 годах.

О том, как выглядел тот собор, не осталось никаких рисунков, но стоит думать, что это была типичная каролингская церковь с явным подражаниями храмам Равенны и Константинополя.

Страсбургский собор в XI веке

Страсбургский собор в XI веке

А вот рисунок следующей версии собора есть, хотя это и современная реконструкция. Его постройку заложили в  1015 году епископ Вернер (Вецелин) из рода Габсбургов (Werner von Habsburg) и император Священной Римской империи Генрих II Святой. Строят его в новом, оттоновском стиле в 1015-1028 годах, но и он сгорает в 1176 году.

Сразу после пожара собор начинают восстанавливать, но уже в романике и восстановление продлиться до 1439 года. Строительством руководит епископ Генрих I фон Газенбург (Heinrich I von Hasenburg). И по его замыслу его собор должен превзойти собор соседского епископа в Базеле. Да, в те времена мерились красотой и величиной соборов! Но строят уже не на пустой земле, а на фундаменте храма, заложенного ещё епископом Вернером. Так что от оттоновского периода до нас дошли крипта и трансепт.

Новую (нынешнюю) версию собора строят так долго, что  романика успевает устареть, и ей на смену приходит готика, и собор получается готическим. В романском и переходном стиле построили западную часть крипты, капеллы Св. Андрея и Св. Иоанна, хор, купол и трансепт. Интересно, что три столба трансепта выстроены в романике, а последний, четвёртый, в готике. Это так называемый Столб Ангелов.

Столб Ангелов, трансепт страсбургского собора

Столб Ангелов, трансепт страсбургского собора

Для строительства нового собора приглашаются французские мастера из Шартра, которые и были носителями нового, готического, стиля. Собственно, тогда он просто назывался французским. Таким образом, и страсбургский собор, и весь Эльзас, становятся сплавом Франции и Германии. Это выражается даже в витражах. Так французы предпочитали использовать красные и синие цвета (знаменитая шартрская лазурь), а немцы — зелёный. В оформлении эльзасских храмов встречаются все три цвета.

Страсбургский собор строили из вогезского песчаника. Из известных мастеров, участвовавших в строительстве, был Ульрих фон Энсинген (Ulrich von Ensingen), который умел возводить самые высотные здания того времени и принимал активное участие в создании Ульмского и Базельского мюнстера, и Эрвин фон Штайнбах (Erwin von Steinbach).

Эдуард Шюре рассказывает красивую историю, что пока Штайнбах творил свой opus magnus, у него подрастала дочь. Дочь в Средневековье была несчастьем в семье, её нужно было кормить, но она не могла наследовать дело. Но дочь Эрвина была другой, прямо-таки героиней современных голливудских фильмов, пока её отец возводил готическое чудо, она вытесала несколько прекрасных статуй для его фасада.

Впрочем, уступлю место великому эльзасцу, мэтру Эдуарду Шюре:

  • Горгульи и пинакли, страсбургский собор
    Горгульи и пинакли, страсбургский собор

«Собор возвышается над остроконечными крышами домов, подобно огромному острову, а остальные церкви города смотрятся карликами рядом с ним. Здание возводили в течение нескольких веков, сменилось три или четыре архитектурных стиля, и все они отразились в убранстве собора, от крипты времен Карла Великого, через византийские аркады южного трансепта к готической перегруженности деталями северного трансепта. Фасад ХIII в. – шедевр готического искусства. Если смотреть на собор с площади Гутенберга, он подавляет своей высотой, восхищает богатством. Чтобы лучше понять значение этой великой страницы в истории архитектуры, следует сравнить собор Страсбурга с собором Парижской Богоматери. Храм французской монархии – верх элегантности и сдержанности. Три этажа дополняют друг друга, разделенные горизонтальными полосами. Это гармония, это совершенная мудрость. Но здесь мало порыва, мало стремящегося вверх движения. Взгляните на фасад собора Страсбурга хорошим летним вечером, когда заходящее солнце окрашивает в красноватые тона полированный песчаник. Между трех колонн, которые в едином порыве достигают платформы, каменное кружево рассыпается богатыми зарослями. Какая сила изображения, какое мастерство! Совершенство трех порталов, порыв пилястр, устремленных к капителям, шатры и множество стрельчатых арок. Арки над арками, колонны над колоннами, все стремится к небу, все пламенеет, все цветет. В центре парит роза, пылкое сердце этого каменного леса. Надо всем этим царит шпиль, подобный лилии.

Боковой неф, страсбургский собор

Боковой неф, страсбургский собор

Интерьер собора по-особому темен и полон мистики. В полумраке с трудом угадываются огромные колонны с искусно выполненными каннелюрами, которые поднимаются, соединяясь с нервюрами свода. Здесь царят витражи. Именно они превращают собор в христианские небеса. Огромные оконные проемы, в которые помещены витражи, подобны глазам, смотрящим в другой мир. Или же через эти отверстия иной мир посылает в святилище отражения своих лазури и огня. Есть очень немного соборов, в которых символизм католической церкви был бы представлен так широко. История церковная и история светская как история королей, стоящих в арках, разворачиваются перед глазами зрителей на сводах боковых нефов. Выше, под окнами центрального нефа, сияют христианские добродетели, святые, девы с копьями и зажженными факелами. Это церковь торжествующая и церковь воинствующая. Наконец, гигантская роза фасада освещает собор всеми цветами радуги. Это мистическая роза, символ вечности.»

  • Колонна, интерьер страсбургского собора
    Колонна, интерьер страсбургского собора

Почему у страсбургского собора только одна башня

Гравюра, показывающая, каким должен быть страсбургский собор, если бы вторая башня была достроена

Гравюра, показывающая, каким должен быть страсбургский собор, если бы вторая башня была достроена

План B мастера Эрвина фон Штейнбаха, Страсбургский собор

План B мастера Эрвина фон Штейнбаха, Страсбургский собор

Безусловно, что изначально планировался собор с двумя башнями. В доказательство этого существует План В Эрвина фон Штейнбаха. Архитектор руководил строительством с 1284 года по 1318 года.

Существует две версии на этот счёт. Первая заключается в том, что почва на острове не достаточно устойчива и под дополнительной тяжестью — а это десятки тонн! — просядет настолько, что весь собор может накрениться и рухнуть. А вторая — это банальная нехватка денег.

Об одном витраже Страсбургского собора и как он связан с «Игрой престолов»

Если театр начинается с вешалки, то готический собор с витражей. Витраж — это душа собора, которой ты бываешь оглушён и ослеплён в солнечный день. Вот на этой фотке первое, что бросается в глаза — это огромная розетка диаметром 12 метров (по другим источникам 14). Вы только представьте, каким калейдоскопом цветов она светит в солнечный день! Берлинская лазурь, шартрский синий, венгерский зелёный… Вся громадина храма будет подавлять вас своим величием, но розетка будет парить в воздухе и восхищать вашу душу. По сути — это всегда главный витраж!

Роза, страсбургский собор

Роза, страсбургский собор

И вся архитектура готики подчинена витражам. Это ради них изобрели аркбутаны, снимающие многотонное напряжение со стен и позволяющие в них делать проёмы. А в проёмы вставлять витражи, а на витражах воссоздавать библейские сюжеты, которые также называют «Библией бедняков» (Biblia pauperum), ведь приход в те времена не умел читать!

Можно представить себе сцену, как епископ во время воскресной службы рассказывал что-то из Библии, а в качестве иллюстрации указывал на определённый витраж. «Наглядный материал», сказали бы учительницы из наших школ; «Нет, это комикс», возразил бы им Marvel.

Но я хотел рассказать об одном конкретном витраже, расположенном третьим в северном боковом нефе на нижнем ярусе.

Роза, страсбургский собор

Роза, страсбургский собор

Итак, на этом витраже изображён король Филипп. Он отличался мягким, весёлым нравом и щедростью, любил науку и поэзию. Он соперничал за императорскую корону с Оттоном IV и был убит в 1208 году в Бамберге, куда прибыл на свадьбу своей племянницы Беатрикс Бургундской. Убийство совершил из личных мотивов Оттон Виттельсбах, пфальцграф Баварский из-за расторжения помолвки с дочерью Филиппа, Беатрикс Швабской, которую король предложил теперь своему бывшему противнику и преемнику Оттону IV, чтобы укрепить мир с побежденным соперником. За преступление пфальцграф Оттон поплатился головой. А свадьба Оттона IV и Беатрикс Швабской состоялась в 1212 году, когда невеста достигла 14-летнего возраста. Правда, через 21 день после свадьбы юная Беатрикс скончалась.

Дамы и господа, эта история вам ничего не напоминает? Уж не её ли использовал Джордж Мартин в качестве основы для Кровавой Свадьбы? А может он бывал в Страсбурге, стоял перед этим витражом, вспомнил эту закопанную в документы историю и таким образом вдохновился? Витражи были для неграмотных бедняков, но теперь все грамоте разумеют и в потенциале могут прочитать всё, что угодно. Кроме витража, ибо витраж нем и требует комментария.

Боковой неф, страсбургский собор

Боковой неф, страсбургский собор

И теперь уместно повторить одну фразу из «Собора парижской Богоматери» Виктора Гюго — Это убьёт то! То есть книгопечатный станок Гутенберга, изобретённый, кстати, в Страсбурге, убьёт соборы. И, кто знает, если бы Гутенберг жил бы на столетие позже, то может быть достроили бы и правую башню.

Другие достопримечательности Страсбурга