Медиагавань
К югу от дюссельдорфского альтштадта находится Медиагавань (Medienhafen). Также это место называют квартал Медиенхафен.
Город сильно бомбили в Войну, а потом власти приняли решение не заниматься реконструкцией, а дать свободу новому. По этой причине исторических ценностей в Дюссельдорфе на порядок меньше, чем в среднем по Германии. В традиционном споре Кёльна и Дюссельдорфа по этому пункту однозначно выигрывает первый.
Но не делайте вывод, что в Дюссельдорф незачем приезжать — ехать сюда надо за другим: футуристическим взглядом и влюблённостью в счастливое будущее. По количеству белых воротничков, колдующие деньги, высокие технологии и богатую жизнь, столица Северного Рейна – Вестфалии уступает лишь Франкфурту-на-Майне.
Медиагавань в прошлом
В 80-90-х, когда Европа переходила в постиндустриальную эпоху, а промышленность переживала кризис, в Дюссельдорфе тяжелее всего пришлось порту. А что такое порт для города, стоящего на Рейне? На протяжении всей истории порт кормил Дюссельдорф, развивал его и вёл к процветанию. История не знает иного пути обогащения, кроме торговли. Рейн – это большой торговый тракт, и Дюссельдорф на нём – третий крупнейший порт в Германии.
Но во время Третьего Рейха гавань использовалась для военных нужд, по этим причинам её бомбили. В послевоенное время власти вкладываются не столько в промышленность, сколько в управленчество и технологии. Сказывалась также близость Кёльна и Бонна, где располагалась администрация ФРГ.
Белые воротнички с высокими технологиями и дорогой жизнью из Дюссельдорфа и Франкфурта сообразили, что любая экономика будет эффективней, если предприятие перенести на Восток, где тупо тяжёлый наёмный труд стоит дешевле. Так один из крупнейших портов на Рейне начал простаивать.
Медиагавань в будущем
Гектары земли в самом центре Дюссельдорфа оказались заброшенными и превратились в зону рэпперской романтики. В 60-70-х гавань отдали под причал для лодок и яхт, а на берегу в бывших доках открыли кафешки, но в 80-х годах власти поняли, что они идут в постиндустриальность, и на территории доков решили построить целый бизнес-квартал. Пускай самые дерзкие архитекторы с мировыми именами реализуют свои мечты. Разве не в таком ключе строили Эйфелеву башню, которая настолько узнаваемая достопримечательность, что её можно считать символом путешествий! Может и среди ещё неизвестных архитекторов отыщется новый Гауди или Хундертвассер!
Однако ничего настолько шедеврального в Медиагавани вы не найдёте. Тут нечего сравнивать с Эйфелевой башней или Саграда Фамилией. Бывший порт можно назвать зоопарком деконструктивизма, и он сравним с «Танцующим домом» в Праге.
И всё-таки район очень приятен. Он располагает к тому, чтобы усердно работать за хорошее жалованье в таком офисе, а после расслабиться в кафе. Особенно летним вечером, когда закатные лучи бликуют в водах Рейна. Мда, прямо не жизнь, а топ фотографий в инстаграме!
Сейчас, конечно, уже никого не удивишь второй жизнью заброшенных заводов. В Петербурге можно вспомнить Новую Голландию, а в Москве – квартал газгольдеров за Курским вокзалом, заводы «ЗИЛ» и «Серп и молот», но десять лет назад такая реновация промзон была ещё в новинку и трендом завтрашнего дня.
Рейнская башня (Рейнтурм)
Самым главным строением Медиагавани является Рейнская башня (Rheinturm, Рейнтурм), телевизионная и радиовещательная вышка. Строго говоря, она расположена за пределами дюссельдорфского порта, но невероятно удачно вписывается в ансамбль этого квартала.
С неё и началась застройка Медиагавани в 1979 году. Архитектором выступил Харальд Дайльманн (Harald Deilmann) из архитектурного бюро «Eller Moser Walter». Он же застраивал и окрестности (Кёльн, Мюнстер, Эссен).
Высота крыши («тарелки») составляется 218,2 метров, вместе с антенной – 240,5. На Рейнтурме находится смотровая площадка, и лифт поднимет вас на 166,3 метра. В год её посещают более 300 тысяч людей.
В башню вмонтированы 62 светильника на трёх уровнях по проекту Хорста Баумана. Они показывают время: верхний уровень показывает часы, средний — минуты, нижний — секунды. По книге Гиннесса это самые большие часы в мире.
Обратите внимание, что вращающийся ресторан находится на 10 метров выше, и вид оттуда откроется лучше. Но эта разница при таких высотах уже не заметна. Зато на одном этаже со смотровой площадкой находится ресторан самообслуживания.
Смотровая площадка открыта с воскресенья по четверг с 10-00 до 24-00, в пятницу и субботу с 10-00 до 1-00. Взрослый билет — 5 евро, дети до 12 лет — 3 евро, подростки до 18 лет — 4 евро.
Красивая панорама на город будущего открывается с набережной от альтштадта, и именно она делает Дюссельдорф одним из самых футуристических городов Германии. Такой эффект получается за счёт вертикали Рейнской башни и горизонтали Моста Рейнкни.
При определённом настрое район Медиагавани дарит глоток какого-то свежего воздуха. Согласитесь, что как красива ни была старина, но она всё-таки тяжеловесна и от неё тоже устаёшь. А тут такой Нью-Йорк на Рейне!
Мост Рейнкни
Самый знаменитый мост Дюссельдорфа — это Рейнкни. Жители города им действительно гордятся. Его название переводится как «мост, стоящий на излучине (колене) Рейна». Мост навели в благословенном 1969 году между дюссельдорфскими районами Унтербильк и Оберкассель. Проект мост поручили разрабатывать Фридриху Таммсу, а реализовывал его Фриц Леонхардт. Последний к этому времени уже имел приличный опыт в мостостроительстве: мосты Дойц и Северин в Кёльне и ещё один в Мессине, который соединил Сицилию с Апеннинским полуостровом.
На момент сдачи Рейнкни был вантовый мост с самым длинным пролётом в мире — 319 метров. Ванты — это стальные тросы, которые протянуты от пилонов к дорожному полотну, и именно их веерность придаёт особую красоту моста такого рода. У Рейнкни всего один парный пилон высотой 114,1 метра. Он расположен несимметрично относительно общей длины моста. Примерно в соотношении 3 : 5 (319 : 561,15). От пилона отходит 14 стальных тросов.
Новая таможня
И начну я представление зоопарка деконструктивизма с Новой таможни (Neuer Zollhof). Такое название они получили из-за того, что построили на месте бывшего Таможенного союза, но их официальное его название – «Художественный центр и центр средств массовой информации Рейнской гавани». Так называется ансамбль из трёх зданий, чьи стены оказались как бы смятыми. Вот по этой «помятости» я и узнаю стиль деконструктивизма.
Каждое окрашено в свой цвет, но какого-то символизма цвет уже не несёт, равно как подобным наполнением лишена и форма. Теперь главное — это зрительная эстетика, чтобы радовало глаз. Ещё один интересный факт заключается в том, что во всех трёх нет двух одинаковых окон. Так рассказывают в экскурсионном автобусе.
Строил Фрэнк Оуэн Гэри (Frank Owen Gehry), мэтр деконструктивизма, заработавший на этой стиле уже кучу титулов и регалий типа Притцкеровской премии. Он же построил «Танцующий дом» в Праге, Концертный зал Уолта Диснея и музей Гугенхайма в Бильбао.
Площади всех трёх зданий были рассчитаны под СМИ (отсюда название Медиагавани), но вскоре все поняли понятно, что одними только СМИ всю площадь не занять, и её стали сдавать в аренду под остальное: дизайнерские фирмы, рекламные агентства, кинематографический фонд…
Сами дюссельдорфцы Новую Таможню называют «пьяными домами». И думаю, что в их представлении каждое из этих строений выпило по барже альтбира. Другое их название — Gehry—Bauten, то есть «дома Гэри».
Третий корпус выстроен из тёмно-красного кирпича, в таком «манчестерском стиле».
Новую таможню строили в 1996-99 годах.
Port Event Center (PEC)
Здание Port Event Center (PEC), которое по иному называют «горизонтальным небоскрёбом», строило кёльнское архитектурное бюро Wansleben Architekten и посвятило Эль Лисицкому (Лазарю Лисицкому). Был такой худодник-график, супрематист и вообше «посол русского авангарда».
Сейчас в ПЭКе размещается ночной клуб «3001».
Колориум
Рядом с ним расположен Колориум (Coloruim), такой легодом высотой в 62 метра.
Он привлекает к себе внимание ярко-красной выпирающим козырьком, а потом замечаешь, что во многих местах вставлены разноцветные стёкла. Таких фрагментов по всей 17-этажной башне насчитывается 2200.
Построил такую диковинку в 2001 году лондонский архитектор Уильям Олсоп (William Alsop). По его словам здание должно напоминать детский конструктор, но я вижу в нём кое-что иное: серые здания Лондона и нависающий над ними знаменитый смог, и чтобы поднять настроение, в офисные здания вставляют разноцветные стекла. В этом сказывается какая-то детская тяга к радости!
Дом Роггендорф
Сам по себе Дом Роггендорф (Roggendorf-Haus) уныл и отсылает к советским заводам и НИИ, но благодаря немецкой художницы Розали (Rosalie) оно считается самой яркой и разноцветной постройкой квартала. Розали – это псевдоним театральной художницы и профессорки из Штутгарта.
Она украсила дом 29 карабкающимися человечками с лягушачьими лапками в очень правдоподобных позах, занимающихся то ли городским альпинизмом, то ли паркуром.
Вообще их изготовили в качестве рекламы к выставке пластика в Дюссельдорфе в 1999 году.
Сама Розали эти пластиковые фигурки называет «Flossis». Каждый из человечков в высоту достигает 4,2 метров и 2,5 метра в ширину.
Завершает полуостров два стеклянных Г-образных здания, развёрнутых друг относительно друга. В первом из них находится отель Hyatt.
Ещё чуть правее, на самом мысе, круглая «плюшка» кафе «Pebble’s».
Памятник портовым рабочим
С другой стороны от этих зданий в память о том, что изначально это был порт установлен памятник его рабочим.
Ну а до соседнего мыса джентрификация в январе 2015 года ещё не добралась, и он выглядел очень уныло и депрессивно.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.