Мост Гогенцоллернов

Мост Гогенцоллернов через Рейн, Кёльн

Мост Гогенцоллернов через Рейн, Кёльн

Если приезжаешь в Кёльн на поезде, то первую достопримечательность, которую ты увидишь, будет именно Мост Гогенцоллернов (Hohenzollernbrücke). Потому твой поезд по нему заезжает на железнодорожный вокзал.

Удивительно, но мост Гогенцоллернов является одним из самых узнаваемых объектов Кёльна и уступает лишь самому собору. Более того, его называют «Мост любви». Может быть, потому что влюблённые пары любят гулять по нему и вешать замки на парапет с заверением в вечности своих чувств.

Но вернёмся к инженерной приземлённости. Мост собран из стальных балок. Стоит на двух быках-опорах и насчитывает три арки. Длина основного пролёта составляет 167,75 метра, общая длина — 409,19 метра, ну а ширина — 29,5 метра.

Просто удивительно, как сплетение стальных швеллеров, склёпанных и свинченных между собой, создают эффект ажурности в перспективе. В этом отношении мост Гогенцоллернов напоминает мне Эйфелеву башню.

Соборный мост

Соборный мост (картинка из Википедии)

Соборный мост (картинка из Википедии)

Железнодорожный мост понадобился для соединения правого берега Рейна (читай: угледобывающей Рурской области) и центра Кёльна, а главный вокзал стоял в самом что ни на есть центре, он делит одну площадь с собором.

В 1859 году его построили и назвали Соборным (Dombrücke). Он имел шесть романских башенок (четыре по берегам и две на опорах по середине Рейна). За свою решётчатую конструкцию он получил в народе название «Мышеловка» (Muusfall). Спроектировал его инженер-гидротехник Герман Лозе.

У него было две полосы для автомобилей и две железнодорожных колеи. Однако очень скоро стало очевидно, что он не справляется с нагрузкой, и спустя 48 лет его снесли, чтобы построить новую версию.

Довоенный мост Гогенцоллернов

В мае 1911 года открыли новый мост, который уже строила с 1907 фирма MAN. Новый мост имел уже четыре железнодорожных колеи. Он был украшен уже четырьмя неороманскими башенками, которые спроектировал берлинский архитектор Франц Швехтен. Кроме того, у моста появились четыре конных памятника представителям династии Гогенцоллернов. Видимо, из-за выбранного названия для моста. Вообще же, Гогенцоллерны — это династия курфюрстов Бранденбурга, а потом и королей Пруссии.

Мост Гогенцоллернов в Войну

Разрушенный бомбадировками мост Гогенцоллернов (фотография Маргарет Бурк-Уайт)

Разрушенный бомбардировками мост Гогенцоллернов (фотография Маргарет Бурк-Уайт)

Во время войны Кёльн пережил 262 бомбардировки и был сильно порушен, однако всё-таки устоял. Разрушили его американские сапёры 6 марта 1945 года.

Разрушенный мост Гогенцоллернов, Кёльн

Разрушенный мост Гогенцоллернов, Кёльн

Послевоенный мост Гогенцоллернов

Уже 8 мая 1948 года мост восстановили, и по нему пустили первые поезда. Балки изготавливались в знаменитом концерне Круппов. Неороманские башенки решили не восстанавливать, а вот конные статуи курфюрстов и кайзеров установили вновь.

С 1985 по 1989 годы проводилась реконструкция моста, в результате добавились ещё две колеи и пешеходно-велосипедная дорожка.

Сейчас мост Гогенцоллернов является крупнейшим железнодорожным узлом в Германии и в день пропускает 1200 поездов. И, наверное, самым узнаваемым в стране. Может быть, благодаря открыточному виду, где он позирует вместе с собором.

Набережная Райнаухафен

Дома Кранхауз на набережной Райнаухафен

Кранхауз, набережная Райнаухафен, Кёльн

Кранхауз, набережная Райнаухафен, Кёльн

Издалека полуостров привлекает к себе тремя необычными зданиями в форме буквы Г. По замыслу создателей, они должны были напоминать краны-журавли для разгрузки грузовых судов, раз уж были построены на территории бывшего порта. Эти дома носят название Кранхауз (Kranhaus).

Два из них офисные, а третье отдано под весьма респектабельные апартаменты. Их построили в 2011 году по проекту Хади Техрани, основателя гамбургской архитектурной группы BRT Architekten. Соавтором выступал Аахен Альфонс Линстер.

Кранхаузы построены в стиле модернизма, и все три имеют высоту 60,6 метра, длину — 70,2 метра, и ширину — 33,75 метра. Интересно, что два офисных здания имеют по 15 этажей, а жилое — 18. В опорах консольного выноса находятся лифты и лестницы.

Кранхауз, набережная Райнаухафен, Кёльн

Кранхауз, набережная Райнаухафен, Кёльн

Ну а теперь о самом полуострове, который ещё в начале XIX был островом. Однако Кёльн оставался крупным портовым городом на Рейне, а промышленная революция требовала расширения порта. В 1847 году решили из острова сделать полуостров, в результате получилась 800-метровая набережная. Таким образом увеличилась разгрузочная линия и портовый оборот.

Однако время шло вперёд, и Кёльну понадобился ещё большим порт. Уже в 1920-х начинается строительство нового порта в районе Дойц на противоположном берегу Рейна. Свою лепту в умерщвление Райнаухафена внесли и 262 бомбардировки Кёльна во время Второй мировой. Уже в 1970-х полуостров использовали в основном для прикола яхт. В 1976 году городское управление приняло решение сделать из умирающие порта рекреационную зону, и в 2001 году его функционирование окончательно прекратилось.

О самых крупных и бросающихся в глаза объектах Кранхаусах я рассказал, но есть и другие. Например, самый север полуострова венчает Музей шоколада.

В общем, Райнаухафен стал сейчас очень престижным районом. Здесь открылось много дорогих бутиков, кафешек. Нарастающее движение зожников любит устраивать здесь пробежки вдоль Рейна.

Башня Малакофф

Башня Малакофф, Райнаухафен, Кёльг

Башня Малакофф, Райнаухафен, Кёльн

Свой название башня Малакофф получила в честь взятия союзниками Малахова кургана при обороне Севастополя после одиннадцати месяцев осады. Башню возвели в том же, 1855 году. Она возводилась вместе с целой цепью фортификаций южной части города в 1848-55 гг. Конкретно эта башня должна была защищать вход в новообразованную гавань Райнаухафен.

Архитектором был инженер-полковник Карл Шницлер (Carl Schnitzler), который также построил форт в Кобленце и замок Штольценфельс также. Он построил не только башню Малакофф в Кёльне, но руководил возведением всех башен второго поколения. Шницлер непосредственно отвечал перед градоначальником Бернхард Харперата (Bernhard Harperath).

Башня Малакофф в 1884 году, Кёльн

Башня Малакофф в 1884 году, Кёльн

На этой картинке видна не только башня Малакофф, но и новая верфь Райнаухафен и даже башня Байентурм на заднем плане (слева).

Музей шоколада

Музей шоколада, Райнаухафен, Кёльн

Музей шоколада, Райнаухафен, Кёльн

На северной оконечности полуострова Райнаухафена расположился Музей шоколада (Schokoldenmuseum). Здание вполне соответствует духу района, да и Кёльна в целом — в нём совместились стекло и бетон, вырастающие из средневековое здания. Уникальность музея заключается в том, что он основан не при фабрике, а просто на пустом месте. Музей собирает и хранит экспонаты, связанные с производством шоколада. Причём представлены технологии, которыми пользовались ещё индейцы Доколумбовой Америки.

Открыли в 1993 году на основе местной кондитерской фирмы Imhoff-Stollwerk, однако с 2006 года новых партнером становится Lindt & Sprungli.

Музей шоколада является одним из самых посещаемых в Германии и не нуждается во внешнем финансировании или господдержке.

При выходе из музея находится магазинчик, в котором мы оставили 200 евро, и ушли с двумя сумками шоколада.

Музей шоколада и Мост Северина, Кельн

Музей шоколада и Мост Северина, Кельн

Немецкое отделение Microsoft. Райнаухафен, Кёльн

Немецкое отделение Microsoft. Райнаухафен, Кёльн

Местное управление, Райнаухафен, Кёльн

Местное управление, Райнаухафен, Кёльн

Байентурм, Райнаухафен, Кёльн

Байентурм, Райнаухафен, Кёльн

Другие достопримечательности Кёльна