Лоренцкирхе (Церковь Святого Лаврентия)
Церковь Святого Лоренца (Лаврентия) оказалась для меня самой красивой постройкой в Нюрнберге. И именно этот собор я вспоминаю в первую очередь при слове Нюрнберг. Будучи сложенным из красновато-тёмного песчаника, за счёт которого храм приобретает мрачный и очень атмосферный антураж. Долгое время Лоренцкирхе была самой большой и наиболее значимой церковью Нюрнберга.
В ней был крещён Иоганн Пахельбель, известный композитор периода барокко южнонемецкой органной музыки.
Город разрастался с севера (от замка) на юг, и однажды перешагнул реку Пегниц. На новом берегу стали селиться богатые бюргеры, которые и спонсировали многие постройки южной части. И так вышло, что центром южной части стала церковь Святого Лоренца. В противовес северной с кирхой Себальда. Со временем история распределила берега следующим образом: южный стал считаться бюргерским, а северный – рыцарским.
Кирху заложили в 1287 году, и строилась на протяжении почти что двухсот лет. В результате Лоренцкирхе стала самым большим протестантским храмом во всей Баварии.
Высота её башен составляет 81 метр. Её массверковая роза достигает диаметром 10,28! Барельефы фасада – это самая настоящая каменная Библия. Камень повествует о Рождестве Христа, Избиении младенцев и скорбного пути Иисуса Христа.
Лоренцкирхе очень сильно пострадала из-за бомбёжек во время Второй Мировой. Ей пришлось расплачиваться за то, что Нюрнберг стал негласной столицей Третьего Рейха. Однако церковь достаточно быстро восстановили – к 1952 году.
Интерьер Лоренцкирхе
Не менее впечатляющим по сравнению с готическим фасадом является и интерьер. Обратите внимание на витражи! Они считаются одними из самых красивых в Германии.
Внутри храма размещается второй по величине орган во всей Германии. Самый большой находится тоже в Баварии, но в городе Пассау.
«Благовещение» Файта Штосса
Самым главным шедевром Лоренцкирхе является деревянная композиция «Благовещение» (1517-18 гг.) рук Файта Штосса. В народе её именуют проще – «Ангельский привет».
«Благовещение» подвешено высоко в хорах, и кажется маленькой, однако на самом деле фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила сопоставимы с человеческим ростом. Обе фигуры окружают на кругу 55 роз. Эти розовые бутоны символизируют бусины чёток, которые католики сдвигают, когда читают молитву Розария. На них сверху взирает Бог-Отец.
Это один из величайших средневековый резчик по дереву. Первую половину жизни он работал здесь, во Франконии, в Нюрнберге и Бамберге, а вторую – в Малой Польше, в Кракове, где стал известен под именем Вита Ствоша. Так в главной краковской церкви Мариацком костёле стоит алтарь его рук.
В церкви установлен замечательный орган – он второй по величине во всей Германии, а витражи этой церкви считаются самыми красивыми в стране.
Табенакль (дарохранительница) Адама Крафта
Не меньшее впечатление производит и табенакль (дарохранительница). Если Файт Штосс – это гений резьбы по дереву, то Адам Крафт — маэстро камня. Он изготавливал его с 1496 по 1500 годы.
18-метровая колонна кажется живым деревом, тысячелетним дубом с морщинистой корой. Колонна поражает своим излишеством узорочья и произвело на меня неизгладимое впечатление.
Есть легенда, рассказывающая, что камень размякал от прикосновения резца Адама Крафта и затвердевал, приняв нужную резчику форму.
Весь этот каменный лес поддерживают трое мужчин. Предполагают, что в одном из них Адам Крафт изобразил себя, а в двух других – своих подмастерьев.
Чтобы спасти сокровище во время бомбежек Второй Мировой, табенакль покрыли толстым слоем гипса.