Церковь Святого Себальда (Зебальдускирхе)
Если южный берег Пегница принадлежит несравненной красавице Лоренцкирхе, то северный остаётся за её сестрой-соперницей Зебальдускирхе, церковью Святого Себальда (Sebalduskirche). Северная сторона так и называется – «сторона Себальд».
Святой Себальд
Кто такой Святой Себальд? О нём ничего толком неизвестно. Он не был ни мучеником, ни епископом, а просто жил отшельником в лесу недалеко от Нюрнберга.
По одной версии Себальд пришёл во Франконию откуда-то с востока, то ли из Венгрии, то ли из Румынии. По другой версии, с запада из Франции.
Уже в XIII веке Себальда канонизировали и избрали покровителем Нюрнберга. Однако в Риме его признали лишь в 1425 году при Папе Мартине V. Впрочем, местное население даже радовало такое положение дел. Их небесный патрон не признан Церковью, и это как бы подчёркивало суверенитет Нюрнберга. В отличие от близлежащих Регенсбурга, Бамберга и Вюрцбурга, принадлежащих епископам.
Изображался он с посохом и шляпой (символами паломничества), а на правой ладони стоял макет его церкви.
Зебальдускирхе и Лоренцкирхе
Если юг Нюрнберга оставался за зажиточными бюргерами (и именно они стали основной паствой Лоренца), то в Себальда ходили уже дворяне.
При беглом осмотре обе церкви очень похожи, но достаточно приглядеться повнимательнее, и вся похожесть оказывается лишь в строении базиликального типа с вестверковыми башнями. И первое отличие церкви Святого Себальда от сестры, заключается в том, что у неё нет парадного фасада. Зато имеются две апсиды.
Церковь Святого Себальда – это первый лютеранский храм города (c 1525 года). Чуть позже протестантской стала и Лоренцкирхе, а католиках досталась стоящая между ними Фрауэнкирхе.
И всё же эта церковь признавалась выше своей сестры. Потому что император, прибыв в Нюрнберг, первым делом посещал именно Зебальдускирхе. Даже если его путь лежал по южной стороне, мимо Лоренцкирхе.
История строительства
Изначально на этом месте была лишь могилка Святого Себальда и часовня Петра и Павла.
Церковь Святого Себальда начали строить в 30-х годах XIII века, то есть на двадцать лет раньше, чем Лоренцкирхе. Приходской она стала в 1255 году, а закончили строительство в 1275.
Апсиды храма называются хёрляйн (Chörlein). Они выполнена из песчаника. На их стенах изображены сцены из жизни Девы Марии.
И если Церковь Святого Лаврентия строили сразу в готическом стиле, то Себальда начинали возводить в более древнем – романском. А интерьер заканчивали уже с чертами барокко. В романском стиле возводили западный клирос, ориентируясь на знаменитый Бамбергский собор.
В течение XIV века церковь немного перестроили: расширили боковые нефы и увеличили шпили (1309-1345 гг.), позже сделали готический алтарь (1358-1379).
Башни заканчивали уже в конце XV века. Кстати, их высота составляет 79 метров.
Церковь практически полностью уничтожили союзники во время бомбардировки. Чудом уцелела лишь часть интерьера, включая витражи и раку Святого Себальда работы Файта Штосса.
Интерьер церкви Святого Себальда
Внутри церкви хранятся мощи святого Себальда в очень красивом каменном ларце-дарохранительнице.
Удивительно, но резьбу по камню для Зебальлускирхе выполнял Адам Крафт, а по дереву – Файт Штосс. То есть те же два человека, что и для Лоренцкирхе. Штосс вырезал для церкви фигуры Распятого Христа, Деву Марию и Иоанна Богослова, то есть Пьету. Вся композиция подвешена достаточно высоко.
Ещё одним шедевром церкви является резная позолоченная картина «Мадонна в венке лучей». Её сделал Петер Фишер Старший в 30-х годах XV века. В качестве материала он использовал грушевое дерево.
Церковный орган и династия Пахельбелей
Орган для церкви соорудил а 1444 году Генрих Таксодорф из Майнца. И обошёлся в весьма круглую сумму в 1150 флоринов. До того тот же мастер соорудил два малых органа для Фрауэнкирхе.
Место органиста в церкви Святого Себальда считалось самым лучшим и престижным среди мест подобного рода. Его занимали многие композиторы, но самыми знаменитыми были Пахельбели. С 1695 года до самой своей смерти его занимал Иоганн Пахельбель. А с 1719 до 1764 года место принадлежало Вильгельму Иерониму Пахельбелю, который и сделал славу своей семье.
Дома рядом с Зебальдускирхе
Как и положено, изначально вокруг церкви было кладбище, которое достигало той площади, где сейчас стоит памятник Альбрехту Дюреру. И лишь с 1518 года по решению городского совета захоронения на этом кладбище больше не проводились.
Рядом с Себальдкирхе стоят два дома. Один – это Пфаррхоф. В нём жили служители церкви Себальда.
Другой – дом Шюрстаб (Schürstabhaus). Построен в конце XIII века. На фасаде – солнечные часы, на углу – фигура Мадонны.
Старая Ратуша
Здание Старой Ратуши было полностью разбомблено в 1945, так что это новодел 1960-х годов. До 1806 года в ней проходили заседаний Большого совета, городского суда и торжественные мероприятия.
И всё же. Она состоит из готической (XV век) и ренессансной (XVII век) частей.
Рядом с главными воротами находится фонтан «Купидон».
В здании есть музей, посвящённый истории Рождественского базара в Нюрнберге, и его экспозиция ежегодно обновляется. Тут можно увидеть рождественские календари, ёлочные грушки и новогодние персонажи.
Плюс в ратушной башне есть музей игрушек. Каждый день в 11 утра с неё бьёт колокол и появляются 32 фигуры в человеческий рост и показывают сцены из истории Нюрнберга.
В подвале раньше была тюрьма, а сейчас она отдана под музей пыток.
Дом Фембо
Фембохаус (Fembohaus) – это единственный барочный дом, который полностью уцелел во время войны и вообще никогда не перестраивался.
Привлекает внимание фронтоном, украшенным волютами, скульптурами и солнечными часами. Дом построил нидерландский купец Филипп ван Ойрл в 1591-96 годах. Конечно, хозяева с течением времени менялись, и в XIX веке им владел антиквар и книготорговец Георг Фембо.
Сейчас в интерьерах дома находится Городской музей истории Нюрнберга (Stadtmuseum Fembohaus).