Икша

Улица Школьная с ДК в перспективе, Икша

Улица Школьная с ДК в перспективе, Икша

Икша — это рабочий посёлок с населением, чуть меньшим пяти тысяч человек. Находится по Савёловской железной дороге между Москвой и Дмитровом. На самом деле, это первый городоподобный населённый пункт по этому направлению, который не тяготеет к Москве. Огромные, по сравнению с Икшей, Лобня и Долгопрудный по сути уже стали спальными районами Москвы. А Икша — нет. Икша тяготеет уже к Дмитрому. Потому что до него проще, быстрее и дешевле доехать (на электричке). Тем более, что Дмитров является райцентром, и все госучреждения для рабпосёлка находятся именно здесь. Думаю, что большинство населения и работает в Дмитрове. В самой Икше работы толком и нет, если только не кассиром в местном «Дикси».

Само название — Икша — древнее славян, расселившихся здесь. Оно досталось нам в наследство от финно-угорских племён, живших здесь задолго до. Чужеродность гидронима выдаёт окончание на -ша. Сравните, например, с Кидекшой под Суздалем.

Бывшая вечерняя средняя школа, улица Комсомольская, Икша

Бывшая вечерняя средняя школа, улица Комсомольская, Икша

Икша возникла на рубеже веков, причём несколько восточнее нынешнего положения, у подножья холма, на котором стоит сейчас. Икша находится на Клинско-Дмитровской гряде, чья высота подчас достигает 200 метров. В начале века Икша была выселком нынешнего села Игнатово.

Ситуация изменилась, когда решили прорыть канал имени Москвы и соединить Москву-реку и Волгу. Между прочим, Клинско-Дмитровская гряда как раз является водоразделом притоков этих двух рек. По проекту канал должен был проходить как раз по территории старой Икшы, и её перенесли западнее, на склон холма. Потом решили проложить Савёловскую ветку железной дороги, и Икша совсем залезла на холм. А село Игнатово оказалось заречным выселком Икшы.

Интересно, что в Икше гораздо чаще встречаются дубы, чем в Москве.

Бывший детсад, ныне досуговый центр "Радуга", улица Комсомольская, Икша

Бывший детсад, ныне досуговый центр «Радуга», улица Комсомольская, Икша

Что из себя представляет Икша на 2019 год? В вёдро посёлок похож на летний рай. Двухэтажная застройка 40-х и 50-х годов при широких дорогах располагает к летнему ничегонеделанию. Или такому идеальному фрилансерству. Но такое впечатление Икша создаёт лишь в солнечную погоду. А вот в слякотное межсезонье посёлок производит удручающее и депрессивное впечатление. Даже две центральные улицы Школьная и Комсольская выглядят грязными.

ДК Икша "Клуб", Икша

ДК Икша «Клуб», Икша

Центр посёлка определяется однозначно — это современное ДК Икша, построенное в конце 40-х — начале 50-х зданий досуговое здание. Ты приезжаешь на жд платформу «Икши», и идёшь по перпендикулярной улице в гору. И на самой вершине холма видишь ДК Икша.

Сначала здание служило для партийцев и комсомольцев, в девяностые в нём была воскресная церковь, сейчас на площадке перед ДК ставят новогоднюю ёлку и даже проводят местечковые ярмарки. Надобность для церкви отпала, так как через дом из него построили деревянную церковь Матроны Московской. Местные старожилы называли это здание просто — Клуб.

Сталинский дом на улице Школьной, Икша

Сталинский дом на улице Школьной, Икша

Вокруг Клуба действительно старые добротные дома, когда страну ещё не захлестнула хрущёвская застройка типовушками. Дома, в основном, двухэтажные. Иногда в них присутствуют даже элементы декора в виде намёка на фальш-колонны, полуэркера или ломанной крыши.

Улица Школьная, Икша

Улица Школьная, Икша

На северном конце Комсомольской улицы, переходящую в Рабочую, вы обнаружите более высотную пятиэтажную застройку. Это тот случай, когда окраина более живая и грозит стать центром. Её и строили по образцам спальных районов Подмосковья. И несмотря на очевидную хрущёвощность района (достроенного уже при Путине), дома отстоят на достаточном расстоянии друг от друга, что производит впечатление простора. Да и просто деревья ещё не выросли.

Железнодорожная станция, Икша

Железнодорожная станция, Икша

Обойдя за полчаса три главные улицы Икшы спускайтесь вниз, к железнодорожной станции, Дмитровскому шоссе и каналу. Старожилы так и называли это место — Вниз. Я это отлично знаю, так как мои бабушка и дедушка прожили в Икше полвека.

Водонапорная башня у станции, Икша

Водонапорная башня у станции, Икша

У станции до сих пор сохранилась водокачка. С её помощью заливали воду в локомотивы.

На самом деле, главная достопримечательность Икшы, это два шлюза около неё, №5 и №6. Конечно, они не такие красивые, как шлюз №3 в Яхроме, украшенный каравеллами, но всё-таки определённый инженерный интерес представляют.

Шлюз №5, канал им. Москвы, Икша

Шлюз №5, канал им. Москвы, Икша

Попасть к шлюзам очень легко. Достаточно перейти на железнодорожным настилам вправо, если стоять спиной к Москве. Сначала вы перейдёте речку Икшу (или Икшанку), которая сейчас превратилась в ручеёк, а ещё в 70-х поднималась до уровня воды в канале. В ней даже намывали какие-то крохи золота. Кстати, старожилы говорили именно, что «икшанка» и «икшанский», а не как сейчас принято икшинский. Это связано именно с тем, что речка в половине случаев именовали Икшанкой.

Речка Икшанка (Икша)

Речка Икшанка (Икша)

Речка Икшанка (Икша)

Речка Икшанка (Икша)

Через шестой шлюз перекинут пешеходный мост, ведущий в Игнатово.

Шлюз №6, канал им. Москвы, Икша

Шлюз №6, канал им. Москвы, Икша

Стоит ли тратить хотя бы полдня и ехать в Икшу? Только если вы изъездили всю округу, а ехать на другой конец области вам лень. И ехать надо обязательно в хорошую погоду, в зимнюю слякоть здесь запросто можно подхватить депрессию.

Другие города Подмосковья

This site is protected by wp-copyrightpro.com

!-- Rating@Mail.ru counter -->