Как добраться до Аосты
В Аосте нет собственного аэропорта, поэтому придётся либо арендовать автомобиль, либо заказывать такси, либо ехать на поездах. О последнем способе я расскажу в подробностях.
Но прежде замечу, что зимой долина Аосты становится популярным горнолыжным курортом, который к тому же дешевле, чем в соседних французской Шамони (Chamonix-Mont-Blanc) и швейцарском Церматте (Zermatt). Так как люди зачастую едут большими группами да ещё со своим горнолыжным скарбом, то им проще и дешевле заказать трансфер прямо из аэропорта.
Из Аосты во Францию и Швейцарию железных дорог не проложили, но худо-бедно курсируют автобусы.
А теперь о нас, одиноких путешественниках, доказывающих, что маленькая Европа на деле оказывается не такой уж маленькой.
Ближайшие аэропорты располагаются в Турине и Милане. Всего несколько лет назад из Москвы прямой рейс был только до Милана, и его осуществлял «Аэрофлот». Теперь нам на радость «Сибирь» открыла более дешёвый рейс до Турина.
Если выезжаете из Милана
Если вы приземлились в Милане, то вам сперва следует добраться до миланского центрального вокзала (Milano Centrale), откуда отходят поезда по направлению Аосты. Ехать придётся около трёх часов и с двумя пересадками.
Первую пересадку нужно будет сделать в Кивассо (Chivasso), вторую в Ивреа (Ivrea).
Будьте внимательны! Предлагается и другой вариант с заездом в Турин, но он будет с тремя пересадками и примерно в два раза дороже вышеизложенного.
Если выезжаете из Турина
Если вы будете выезжать из Турина, то вам подойдёт любая из двух крупных станций первой столицы Италии: как Порта-Нуова (Torino Porta–Nuova, Torino P.N.), так и Порта-Суза (Torino Porta–Susa, Torino P.S.). Порта-Нуова является главным вокзалом города, и все поезда отправляются (и прибывают) именно с него, а первой же остановкой будет Порта-Суза, рядом с которой находится центральный автобусный вокзал.
Опять-таки предлагается два варианта, с одной пересадкой и двумя. Это зависит от того, нужно ли делать пересадку в Кивассо или нет. Пересадки в Ивреа не избежать в любом случае.
Пересадка в Ивреа
Откуда бы вы не ехали, но оба поезда после остановки в Кивассо (Chivasso) резко меняют курс на север, и дальше план действий одинаков. В Ивреа (Ivrea), последнем городе на границе Пьемонта и Валле-д’Аоста, вы в любом случае сделаете пересадку. Просто не бывает беспересадочных поездов!
Важно знать одну тонкость! Платформа помимо номера имеет ещё и сторону, в смысле сторону света (по-итальянски lato): N – северную и S – южную. Дело в том, что поезда из Турина и Милана прибывают на южную часть платформы. Вы спокойно спускаетесь на платформу и не поднимаясь на мост идёте на другой конец, северный. Важно, что может стоять другой поезд на соседнем пути той же платформы, но это не ваш поезд! Пройдите по платформе до конца. И там будет стоять ваш поезд. Если его нет, значит, он просто опаздывает. Там же висит отдельное электронное табло, в котором должно гореть «Valle-d’Aosta». Если бегущей строкой высвечивается надпись типа «Ritardo 5 min» – это значит, что поезд опаздывает на 5 минут.
Времени на пересадку хватает с избытком! Если первый поезд задерживается, то второй ждёт его. Это – не Германия!
Это немного странно для нас, но в этом есть логика. Вы едете с юга на север, поэтому приезжаете на южную часть платформы. Вы переходите на северную часть платформы в другой поезд, который повезёт вас дальше на север.
Вот и всё! Через сорок минут вы увидите прекрасную и достойную подробного изучения Аосту.
Я так подробно остановился на этом, потому что для нас это было полной неожиданностью. В билете было написано, что мы прибываем на путь 3, а пересаживаемся на поезд на пути 4. Всё понятно. Приезжаем, выходим, бодрым шагом идём к соседнему поезду.
Я спросил у одного мужчины, идёт ли этот поезд до Аосты, но тот отрицательно замотал головой и стал махать куда-то в направлении головы поезда. Сбитый с толку, я решил, что нам нужно перейти мост, но тот же мужчина окликнул нас и что-то быстро тараторя ещё выразительнее замахал рукой, чтобы мы прошли дальше по платформе.
Ничего не понимая, мы двинулись по платформе. В голове шурупились мысли, что Аосту мы не увидим, а вместо неё осмотрим Ивреа. Так я и шёл, пока не увидел заветную табличку 4s и электронное табло, где и значилась Аоста. Всё встало на свои места.
А этот поезд, в который я чуть ли не сел, отправлялся обратно на юг, в сторону Кивассо.
Добро пожаловать в Валле-д’Аосту!
В этой пересадке есть даже определённая фишка. Уже в поезде, состоящем всего из двух вагонов, создаётся ощущение, что вас везут в другую страну. Почти сразу по выезду из Ивреа пейзаж за окном почти сразу меняется с бескрайних пьемонтских рисовых полей на Альпы, а они здесь очень высоки. Мы так залюбовались ими, что не заметили сорока минут поездки.
Так как вторым официальным языком региона является французский, то и названия всех станций будут объявлять на двух языках.
Зачем эта сложность с пересадкой? Дело всё в том, что разные отрезки железной дороги обслуживаются разными регионами. Отрезки Турин – Ивреа и Милан – Ивреа закреплены за пьемонтским отделом, а отрезок Ивреа – Аоста – за вальдостанским.
Автобус Турин – Аоста и обратно
Из Турина также можно доехать на автобусе, но о у него неудобное расписание, не позволяющее посетить Аосту одним днём. Преимущество в том, что не надо делать пересадки.
Монблан, Маттерхорн и горнолыжные курорты
И ещё, если вы едете в Аосту только на один день, то без аренды машины, заказа такси или экскурсионного автобуса у вас не получиться увидеть Монблан (Montebiaco), хоть он и находится в конце долины Аосты, но за поворотом и его скрывают более горы. Поезда же ходят тоже редко и неудобно. К Маттерхорну (Cervinia как её называют итальянцы), тоже придётся добираться на каком-то местном транспорте, но я не выяснял. Что транспорт существует – это точно, ведь на его склоне горнолыжный курорт. Но если внимательно смотреть в окошко, то его вполне можно увидеть в силу его узнаваемого профиля, и даже сфоткать.
От больших железнодорожных станций разъезжаются автобусы в более мелкие поселения. Причём их расписание увязано с железнодорожным. Сам видел, что люди с нашего поезда быстрой походкой направлялись к стоящему поблизости автобусу.