Главная площадь и сердце Болоньи

Базилика Сан-Петронио, Пьяцца Маджоре, Болонья

Церковь Сан-Петронио, Пьяцца Маджоре

Пьяцца Маджоре

Болонья предстаёт рекой с кирпичными руслами, а ты — маленький головастик и передвигаешься по самому дну. Громадные галереи, наглухо задраенные кирпичом храмы, оживлённый трафик на две третьих состоящий из мотоциклистов — всё это подавляет.

И каждый турист спешит на Пьяцца Маджоре (piazza Maggiore), то есть на Большую площадь, чтобы хотя бы там увидеть расступающиеся стены. Город строился по римскому плану. Главная площадь (плацдарм для легионеров) располагается в центре, на пересечении двух улиц: кардо (ориентированного с севера на юг) и декуманусом (с запада на восток). Теперь кардо переименована в улицу Независимости, а декуманус —  в улица Уго Басси (Via Ugo Bassi).

Во времена Римской империи Маджоре использовалась в качестве плаца, в Средневековье – для рынка, а с XVI века обросла нынешними современными зданиями. Уже по названию понятно, это самая большая площадь города. В длину (вдоль фасада храма Сан-Петронио) она растянулась на 115 метров, а в ширину — на 60 метров. Впрочем пьяцца не всегда называлась так, а только с XVI столетия. До того она носила названия Curia (Platea) Communis. В короткий промежуток истории, между изгнанием австрийцев и Второй Мировой войной, площадь переименовали в честь короля Витторио Эмануэле II.

Кстати, рядом есть парковка — 6 евро.

Палаццо дей Банки

На фотографии выше мы видим базилику Сан-Петронио, а слева от неё находится палаццо дей Банки (Palazzo dei Banchi). Само название говорит о том, что раньше тут располагались прилавки. Здесь меняли валюту, торговали продуктами питания, ювелирными украшениями и оружием. Да и сейчас строение служит для тех же целей. Только ассортимент магазинов чуть-чуть поменялся.

Здание было построено в 1412. Это было последнее строение, которое обрамило площадь Маджоре. В 1568 году портик дей Банки был перестроен архитектором Виньолой.

Фасад ренессансного торгового центра стоит на 15 арках, и две из них (высокие) ведут на улицы. Левая — на улицу Пешерие Веккье (via Pescherie Vecchie), а правая — на Клаватур (via Clavatur). Если пройти по ней, то можно выйти к Santuario di Santa Maria della Vita, чей купол возвышается над дворцом.

Палаццо Коммунале

Палаццо Коммунале, пьяцца Маджоре в Болонье

Дворец Коммунале, площадь Маджоре

Интересно, что главным строением пьяцца Маджоре считается не базилика, а палаццо Коммунале (Palazzo Communale) — дворец Коммуны. Его фасад растянулся на ширину целых двух площадей, а он сам — это два соединённых вместе дворца.

Если смотреть на фасад, то правое «крыло» — это палаццо дель Легато (palazzo del Legato). Он был пристроен позже к более старым корпусам и предназначался для Папского легата. Отсюда и название.

Левое же  — это палаццо д’Аккурсио (palazzo d’Accursio). Его построил в 1290 юрист Франческо Аккорсо (откуда и название). В 1336 Коммунале выкупил совет города и обустроил внутри резиденцию Анциани (Anziani), так назывались тогда городские правители. Тогда же дворец расширили, чтобы создать новые присутственные места.

Портал в Папой Григорием XIII, палаццо Коммунале, Болонья

Портал в Папой Григорием XIII, дворец Коммунале

В самом центре фасада, на стыке двух домов, бросается в глаза роскошный портал со скульптурой Папы Римского Григория XIII. Сам портал сделал мастер Галеацо Алесси (Galeazzo Alessi) в XVI веке. Интересно, что сначала в нише находилась бронзовая статуя Бонифация VIII.

А чуть левее размещена терракотовая скульптура Мадонны с младенцем. Её сделал в 1478 г. Николло дель’Арка (Niccolò dell’Arca).

Угол палаццо Коммунале и палаццо дей Нотай, пьяцца Маджоре в Болонье

Угол дворцов д’Аккурсио и дей Нотай

В 1425 г. в нём случился сильный пожар, и восстановлением занялся Фиораванти (Fioravanti). Он же построил и часовую башню (torre d’Accursio). Он установил чуть пониже циферблата карусель с Мадонной, что характерно для тогдашних городов Центральной Европы. Например, можно вспомнить такую карусель у Фрауэнкирхе в Нюрнберге. К сожалению, в 1796 её убрали. Позже Коммунале служила мэрией, и так продолжалось до 2008.

В настоящее время в её корпусах располагается музей «Джорджо Моранди». В нём представлены полотна XX века.

Палаццо дей Нотай

На углу между храмом и Коммунале располагается дворец дей Нотай (palazzo dei Notai), дворец Нотариусов. И оно тоже состоит из двух отдельных строений, впоследствии соединённых. Строили Нотай между 1384 и 1422 годами, архитектор — Антонио ди Винченцо (Antonio di Vincenzo). В память о том, что некогда служил присутственным местом для юристов на фасаде остался их цеховой герб — чернильница с перьями.

Половина дома, расположенная ближе к Коммунале, была переделана Бартоломео Фиораванти в 1437 г.

Палаццо дель Подеста

С четвёртой, северной стороны пьяцца Маджоре перекрывается дворец дель Подеста (Palazzo del Podestà). Подеста — это руководитель городской администрации. Соответственно, и здание предназначалось для градоначальника.

Первоначально оно было выстроено в готическом стиле, а в XV веке перестроили в ренессансном стиле. Архитектором был не кто иной, как Ридольфо Аристотель Фиораванти.

Здание служило резиденцией правителя Болоньи, муниципальным судом, городским театром и местом тренировки пожарных. Сейчас первый этаж Подесты отдан под магазинчики, рестораны и инфоточку для туристов, а второй используется для проведения мероприятий.

За ним высится башня Торре дель Аренго. Изначально кампанила была деревянной, а в 1259 году мастер Альберто ди Сан Пьетро (Alberto di San Pietro) её перестраивает кирпичной высотой в 47 метров.

Аренго — так во многих северных итальянских городах назывался вечевой колокол. (Например, можно сравнить с веронским Аренго). Ну а башня названа в его честь. Однако аренго — это функция колокола, а имя — «Кампанаццо». После того, как его отлили, встал вопрос о подъёме на такую высоту. Проблему решил всё тот же гениальный архитектор и инженер Фиораванти, который придумал по случаю специальный механизм. Позже он строит Успенский собор в Москве и использует тот же механизм для подъёма колоколов.

Болонцы так сильно дорожили Фиораванти, что всегда с большой неохотой выпускали за пределы города — боялись, что он будет строить архитектурные шедевры в других местах.

Другие достопримечательности Болоньи