Кафедральный собор Сан-Пьетро (Святого Петра) в Болонье
Железнодорожный вокзал
Болонья, когда ещё была этрусским городом и называлась Фельсиной, уже быстро развивалась. А всё потому что была основана на удобном транспортном перекрёстке. Во-первых, у перевала через Апеннины во Флоренцию, во-вторых, на дороге от Адриатического моря вдоль реки По.
Рубеж XIX-XX принёс взрывное развитие железных дорог. Так что железнодорожный вокзал в Болонье, построенный в 1864 году – один из крупнейших в Италии. Рядом расположен и автовокзал, что очень удобно.
Небольшой тревелхак! Туалет на вокзале стоит 1 евро, однако на площади есть BurgerKing, где есть бесплатный туалет.
Порта Галльера
Порта Галльера — это одни из сохранившихся ворот средневекового третьего пояса крепостных стен. Вообще их было три пояса. Внутренняя линия в плане представляла собой квадрат, занимавший 20 гектаров. В неё было встроено семь ворот. Среднюю линию построили в начале XIII века, и она насчитывала восемнадцать ворот. Наконец, внешнюю линию стен сегодня повторяют кольцевые дороги. Некоторые из ворот имели башни, а потому носил название торезотто (torresotto).
Порта Галльера — это самые внушительные из сохранившихся ворот Болоньи. Та версия, которую мы сейчас видим, была построена в XVII веке. Над аркой размещены два барельефа из белого мрамора. Это папский и городской гербы, а над ними ещё и папская тиара. Символ абсолютного подчинения престолу Святого Петра в Риме.
Руины крепости Галльера
Недалеко от них находятся руины крепости Галльера, построенной специально для Иоанна XXII. Ставка папских легатов. Болонцы несколько раз разрушали её до подобного состояния, и в последний раз это случилось в 1511 году. С тех пор её и не трогали.
Парк Монтаньола
А рядом с Порта Гальера находится парк Монтаньола (Il Giardino Della Montagnola). Он разбит на искусственном холме. По легенде каждый раз, когда болонцы разрушали папский замок, кирпичи сваливали в кучу рядом. Так образовался холм Монтаньола.
В середине XVII века на холме разбили публичный парк, один из первых в Италии.
К парку ведёт мраморная лестница.
Виа дель Индипенденца и виа Галльера
Железнодорожный вокзал и пьяцца Маджоре соединяет улица Независимости (Via dell’Indipendenza). Почти на всём её протяжении есть знаменитые болонские аркады. Улица фасадная и официальная. Во всех портиках находятся элитные магазины.
Однако куда интереснее свернуть на соседнюю улицу — виа Галльера (via Galliera). Некогда именно она была главной улицей Болоньи, уходящей на север. И это вдоль неё строились самые роскошные палаццо, в которых селились знатнейшие семьи. Однако XIX век всё изменил — проложили виа дель Индипенденца, а Галльера из улицы превратилась в переулок. Зато и атмосфера более аутентичная и отбрасывает на пару веков назад.
Давайте немного прогуляемся по ней!
Дом Вианелли
Дом Вианелли находится по адресу 35 виа Галльера. Дом был построен в XVI веке и очень хорошо сохранился. Полуциркульные арки портиков и окон, уже нет и следа готической стрельчатости. К Чинквеченто уже научились распределять напряжение по всей арке, а не только на замковый камень. Однако о готике напоминают мелкие элементы орнамента.
Церковь Санта-Мария-делла-Пьоджа
Вдруг узкая Галльера расступается, чтобы образовать треугольную пьяццетту делла Пьоджа (Piazzetta della Pioggia). По сути — это паперть перед церковью Санта-Мария-делла-Пьоджа (Santa Maria della Pioggia).
Изначально на её месте стояла оратория Святого Варфоломея Ди Рено 1204 года постройки, однако после чумы 1527 её решили перестроить да ещё и переосвятить в честь Мадонны. О прежнем названии напоминает лишь название отходящей улицы — via Riva di Reno. Дождливой же (Pioggia) её назвали, когда процессия к церкви всю дорогу сопровождалась дождём, но лишь она вошла к церковь, он перестал. Однако нынешнее здание — это реконструкция 1729 году архитектора рококо Альфонсо Торреджиани (Alfonso Torreggiani).
Однако иконы «дождливых» Мадонн встречаются и в других частях Европы. Например, в соборе пражского Вышеграда. Думается, что для средневековых крестьян Дева Мария отвечала и за урожайность, приняв на себя таким образом частичку функций архаичной богини-матери. Болонцы действительно считали, что эта икона помогает во время засухи.
В соседнем здании расположился Музей кукол (Il museo delle bambole), а в переулочке напротив есть магазинчик Disco D’Oro Sas, торгующий музыкальными шкатулками. Наверное, вот такие магазинчики и создают атмосферу той самой Старой Болоньи.
Палаццо Боназони
Это палаццо строил Антонио Моранди по прозвищу «Ужасный» (Antonio Morandi, il “Terribilia”). Украшение окон он повторил, почти что скопировав их с Архигимназии. Здание, как и вся восточная сторона улицы, находится на возвышении по отношению к самой дороге. Фасад поддерживают восемь коринфских колонн, образующих семь арок.
Дом Черви
Дом Черви (casa Cervi) был построен в 1478 году. Он интересен тем, что в его архитектурном облике смешиваются черты готики и Ренессанса. Вот мы видим стрельчатые готические окна, а вот полукруглые ренессансные.
Дом Бенелли
Дом Бенелли (casa Benelli) был построен в XV веке. По отзывам сейчас тут находится отличный ресторан.
Кафедральный собор Сан-Пьетро
Интересно, однако в Болонье собор находится не на главной площади города, а несколько в стороне. Однако и посвящён он не никому неизвестному Святому Петронию, а Святому Петру. Более того, собор даже не имеет площади перед собой, а только проходную улицу. Такое встречается крайне редко. Помимо Болоньи я видел такое в Варшаве. Из-за отсутствия площади нет возможности оценить барочный фасад и найти какой-нибудь мало-мальский хороший ракурс для фотографии.
Собору уже более тысячи лет, его заложили в 910 году. Как водится, миллион раз перестраивался. Нынешний фасад был сделан в начале XVII века.
В соборе хранится коллекция интересных артефактов: мощи Святой Анны, терракотовая скульптура «Оплакивание усопшего Христа» работы Альфонсо Ломбарди, личные вещи некоторых Римских Пап.
Колокольня при соборе Сан-Пьетро
Первая колокольня при соборе была выстроена высотой 31 метр. Её возвели уже в X веке. Это была цилиндрическая кампанила, по типу которых строили в Равенне. В 1188 году её перестроили вслед за собор, и она стала возвышаться же на 40 метров.
Во второй половине XIII века строят нынешнюю колокольню по проекту Д. Тибальди. Интересно, что архитектор не сносит старую, а оборачивает новую кампанилу вокруг старой. Новая башня уже имеет 70 метров в высоту. По высоте она уступает только знаменитой Азинелли. Так что, когда мы смотрим на эту башню, мы видим сразу две.
На ней висит колокол «Ла-Нонна» («Бабушка») весом 3,3 тонны. Самостоятельно подняться на кампанилу, к сожалению, нельзя — только с гидом и в определённые часы.
Это самый большой колокол, в который можно звонить по болоньезской методике. Болонские звонари используют специальную технику ударов и сдваивают несколько настроенных друг на друга колоколов.
Церковь Мадонны ди Галльера
В соседнем от кафедрального собора переулке Манцони (via Manzoni) расположилась церковь Мадонна ди Галльера и Филиппа Нери (Chiesa della Madonna di Galliera e Filippo Neri). Её первая версия была построена в 1304 году монахами из Пьяченцы. И посвятили её Святому Духу.
Нынешний храм — это перестройка 1621 года по приказу Папы Григория XV. И зачем-то её переосвятили в честь Филипа Ромоло Нери. А позже добавили посвящение и Мадонне, по которому она теперь известна.
Заметим, что фасад был завершён только наполовину. Впрочем, это уже становится стандартом для Болоньи. Авторство скульптур приписывается Зилио Монтанари (Zilio Montanari).
Напротив располагается музей Средневековья.