Брешиа − «итальянская львица» у подножья Альп

Замок в Брешии

Замок в Брешии

Начнём с трудностей перевода! На итальянском языке название Brescia произносится как Бреша. Однако, согласитесь, по-русски это как-то не звучит. Поэтому принято передавать название как Брешия или Брешиа. Последним вариантом пользуется Википедия.

Брешиа – очень древний город. Считается, что он был основан одним из галльских племён, ценоманами, аж в XII веке до нашей эры.

Во времена Римской империи ценоманы заключили союз с Римом. Из-за этого им пришлось отражать войско Ганнибала, перешедшего Альпы в этом районе. Римляне называли её Бриксией (Brixia).

Постепенно город вошёл в состав Великой Римской империи и стал одним из главных в Паданской равнине, растянувшейся от Альп на севере до Апеннин на юге.

И также одной из первой был разграблен во время Великого переселения народов.

В Новое Время Брешия переходила от Ломбардии к Венецианской Республике и от французов к австриякам. Было время, когда её осаждал – и взял – сам Суворов.

В наше время она выполняет роль оружейницы Италии. Ещё в XIII веке здесь было хорошо налажено производство холодного оружия, а в XVI – огнестрельного. Такие фирмы как Beretta, Fabarm, Scotti и Silma находятся именно здесь, а их заводы – в пригородах.

Так что её можно сравнить с русской Тулой. Правда, не в пользу последней. Здесь не в пример больше интересных и более древних зданий.

Впечатления и отзыв о Брешии

Сюда мы выехали на один день из Вероны. Благо, часто ходят прямые поезда, курсирующие по маршруту Венеция – Милан. Верона и Брешия находятся на этой железнодорожной ветке. Мы пробыли здесь один день, но можно было остановиться на несколько.

Первое, что нас поразило, это наличие метрополитена. Зачем такому маленькому городку метро? Мы подумать не могли, что это второй по населению город Ломбардии, уступающий только Милану.

Несмотря на свою величину, нам он показался маленьким. Несмотря на удалённость от столицы Ломбардии, по его улицам разносился миланский душок. Дорогие роскошные витрины бутиков. Фланирующие мимо них модницы на каблуках с сумками «Luis Vuitton». Всё это посреди архитектурного калейдоскопа!

Вот – римские руины, там – ротонда в образцовом стиле романики, справа – подражание Венеции, слева – архитектура фашистcкого режима.

Достопримечательности города

Панорама Брешии с холма Чиднео

Панорама с холма Чиднео

Исторический центр состоит из двух рядом расположенных площадей. По сути, они разделены одним зданием.

Площадь Лоджии

Площадь Лоджии, Брешиа

Площадь Лоджии (Piazza della Loggia) напрямую отсылает к тому времени, когда город принадлежал венецианцам. Её благоустройством занялся в XIV веке подеста (наместник) Марко Фоскари, брат правящего тогда дожа Франческо Фоскари.

Палаццо Лоджия, Брешиа

Палаццо Лоджия

Площадь названа по Палаццо Лоджия (Pallazzo della Loggia). Это здание, доминирующее над площадью здание в стиле Ренессанса, начали строить в XV веке, а закончили спустя сто лет. Над нижней частью трудились Лодовико Беретта, Филиппино де Грасси, Якопо Сансовино, над верхней – Андреа Палладио.

В наши дни в палаццо размещается городской муниципалитет.

Часовая башня на площади Лоджия, Брешиа

Часовая башня

На противоположной стороне площади расположена Часовая Башня (Torre dei Orologio). Её полностью отстроил всё тот же Лодовико Беретта в 1540-50 годах. Общий вид очень напоминает соответствующее здание в Венеции на площади Сан-Марко.

Обратите внимание, что на циферблате обозначено 24 часа. Это не редкость для севера Италии. Наверху можно заметить фигурки в человеческий рост. Каждый час они молотами бьют по колоколу.

Часовая башня, Площадь Лоджия, Брешиа

Площадь Павла VI

Старый и Новый кафедральные соборы, Площадь Павла VI, Брешиа

Старый и Новый кафедральные соборы

Буквально в нескольких десятках метров находится другая площадь, ради которой мы приехали сюда – Piazza Paolo VI.

Площадь так названа лишь в 1963 году в честь Павла VI, Папы Римского, местного уроженца. А до того она носила более логичное название – Соборная (Piazza del Duomo).

Площадь уникальна тем, что тут стоят два собора рядом. Обычно старый разрушали, а новый строили на его месте. Но не здесь!

Как так получилось?

Когда в 1603 году власти решили построить новый собор, жители воспротивились сносу старого – настолько он им нравился. Было решено старый сделать сокафедральный зимним собором, а новый – кафедральным летним. Полные их названия звучат так: Concattedrale invernale Santa Maria Assunta и Cattedrale di Santa Maria Assunta Duomo Nuovo – Cattedrale Estiva. Интересно, что оба освящены в честь Вознесения Девы Марии.

Начнём со старого!

Старый кафедральный собор

Старый дуомо (Ротонда), Площадь Павла VI, Брешиа

Старый дуомо (Duomo vecchio) за свою классическую круглую в плане форму ещё называют Ротондой (La rotonda).

Его построили мастера из Комо в XI веке. Да, дуомо древний, как само римское христианство. Однако его также строили на месте более древней (VII век) церкви Санта-Марии Маджоре, которую соорудили вместо базилики V-VI веков.

Изначально это была просто ротонда. Её купол опирался на восемь арок.

Это уже спустя три столетия к ней пристроили апсиду и трансепт, идеальная и простая форма скрылись за пристройками.

Из двух соборов мне ближе по духу оказался именно этот. Приземлённые римские базилики из серо-коричневого кирпича кажутся более… намоленными. В то время как пафосный стиль классицизма стремится тебя подавить, лишает интимного разговора с Богом.

Видимо, не мне одному ближе старый дуомо. Снежные шары (snowball’ы) продавались именно со старым, а не новым собором.

Новый кафедральный собор

Новый собор, Площадь Павла VI, Брешиа

Новый собор строили в 1604-1825 годах по чертежам Андреа Палладио, родоначальника классицистического стиля. По архитектурному стилю – это позднее барокко пополам с классицизмом. Видимо, Брешии не давала покоя слава соседней Виченцы, которую тоже отстраивал Палладио.

Новый собор производит ощущение монументальности из-за своего фасада. Это целая стена из пирамиды полуколонн, создающие ощущение каких-то райских врат.

Несмотря на доминирование фасада, из-за неё выглядывает не менее впечатляющий бирюзовый купол. Понятно, что в нём Палладио хотел поставить себя в один ряд с Микеланджело и Брунеллески. Купол – вот, что венчает и заканчивает любое здание в классическом стиле. Купол – то единственное, что дали римляне архитектуре. Палладио, как архитектор первого ряда, не мог не сделать собственного купола.

Высота собора вместе с куполом – 91 метр, он уступает во всей Италии только двум. Куполу Микеланджело над Сан-Пьетро в Ватикане, и Брунеллески над Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Внутри собор расписывал Моретто, а алтарь – Якопо Пальма-младший.

Новый собор, Площадь Павла VI, Брешиа

Палаццо Бролетто и башня Пеголь

Палаццо Бролетто, башня Пеголь и S.Agostino, площадь Павла VI, Брешиа

Прикольная мрачная башня из серого камня (1187 года) и примыкающие к ней слева здания – это Палаццо Бролетто (Palazzo Broletto). Бролетто – это не фамилия какого-нибудь рода, хотя напрашивается, а просто обозначение ратуши. Происходит от слова il brolo, то есть сад, потому что когда-то во внутреннем дворике был разбит сад.

Бролетто – самое старое общественное здание. Раньше его занимали венецианские власти (когда город принадлежал Венецианской республике), потом австрийцы сменялись французами и наоборот. Сейчас тут находится администрация одноимённой провинции.

Но вернёмся к атмосферной средневековой башне! У неё есть даже имя – Пеголь (Torre del Pegol), а её высота составляет 91 метр.

Справа к башне примыкает церковь Святого Августина (San-Agostino) 1415 года постройки.

Башня Пеголь, S.Agostino и Новый дуомо, площадь Павла VI, Брешиа

Брешианский замок и холм Чиднео

Замок отстроили при правлении рода Висконти. Он отличается от других итальянских построек подобного типа. Сложен не из красного кирпича, а из серого камня. Стоит на невысоком альпийском холме Чиднео, занимая площадь 300 х 250 метров.

Дорожка в гору начинается вот с такого памятника местному Д’Артаньяну.

Памятник Тито Спери, Брешиа

Памятник Тито Спери

Собственно говоря, Тито воспользовался тем, что австрийские войска Габсбургов отбыли в Пьемонт, и поднял восстание в Брешии. Под его командованием брешианцы десять дней продержали оборону на рыночной площади, которая теперь носит его имя, но австрийцы всё-таки подавили мятеж. Тито бежал через швейцарскую границу в Лугано, но после объявления амнистии вернулся. Тут-то его заточили в мантуанский замок, а потом повесили.

Чтобы лучше прочувствовать эту историческую ситуацию, рекомендую прочитать первую часть романа Стендаля «Пармская обитель».

Итак, разобравшись с памятником, двинемся дальше к замку. А дорога действительно крутая, по ней не только тяжело подниматься, но и потом спускаться. Но оно того стоит!

Карта замка

Карта замка, Брешиа

Мост и ворота, отмеченные цифрой 1.

Внешние ворота в замок, Брешиа

Внешние ворота в замок

Ров направо от внешних ворот, замок, Брешиа

Ров направо от внешних ворот

Ров налево от внешних ворот, замок, Брешиа

Ров налево от внешних ворот

Внутри ворот, здание администрации музея, замок, Брешиа

Внутри ворот, здание администрации музея

Здание администрации на фоне самого замка, Бастион Сан-Фаустино, Брешиа

Подъёмный мост, цифра 4.

Подъёмный мост, Брешиа

Башня Заключённых, цифра 5.

Башня заключенных, замок, Брешиа

Один из внутренних двориков.

Один из внутренних двориков замка, Брешиа

Что-то типа бывших казематов.

Тоннель в замке, Брешиа

Башня Мирабель, наивысшая точка замка. Цифра 7.

Башня Мирабель, замок, Брешиа

И всё это на фоне потрясающих альпийских пейзажей.

Панорама на Брешию и Альпы с холма Чиднео, Италия

Другие города Италии