Феррара
Феррара знаменита в первую очередь своим собором, посвящённым Георгию Победоносцу (San-Giorgio). Он очень сильно отличается от других итальянских соборов, и это связано с тем, что на каком-то этапе строительства участвовали французские мастера.
Ради него мы и приехали в Феррару (из Падуи), и эта поездка была одной из самых ярких в том итальянском путешествии. Да, конечно, у каждого итальянского города своё лицо. Феррара сильно отличается от Падуи, а они обе от Вероны, но Феррара как будто бы застряла во времени. По ней уместно ходить в мушкетёрском костюме (Конечно, в наушниках, с айфоном и перекусывать в МакДаке).
Когда идёшь по улице Арок (ViaVolte), то кажется, что именно здесь уместнее всего было бы снять кадр с поцелуем д’Артаньяна и Констанции, а вот вывеска кинотеатра вызывает культурный шок. Здесь время просто обязано остановиться на витке Позднего Средневековья! Такая архитектура просто обязана менять пространственно-временно континуум! Никаких авто, никаких кинотеатров!
На самом деле, так оно и было при правлении династии Эсте, чей замок находится в центре города около собора. Дворянство при Эсте отличалось устаревшей куртуазностью и высокими манерами поведения.
И даже при такой старосветской куртуазности жил тут один чудак даже в этом городе донкихотства. Пишут, что он выходил к городскому фонтану и декламировал отрывки из своей поэмы, иногда показывал их в лицах. На смех приходящей публики. Это был Лодовико Ариосто, автор «Неистового Роланда». Сохранился и его домик, настолько мрачный под ярким солнцем Эмилии-Романьи, что в нём только и оставалось, что фантазировать. На дома висит небольшая табличка, и больше ничего. Судя по всему, на той улице никогда не бывает туристов.
Но Феррара помнит другого своего уроженца, Джироламу Савонаролу, который вплёл свою биографию в историю Флоренции. Очень сложная и противоречивая личность, о котором с уверенностью можно сказать только одно – он был настоящим фанатиком. Такие, как он, основывали ордена и раскалывали церковь. Его статуя стоит как раз между собором и замком.
Есть и третий знаменитый феррарский уроженец – Микеланджело Антониони, поэт некоммуникабельности и отчуждения. Конечно, всё его творчество свести к особенностям города нельзя, но зачем он заставлял красить траву для «Красной пустыни» и почему такие яркие краски использовались в «Фотоувеличении», для меня теперь объяснилось.
Ну и, конечно, нет такого итальянского города, где не был бы установлен памятник Гарибальди. Правда, здесь, в Ферраре, он один из самых неудачных.