Генуя
Генуя – это женщина, грязная портовая шлюха в ярко-красном платье. Это мужчина, навязчивый негр, продающий зонты. Генуя – это старик, продающий журналы близ Сан-Лоренцо. Это и роскошные палаццо, спорящие с сияющей Венецией. Генуя – это аркады, спорящие с учёной Болоньей. Она утопает в былой роскоши, как сам Рим. И над этим бурлит фонтан Де Феррари, как источник жизни для всего города, который можно охарактеризовать одним эпитетом – былая.
Портовый каменный город
Просто удивительно, что в самой середине Итальянской Ривьеры, то есть очень дорогого и фешенебельного лигурийского побережья, в бухтах, где любят прокатиться с ветерком миллионеры и миллиардеры, выросла она – Генуя.
Собственно говоря, вся Лигурия – это узкая полоса побережья, зажатая между Апеннинскими горами и морем и отделённая на западе от Французской Ривьеры Альпами. И примерно в середине Лигурии находится Генуя, которая делит провинции на Поненте (Запад) и Леванте (Восток).
Старая Генуя – это паутина узких средневековых улочек, которые на итальянском звучат как carrugi, vie, vichi, salite e gallerie. Зловонные, населённые проститутками и выходцами из Западной Африки, похоже что опасные, но перенасыщенные магазинчиками с сувенирами – в общем, портовые и средневековые. Они мне определённо нравятся.
Запах нечистот, стоящий тут в летние жаркие месяцы, тут стоит просто одуряющий. Конечно, местные иммигранты, которым богатые итальянцы отдали центр города, а сами переселились в богатые пригороды с теннисными кортами и на живописнейшие виллы, стоящие на лигурийских утёсах, эти негры пытаются перебить зловоние пряностями, но получается лишь смешение ароматов. И даже близость к морю никак не помогает. Старая Генуя остаётся каменным мешком.
Конечно, мы были в июне, и, вполне возможно, что мы просто попали в штиль. По идее, в другие сезоны должны дуть знаменитые трамонтана и сирокко.
О, если бы я обладал писательским талантом и хорошей фантазией, то смог бы написать рассказы в духе Гофмана и Лавкрафта, чтобы по их прочтении кровь стыла в жилах. Не, ну скажите на милость, а где ещё проживать Дагону, финикийскому богу солёных вод, завезённому во времена Крестовых походов из мавританского Карфагена сюда, в канализацию Генуи!
Утверждается, что именно в нём хранится святой Грааль, то есть главнейшая из всех реликвий христианства с времён рыцарских веков. Конечно, в это никто не верит даже из тех 5%, которые об этом знают, но во время Второй Мировой ни одна в английских бомб, залетевших в собор, так и не взорвалась. И центре такой паутины чёрно-белым пауком притаился собор San Lorenzo (Сан-Лоренцо, св. Лаврентий, кое-что о нём можно почитать вот здесь). Это один из самых совершенных соборов, который я только видел. И не смотря на то, что его начинали строить в романском стиле, а заканчивали – в готическом, а участвовали не только сами итальянцы, но и французы – не смотря на всё это, в нём уцелели правильные греческие пропорции. San Lorezno, il duomo bianco e nero.