Старый порт

Calata Marinetta, Порт Генуи

Calata Marinetta, Порт Генуи

Porto Antico oggi

Вот так сейчас выглядит один из самых важных портов в Средние Века. Генуя была одним из немногих городов, который связывала Запад и Восток.

Впрочем, толком рассмотреть порт мы не смогли. К нам привязался негр. «From West Africa», как выразился он сам. Если кому интересно узнать, что такое Западная Африка, то советую посмотреть выпуск «Орла и решки» о Лагосе, столице Нигерии. Как по мне, то Лагос – это филиал ада на Земле.

Я сразу хотел ответить ему твёрдым отказом и отойти на пару десятков шагов, но он обманул меня. Сначала он дал какой-то проспектик в местный музей, там должно было состояться какое-то действо в семь часов вечера на следующий день. Расчёт был верный, проспект в музей усыпил мою бдительность.

И вот он уже повязывает фенечки, приговаривая, что они «free», а потом вручает маленькую статуэточку черепашки в стиле нэцкэ и почему-то называет её «tortuga» (мы общаемся на английском). Наконец он доходит до кульминации – «one euro», говорит выходец из Западной Африки. One euro на гуманитарную помощь в Западную Африку. Ага, за две фенечки и черепашку. Так я и поверил!

Раза с тридцатого он понимает, что денег мы ему не дадим и улыбка сразу же сходит с лица. Он забирает черепашку и даже снимает эти две с половиной верёвочки, которые он называет фенечками. Его зловредная скупость ещё больше, чем моя принципиальная скупость.

В общем, я к чему это всё рассказывал. Не к тому, что я такой лох и фраер, а к тому не берите у таких чёрных даже проспекты в музеи, иначе рискуете, как минимум, испорченным настроением.

Скажу больше, у галеона негры разумеют даже по-русски: «Вы русские? Привет!» – кричат они издалека. Я предпочитаю следующую стратегию: угрюмо и стремительно проходить мимо них.

Вот они, прелести портового города. Вместе с колоритом и вся его грязь. А теперь одна история, тоже про колорит и грязь.

Calata Marinetta, Порт Генуи

Calata Marinetta, Порт Генуи

Генуэзский порт в 1347 году

В октябре того года этот порт не пускал свои же корабли в гавань. Генуя отстреливалась от своих же детей зажжёнными стрелами и катапультными ядрами.

Был ли смысл в такой обороне или чистое безумие? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно мысленно перенестись ещё на год раньше (1346 год) и на другой конец навигационных карт. Конкретнее в город Каффу, что находится в землях, подвластных Золотой Орде, а точнее хану Джанибеку.

Итак, хан Джанибек осаждает непреступную генуэзскую крепость Каффа (современная Феодосия). И тогда он решается на шаг, который перевернул весь дальнейший ход истории. Он приказывает катапультировать в крепость зачумлённый труп.

Степняки уже много лет соседствовали с этой страшной болезнью и научились с ней бороться. Они просто поджигали степь вокруг заражённого поселения. Вот такой кровавый карантин!

А Западному миру только предстояло познакомиться с этим поветрием.

В Каффе стала гулять болезнь, и бедным купцам ничего не оставалось, как отплыть на кораблях обратно домой, в Геную.

Вот так об этом рассказывает Габриэле де Мусси (Gabrielle de Mussi), уроженец Пьяченцы, чьё свидетельство ныне храниться во Вроцлавском университете, в Польше.

Далее, за 1346-47 годы регистрируются вспышки чумы в таких городах как Константинополь (там была генуэзская фактория), Александрия (историк Аль-Макризи рассказывает о прибытии константинопольских кораблей, чей экипаж умирал прямо в порту), особенно Мессина, в которой, на её беду тоже была генуэзская фактория.

Вид на Strada Aldo Moro с пиратского галеона, Генуя

Вид на Strada Aldo Moro с пиратского галеона, Генуя

Тут историю этой косы нам может поведать историк фра Микеле де Пьяцца. Он рассказывает всё ту же историю о прибытии генуэзских кораблей:

…трупы оставались лежать в домах, и ни один священник, ни один родственник – сын ли, отец ли, кто-либо из близких – не решались войти туда: могильщикам сулили большие деньги, чтобы те вынесли и похоронили мёртвых. Дома умерших стояли незапертыми со всеми сокровищами, деньгами и драгоценностями; если кто-либо желал войти туда, никто не преграждал ему путь.

Генуэзцы были изгнаны из города, но этот жест был уже бессмысленнен, он носил лишь выражение бессильной злобы.

И тогда они направились в родной город, который их встретил стрелами и ядрами. Так Генуя хотела спастись от чумы. Корабли повернули, и их приютил французский Марсель. Чума разыгралась и в нём, а потом по Лигурийскому побережью всё-таки достала до Генуи.

Чёрная смерть, как метла или ураган с лихой походкой от бедра, гуляла из города в город и выкашивала, где треть, а где и половину населения. Она дошла даже до норвежского Бергена и русского Великого Новгорода.

Но во всём надо искать положительные стороны, так истории культуры полагают, что именно черная смерть помогла в Европе смениться Средневековью на Возрождение.

Галеон «Нептун»

  • Галеон "Нептун", Старый порт, Генуя
    Галеон "Нептун", Старый порт, Генуя

Одним из главных украшений Старого Порта (Porto Antico) является галеон «Нептун» (Nettuno).

Его построили специально для фильма Романа Полански «Пираты», а после завершения съёмок поставили на вечный прикол в порту Генуи.

Отмечу, что корабль деревянный только выше ватерлинии, а ниже – из стали. К тому же галеон снабжён двигателем в 400 лошадиных сил.

Я слышал такое мнение, что галеон – это слишком массивное и медленное судно для пиратства. Ну, на это я могу возразить, что пираты плавали на том, что смогли взять на абордаж.

В наши дни «Нептун» используется в качестве туристической достопримечательности. За вход мы платили по 5 евро за человека.

  • Галеон "Нептун", Старый порт, Генуя
    Галеон "Нептун", Старый порт, Генуя

Палаццо Сан-Джорджо

Палаццо Сан-Джорджо, Генуя

Палаццо Сан-Джорджо, Генуя

Наверное, самым красивым зданием генуэзской гавани является Палаццо Сан-Джорджо, то есть Дворец Святого Георгия, если по-русски, или Palazzo San Giorgio, если по-итальянски. К сожалению, сейчас его красоту нельзя толком рассмотреть от причалов, так как мешает уродующая город эстакада Альдо Моро (Aldo Moro).

Это здание было построено в 1260 году по приказу Гульельмо Бокканегра (Guglielmo Boccanegra), который был дядей первого генуэзского дожа Симоне Бокканегра (Simone Boccanegra). Кстати, этот дож изображён на фреске этого здания – слева от окна с балконом.

Знаменательно, что для строительства дворца использовался камень разрушенного в Константинополе венецианского посольства. Это же насколько две республики друг друга терпеть не могли, что генуэзцы не поленились доставить морем доставить камень, которого в окрестных горах девать некуда!

Дворец строился, как политический антиклерикальный центр, чтобы оттянуть власть от собора Сан-Лоренцо.

Здание знаменито двумя фактами. Во-первых, здесь находился в заключении сам Марко Поло и именно в этом здании он диктовал свои путевые заметки. (Ну как тут не вспомнить, что Джакомо Казанову содержали в венецианском Дворце Дожей!)

Во-вторых, с XV века это здание стало использовать, как первый в мире банк.

Сейчас здесь находится администрация генуэзского порта.

Палаццо Сан-Джорджо, Генуя

Палаццо Сан-Джорджо, Генуя

Другие достопримечательности Генуи