Площадь Феррари
Площадь Феррари (Piazza de Ferrari) – это центральная площадь города, находящаяся на стыке Старого города (Vecchia cittá) и современных кварталов, представленных, например, фешенебельной улицей 20 Сентября (о ней ниже). Площадь названа палаццо герцога и мецената Рафаэля де Феррари.
Неповторимый и узнаваемый облик площади придаёт фонтан (построен в 1936 год).
Дворец Фондовой Биржи (La Borsa Valori) был построен в 1912 году по проекту Дарио Карбоне и Амедео Пьерагостини. Здание потребовалось, потому что на рубеже XIX — XX веков был главным финансовым центром Италии. И даже соседский Милан тогда был на втором плане.
В наши дни дворец используется для проведения важных общественных событий и мероприятий.
Театр Карло-Феличе
Главный городской театр Карло-Феличе построили в 1828 году по проекту главного градостроителя Карло Барабино на месте разобранного монастыря Сан-Доменико. На премьере оперы «Бьянка и Фернандо» Беллини присутствовала королевская семья, король Карло Феличе, в честь которого и назвали театр, и его супруга Мария Кристина.
Перед театром бронзовая статуя Гарибальди Город, в котором нет памятника Гарибальди, вообще не имеет права называться итальянским городом. Установлена в 1879 году, скульптор – Аугусто Ривальта.
Академия Изящных Искусств была основана в середине XVIII века, а само здание построили в 1831 году по проекту Карло Барабино. Сейчас здесь выставлены работы XIV-ХХ веков. Это скульптуры, керамика, картины и гравюры.
Улица 20 сентября (Via XX Settembre)
От площади Феррари прямой стрелой на целый километр, по сути проспектом, уходит улица 20 сентября (via XX Settembre). Заканчивается у здоровенной площади с Триумфальной аркой, городским парком и железнодорожным вокзалом Бриньоле.
Главная улица Генуи получила название в честь завершения объединения Италии, когда в 1870 году итальянцы осадили и взяли штурмом Рим у Папы Римского, который удерживал город с помощью французского гарнизона. В результате понтифику пришлось согласиться отдать весь город, лежащий за пределами Ватикана.
По её прямолинейности очевидно, что улица была проложена уже в Новое время, точнее в конце XIX века. Проектировщиком назначили Чезаре Гамбу. Проспект сделали из трёх старых улиц (в том числе Via Giulia), потребовалось снести две церкви, двое городских ворот и срыть холм Святого Андрея.
Улица стала застраиваться роскошными зданиями в стиле либерти (итальянский модерн).
Она делиться на две примерно равные части Монументальным мостом (Ponte Monumentale). Части сильно разняться. Внешняя – это обычный проспект, а со внутренней тротуары спрятаны в галереи (портики), как в той же Болонье. Однако тут они ещё более пафосные, уже не с ренессансным, а модерновым размахом.
Пол в галереях выложен мозаикой с затейливыми рисунками. Часто это морские мотивы, видимо, призванные напоминать, что когда-то город был морской державой и жарко сражался с Пизой и Венецией.
Монументальный мост
Этот циклопический мост был построен в период с 1893 по 1895 годы из кирпича и опирается на мраморные колонны по проекту Чезаре Гамба, Ронко и Хаупта. Раньше на этом месте стояли Арочные Ворота (la Porta d’Arco) в Новой Стене (Mura Nuove).
Центральная арка в замковом камне достигает высоты 21 метра, через неё проходит проезжая часть, в боковых арках проходят тротуары.
Монументальный мост также использовали в память о Второй Мировой войне. Так в боковых арках выгравированы имена павших генуэзцев. С одной стороны золотая медаль Генуе, с другой — мраморная надгробная плита, как свидетельство капитуляции фашистских войск.
При мосте пристроен лифт, который поднимает к проспекту Подеста (Corso Podestà), впрочем лифт продублирован лестницей. Интересно, что лифт спускается ещё и вниз, в подземелья и катакомбы. Их можно посетить в составе экскурсий, которые организует Генуэзская ассоциация географический исследований.
Церковь Санто-Стефано
Церковь Санто-Стефано стоит на холме, и от её паперти открывается красивый вид на улицу 20 сентября и на Монументальный мост. Церковь является одним из самых выдающих памятников романской архитектуры.
В ней был крещён Христофор Колумб. Церковь была долгое время закрыта, пока её не отреставрировали в 1946-55 годы и заново освятили.
Пьяцца-делла-Виттория
Площадь Победы – именно так переводится на русский язык Piazza della Vittoria. После узких средневеково-портовых и галерейно-барочных улиц громадное пустое пространство площади воспринимается как загород. Однако Генуя в новых кварталах бывает и такой, не зря же Сан-Лоренцо полосат, что говорит о многоликости города.
Генуя, как, впрочем, и вся Лигурия, воспринимается чем-то узким и тесным. Будь то грязные портовые улицы или живописные городки Чинкве-Терре, зажатые между горам и морем. Такие чистые и огромные пространства воспринимаются чем-то противоестественным для местного пейзажа.
И вот, посреди неожиданной пустоты высится триумфальная арка. Сделанная по лучшим лекалам Древнего Рима. Как будто перенесённая из римского Форума.
На самом деле данная арка – детище XX века. Её возвели в 1931 году в честь победы в Первой Мировой войне. Италия, хотя практически не участвовала в военных действиях, была страной победительницей как участница Атланты. И поимела некоторые территории от распавшейся Австро-Венгерской империи.
Арка не представляет собой ничего особенно. Однопролётная, без архитектурных и декоративных излишеств. Просто ещё одна увиденная арка в мою коллекцию.
Парк на Площади Верди
Северная половина пространства называется площадью Верди (piazza Verdi), названная в честь знаменитого композитора Джузеппе Верди. В центре находится фонтан, но мне показалась, что это достаточно грязное место.
Вокзал Бриньоле
За площадью Верди находится вокзал Бриньоле.