Миланский собор

Миланский собор, фрагмент

Миланский собор, фрагмент

Миланский собор – это Белое Чудо! Высокая готика вообще не свойственна Италии. Их культовые сооружения – это приземлённые романские базилики, это задраенные кирпичом церкви. К небу они устремляются лишь кампанилами и громадинами-куполами. И вдруг – он!

Единственный подобный собор по эту сторону Альп. Нет такого каталога высокой готики, где бы он не фигурировал.

А всё потому что он всё-таки итальянец. По занимаемой площади дуомо один из крупнейших в мире (занимает пятое место). Но устремляется он не отвесно вверх, как его заальпийские сородичи, а под углом в 45 градусов. Из-за этого собор низкий.

Он похож на пирамиду Хеопса, утыканную иголками. Но эти иголки (контрфорсы, пинакли, шпицы) всё-таки устремляют его вверх. Хотя это чисто визуальное. Все эти фиалы и аркбутаны чисто декоративны и не переносят нагрузки с купола. Они лишь призваны подражать немецким и французским соседям. И они подражают.

Однако чисто визуально не создаётся ощущения, что Белое Чудо расползётся подобно высохшему песку.

И в этом главное достоинство миланского собора. Он не взмывает вверх подобно страсбургскому и кёльнскому соборам, но и не расползается. Он держит баланс. Фасад собора украшен 2245 скульптур.

История строительства

Кафедральный собор, Соборная площадь, Милан

Кафедральный собор, Соборная площадь, Милан

Место, на котором сейчас стоит собор, изначально было культовым. Сначала здесь было кельтское святилище. Пришли римляне и построили храм Минерве (Афине). В Раннем Средневековье здесь уже стоял храм, посвящённый Святой Фёкле. Наконец, непосредственной предшественницей собора была церковь Санта-Мария-Маджоре.

Собор начали строить в 1386 году. И нужно было превзойти соседей и таким образом доказать, что Милан и Ломбардия – лучшая часть Италии.

Первыми авторами были ломбардцы: Симоне из Орсениго, Марко Фризоне из Кампионе и Филиппо дельи Органи из Модены. Однако ни один собор не достраивался за человеческую жизнь. И тот, кто закладывал первый камень никогда не видел, как застекляют главную розетку.

Перечень имён инженеров здесь не короче, чем гомеровский список кораблей. В дальнейшем приглашали уже из разных областей Италии. Выписывали и французов, и немцев.

Среди прочих отметился и Генрих Парлер из Гмюнда (1475 г.). Он был из династии строителей. Они строили Страсбургский собор и Ульмский, мюнстер в Базеле и Собор Святого Вита в Праге.

Также упомяну имя Пеллегрино Тибальди. Это он в XVI веке изготовил окна и двери для главного фасада миланского собора.

Собор строили очень долго. Заканчивали его уже по приказу самого Наполеона. Завершающим этапом была отделка фасада, которой руководил Карло Амати в 1813 году.

Миланский собор, фрагмент

Миланский собор, фрагмент

Крыша собора

Не знаю, если ещё хотя бы один собор, по чьей крыше можно прогуляться. По крыше миланского собора можно. Правда за это берут деньги.

Вас, помимо толпы туристов, будет окружать настоящий каменный готический лес. Говорят, что всего скульптур насчитывается 3 400 и 135 шпилей.

И над всеми ними доминирует четырёхметровая Мадонна. Собор кстати освящён в честь Рождества Богородицы.

По закону, ни одно здание в Милане не может быть выше Мадонны. И всё-таки небоскрёб Пирелли изящно обошёл этот запрет. На его крыше установили точную копию скульптуры Мадонны.

  • Миланский собор, фрагмент
    Миланский собор, фрагмент

Другие достопримечательности Милана