Базилика Святого Антония

Святой Антоний

Св. Антоний Падуанский, Карлов Мост, Прага

Св. Антоний Падуанский на Карловом Мосту в Праге (Девятая фигура справа)

Считаю уместным посвятить несколько абзацев самому Святому Антонию, который очень почитаем в Европе.

Антоний Падуанский родился вовсе не в Падуе, как думают многие, а в португальском Лиссабоне. Здесь он умер, а на месте его успения сейчас выстроена роскошная базилика. Он родился в 1195 году, был воспитан в обычной школе при церкви. Далее он вступил в орден святого Августина и был миссионером в Марокко. Там, на оконечности Северной Африки, Антоний узнал, что святой Франциск всё ещё жив решил его отыскать.

Встреча состоялась. Сильное впечатление произвёл не только Франциск на юношу, но и Антоний на легендарного основателя ордена. Св. Франциску понравились сильные ораторские способности Антония, он поручил юноше вести просветительскую деятельность ордена. Антоний в краткие сроки стал лучшим учеником и доверенным лицом св. Франциска.

Св. Антоний умер в 1231 году, через год его канонизировали. Считается покровителем всей Португалии, где родился, и Падуи, в которой умер. Простые люди обращаются к нему, когда нужно отыскать какую-нибудь потерянную вещь. Обращаются к нему также женщины, страдающие бесплодием.

Базилика Святого Антония

Базилика святого Антония, Падуя

Базилика Святого Антония (Basilica Pontificia di Sant’Antonio di Padova). Сами итальянцы называются её просто il Santo, то есть Святой. Несмотря на пышное убранство и то, что она имеет непосредственное отношение к одному из самых почитаемых в Италии святых, эта базилика не является кафедральным собором, то есть юридически не является главным храмом города. Почему так?

Объект паломничества

Дело в том, что эта церковь находится вне церковной иерархии. Именно благодаря тесной связи с Антонием Падуанским, она подчиняется напрямую Папе Римскому.

Такие храмы называют папскими базиликами (именно это означает итальянское слово pontificia), их всего двенадцать. Это более высокая честь, чем кафедральный собор, последние есть в каждом мало-мальски крупном городе.

Другой пример папской базилики – это церковь, связанная со Святым Франциском в Ассизи.

С паломнической точки зрения храм действительно очень популярен. Во всей Италии большее число верующих я видел только в Ватикане. Так во всём городе нельзя сыскать ни одного сувенирного, но на паперти перед храмом и окрестных улочках есть только кафешки и сувенирки. Продают фигурки св. Антония, календарики с ним, снежные шары с его базиликой и просто с ним, восковые свечи. Нигде я не видел такого торгово-православного душка, как здесь (исключая, разумеется, Ватикан).

Архитектура

Строительство базилики началось в 1232 году, то есть через год после его смерти, и продолжалось 78 лет.

Сама она изумляет своей непривычностью. За образец брали собор Святого Марка в Венеции, который ориентировался на византийскую архитектуру, то есть в первую очередь на великую Айя-Софию в Константинополе.

Так, её двоюродным братом можно справедливо считать ахенский имперский собор.

Но вернёмся ещё к Айе-Софии! Уже когда Константинополь стал Стамбулом, то мечеть по всей Османской Империи тоже стали строить с оглядкой на базилику. Так можно мечети тоже можно считать двоюродными родственниками нашей базилики.

Как бы в подтверждение этому у куполов построены звончики, напоминающие минареты. Впрочем, идея минаретов не так уж чужда итальянской архитектуре – достаточно вспомнить их кампанилы (например, кампанилу Джотто во Флоренции или Сан-Марко в Венеции).

Но что делает её действительно уникальной с точки зрения архитектуры, так это барочные украшения в византийском стиле. Это действительно очень большая редкость.

Внутри базилику я, к сожалению, поснимать не смог, потому что шла служба. Но скажу, что пространство храма было мрачным, как в православии, и оттого очень торжественным.

Базилика святого Антония, Падуя

Ангелок на шпиле базилики св. Антония, Падуя

Ангелок на шпиле

Базилика святого Антония, Падуя

Конная статуя Гаттамелаты

Статуя Гаттамелаты, Падуя

Когда я был маленьким, глупеньким, то любил пересматривать фильм «Черепашки-ниндзя», из которого я узнал, что есть в Америке такой город Нью-Йорк, что пицца – это очень вкусно. Была там такая сцена, где учитель Сплинтер представляет Эйприл черепашек и говорит, что дал им старинные имена. Повзрослев, я узнал, что за старинные имена имел ввиду Сплинтер. Леонардо из фехтовальщика на катанах стал великим изобретателем и художником, Рафаэль отложил саи и написал знаменитую Мадонну для Дрезденской галереи, а Микеланджело уже без нунчак стал скульптором. Лишь Донателло остался не привязанным к Ренессансу.

Так было до моего визита сюда. Рядом с главным сокровищем города Базиликой Святого Антония стоит конная статуя. Вот как раз её сделал Донателло (Donatello), тоже, между прочим, уроженец Флоренции. Он много чего сделал как для самой Цветущей, так и для других городов Тосканы, но именно падуанский период его творчества считается наивысшим.

Донателло изобразил Гаттамелату, тогдашнего правителя города, для чего был призван из Венецианской Республики в 1444 году. Вообще, это прозвище, а не настоящее имя. Gatta переводится с итальянского как «кошка», а melata как «соты». А далее разные учёные строят разные версии, что бы это могло значить. Во-первых, как «Пятнистая кошка», во-вторых, «Льстивая (медоточивая) кошка», в-третьих, «Кошка цвета мёда», в-четвёртых, от фамилии его матери Gattelli, в-пятых, по военной тактике заманивать противников в засаду и, наконец, в-последних, по его нашлемнику в виде кошки цвета мёда.

Настоящее же его имя было Эразмо да Нарни (Erasmo da Narni). Был сыном пекаря в умбрийском древнем городке Нарни (Narni)Начинал военную карьеру у кондотьера Чекколо Броглиа, пока сам не стал кондотьером. Интересный факт: сам Гаттамелата ни чем особенным не прославился, кроме своего конного памятника, отлитого Донателло.

Считается, что это первая конная статуя Ренессанса, а все прочие – её, так сказать, потомки, включая Медного Всадника в Санкт-Петербурге. До него же были лишь Бамбергский всадник и Марк Аврелий на Капитолийском холме.

Статуя Гаттамелаты, Падуя

Оратория Сан-Джорджо и скуола дель Санто

Справа налево: Базилика Святого Антония, Капелла Сан-Джорджо, скуола Святого, Площадь Святого, Падуя

Главный вход базилики выходит на площадь Святого (Piazza del Santo). Там есть ещё два здания поменьше, но тоже примечательных.

Первое находится правее базилики. Это оратория Сан-Джорджо (Oratorio di San-Giorgio) посвящена почитаемому Георгию Победоносцу. Её построили в 1377 году по приказу маркиза Раймондино Лупи ди Соранья, который хотел её использовать как семейную усыпальницу. В 1379 году Альтикьеро да Дзевио завершил роспись стен. Фрески посвящены сюжетам из жития Георгия Победоносца, Екатерины Александрийской и Святой Луцилии.

Ещё правее располагается Скуола дель Санто (Scuola del Santo) XV века. Это частная часовня для братства Святого Антония. Современный вид здание приобрело в 1499 году, когда оно было увеличено на один этаж. Скуола известна прежде всего росписями Тициана, который бежал сюда из Венеции, спасаясь от чумы.

Другие достопримечательности Падуи