Площадь Сан-Марко
Сердце Венеции – это Площадь Святого Марка (Piazza San Marco).
Если вы приехали в город на автобусе или поезде к вокзалу Санта-Лючия, то, чтобы вам добраться до этой площади, вам придется преодолеть бесчисленное количество живописных улочек, каналов и мостов. Поначалу они вызывают чисто детскую радость, но скоро ей на смену приходит усталость от туристических потоков, которых здесь явно больше, чем воды в каналах.
И — о чудо! — вдруг вы оказываетесь на площади Сан-Марко. Огромнейшей, которая широко простирается во всей стороны. Из-за своих размеров она кажется самым невенецианским местом во всей Венеции. Но потом понимаешь, что всё наоборот. Именно Пьяцца Сан-Марко является квинтэссенцией города. Она повторяет простор Адриатического моря, и Кампанила (колокольня) представляется маяком. Она настолько высока, что с её высоты в хорошую погоду можно увидеть Альпы. Кстати, существует версия, что одно время Кампанила и служила маяком.
Интересно, что площадь Сан-Марко единственная, которая носит название piazza. И когда венецианцы говорят: «La Piazza», они имеют в виду именно её. Итак, Ла Пьяцца обрамлена с трёх сторон величественными зданиями с колоннами. С севера – это Новая Прокурация, с юга – Старая Прокурация, с запада – музей Коррер, с востока – собор Сан-Марко и Дворец Дожей.
В здании Старой Прокурации находится знаменитое кафе «Флориан» (Florian), с описания которого начинаются «Образы Италии» Павла Муратова. Тут находятся и такие кафе, как «Quadri», «Laverna».
Музей Коррер
Старая Прокурация была построена в 1480-1517 гг., Новая – в 1640 г. Связующим звеном между ними является Ала Нaполеоника (Ala Napoleonika), построенная в 1810 году. В переводе это название означает, крыло (флигель) Наполеона. Его построили на месте церкви, чтобы выстроить резиденцию для Наполеона. Архитектором выступил Джузеппе Сали. В ней-то и открыли музей Коррер (Museo Civico Correr).
Большая часть коллекции была собрана аббатом Теодоро Коррером, венецианским патрицием. В 1830 году он передал коллекцию в распоряжение города. В честь его и назвали музей. С тех пор коллекция разрослась и теперь занимает аж три этажа.
Коллекция имеет статус второго по значимости музея города, и уступает только музею Академии. Музей состоит из трёх частей: исторический музей, картинная галерея и музей Рисорджименто. В картинной галерее хранятся, например, такие картины, как Джованни Беллини («Мадонна с младенцем»), Карпаччо («Две венецианки», «Куртизанки»), скульптуры Антонио Кановы («Дедал и Икар»), Лоренцо Лотто («Портрет молодого человека в красной шляпе»), Антонелло да Мессина («Пьета»).
Режим работы музея Коррер
С 1 ноября по 31 марта:
с воскресенья по четверг: 10.30 — 17.00 (войти в музей можно до 16.30);
пятница, суббота: 10.30 — 19.00 (музей на вход закрывается в 18.30).
С 1 апреля по 31 октября:
10.00 — 19.00 (войти в музей можно в 18.30).
Стоимость билета
Единый билет стоит 25 евро, однако он действует в течение трёх месяцев, и по нему можно посетить несколько музеев: Дворец Дожей, музей Коррер, музей Археологии и библиотеку Марчиана.
Скидочный билет стоит 14 евро. Он распространяется на детей с 6 до 14 лет, студентов от 15 до 25 лет, старше 65 лет.
Бесплатно имеют право посещать: жители Венеции, дети до 5 лет.
Здесь – официальный сайт музея Коррер.
Сан-Марко и голуби
Безусловным символом площади являются голуби. Многие века Сенат города кормил птиц за свой счёт, в двадцатом веке этим занималась уже мэрия, и лишь в 2008 году после птичьего гриппа городские власти запретили продажу корма для голубей. Но по площади и сегодня разгуливают люди, которые за энное количество евро сделают фото, где вы будете в окружении голубей, а некоторые из них даже будут сидеть у вас на руках. В общем, вы в полной мере сможете прочувствовать себя памятником Пушкину в Москве.
Часовая башня
Расположение Часовой башни (Torre dell’orologio) было выбрано таким образом, чтобы демонстрировать всё величие Светлейшей прямо с Лагуны – и впечатление складывается именно такое. Вы спускаетесь по сходням на остров и видите справа от себя колонну Сан-Марко, дворец Дожей и собор, а слева колонну Святого Теодора, Библиотека и Кампанилу, в центре же перспективы – оролоджо.
Это пятиярусная конструкция. Первым этажом находится величественная арка Мерчерия (Merceria), уводящая вас с самого широкого пространства Венеции в путаные улочки Риальто. Как только вы окунётесь в эти ворота, вас подхватит нескончаемый людской поток и в себя вы придёте, скорее всего, уже где-нибудь у Гран-Канале.
Вторым ярусом идёт циферблат, такой глубокой синевы, какой сам космос звал к себе Циолковского. Без сомнения, именно этот круг является точкой стяжения всех линий.
Третьим ярусом видит небольшой игривый балкончик. Круглый год он служит лишь разделительным орнаментом между циферблатом и львом, и лишь дважды в год по нему проходят куклы ангела с трубой и трёх волхвов – на Богоявление (6 января) и Вознесение (в четверг, на сороковой день после Пасхи). Думаю, что кукольное представление вызывает ещё большую толпу туристов.
Четвёртый ярус – это крылатый лев Святого Марка.
Пятый – это так называемые «мавры». Две фигуры, бьющие в колокол, получившие своё прозвание за тёмный налёт на бронзе. Сам же колокол отлили в здешнем Арсенале.
Кампанила Сан-Марко
Колокольная башня является самым узнаваемым объектом Венеции, не исключая ни собор, ни Дворец Дожей, ни мост Риальто. Нетрудно догадаться, что это самое высокое строение во всей Венеции, а её высота составляет 98,6 метров. Высота действительно поражает воображение, тем более, что город скорее плоский и повторяет ландшафт водной глади Лагуны.
Первая башня на этом месте была построена в IX веке и использовалась в качестве маяка. Нынешнюю построили в 1514 году.
Кампанила послужила образцом для подражания многих башен в венецианских городах.
Квадратная в плане, кампанила сложена из кирпича. Её внутренняя шахта использовалась в качестве тюрьмы. Верхняя площадка использовалась для подвески пяти колоколов, каждый из которых сообщал венецианцам своё.
Вплотную к кампаниле со стороны пьяцетты Якопо Сансовино пристроил лоджетту в 1537-40 году. Главный венецианский архитектор полностью выстроил её из мрамора в виде триумфальной арки. Планировалось, что она будет использоваться для встречи знатных вельмож, но почти сразу была отдана охране Дворца Дожей.
14 июля 1902 года кампанила обрушилась из-за землетрясения и удара молнии. При падении башня повредила лоджетту и ближайший угол Дворца Дожей.
Венецианские власти решили восстановить её точно такой, какой она была и где она была (dov’era e com’era). Уже 25 апреля 1912 года в день Святого Марка её торжественно открыли.
Площадка Сан-Марко и Библиотека Марчиана
К площади Сан-Марко под прямым с юга примыкает площадка (piazzeta) Сан-Марко. С востока она ограничена Дворцом Дожей, с запада – библиотекой Марчиана. На юге площадка выходит прямо на Лагуну. Иногда пьяцетту называют «прихожей» Венеции.
Слева располагается Дворец Дожей, и он достоин отдельного рассмотрения. Здание же справа – это Библиотека Марчиана. Точнее она называется Marciana, то есть марчана, и переводится как Библиотека Святого Марка. Это крупнейшее собрание книг во всей Венеции. Одних рукописей здесь насчитывается 13 тысяч, а первопечатных почти 3 тысячи. Что уж говорить об остальных.
Да и само здание представляет шедевр, например, над росписью некоторых залов работал сам Паоло Веронезе. Строил её Сансовино, и здание библиотеки считается одним из лучших образцов Возрождения. Изначально здание строилось не в качестве библиотеки, а для монетного двора Zecca.
Полезно знать, что на лестницу, в вестибюль и большой зал вход абсолютно свободный.
Колонны Святых Марка и Теодора
Теперь поговорим о колоннах. Левая посвящена Святому Марку, и на её капители установлен крылатый лев, аллегорическое изображение апостола. Считается, что эта статуя старше самой Венеции и ей уже около 2500 лет, что изначально это была персидская химера, которая была отлита в ассирийском городе Тарсе (сейчас это поселение принадлежит Турции и стоит почти у самой границе с Сирией). По другим версиям, статуя прибыла из Китая, Византии, Империи Сасанидов и даже отлита местными мастерами. Вроде как её доставили по морю с Ближнего Востока во времена первых Крестовых походов. Как бы то ни было, но крылья ко льву приделывали уже здесь.
Когда в 1797 году Наполеон захватил Венецию, то вывез льва в Париж, где он некоторое время простоял перед Домом Инвалидов. В результате Венского конгресса фигуру принято было отдать обратно в Венецию. По дороге скульптура раскололась на 84 осколка, но архитектор Бартоломео Феррари смог собрать её, используя и болты, и цемент, и неизвестно ещё что.
В последний раз её на шесть лет снимали на реставрацию в 1985 году. По случаю работ провели и её изучение с помощью новых научных достижений. Например, то, что родиной льва является Тарс, что ему 2500 лет и что он весит 2,8 тонны. В 1991 году лев возвратился на свою колонну, причём плыл в гондоле украшенной цветами.
Правая колонна посвящена Святому Теодору (в миру – Феодор Тирон). Его фигура тоже составная. Использовано тело неизвестного римского полководца II века и голова царя Митридата Понтийского, правившего примерно в то же время в Боспорском Царстве (Тамань и Крым).
Святой Теодор изображён в момент своего подвига – он убивает дьявола в образе крокодила. Впрочем, венецианцы трактовали фигуру по-своему. Крокодил символизировал воды, а Теодор, покровитель города, давал им власть над водами.
Храм в честь него изначально стоял на площади Сан-Марко, примерно на том месте, где сейчас стоит сам Сан-Марко.