Базилика Сан-Дзено-Маджоре
Верона славится своими церквями. Кирпичными, полосатыми, бастионоподобными. Они неприступны снаружи, а внутри давят роскошью. Таковы они все. И одна из обязательных к посещению – это базилика Сан-Дзено.
Ну как обязательных! Мы не зашли ни в одну из них, потому что вход был платным, а мы культурно пресытились. Ещё бы! За ту поездку это был уже наш седьмой итальянский город, и среди них были Венеция и Феррара.
Так что веронские храмы останутся для меня кирпичными и полосатыми крепостями, на которые, в принципе, богата северо-итальянская готика.
Базилика Сан-Дзено находится несколько в стороне от центра. К ней нужно специально идти, а если просто блуждать, то вряд ли вывернешь.
Поражает она своими правильными, практически древнегреческими пропорциями. Даже снаружи видно, что Сан-Дзено – трёхнефная. Центральный неф – высокий. Боковые выполнены за счёт приделов, перекрытых односкатными продольными крышами. В общем, образец романики, как, скажем, бамбергский собор.
И действительно, то, чем мы можем любоваться сейчас, было построено в X веке.
Зенон Веронский (Веронийский)
А вот первый храм на этом месте был построен в V веке по приказу остготского короля Теодориха Великого. В нём был захоронен Зенон Веронийский (Zenone da Verona), восьмой епископ этого города. Отсюда и название храма – Сан-Дзено, то есть Святой Зенон.
Его мощи являются главной реликвией храма, и поклониться им до сих пор приходит много паломников. Что не удивительно – Зенон Веронский почитается как покровитель города.
Поэтому, думаю, есть смысл сказать несколько слов о нём.
Он родился на территории современных Алжира или Туниса, а потому имелись попытки изображать его мавром подобно Святому Августину.
Зенон скитался от храма до храма, пока не добрался до Паданской равнины, до славного города Верона. Здесь жители выбрали его своим епископом. Несмотря на высокий епископский сан, Зенон вёл очень простую жизнь. Питался кореньями и рыбой, которую наудил в норовистой Адидже.
Расцвет его жизни пришёлся на непростое для христианства время, на императоров Юлиана Отступника и двух арианцев Констанция и Валента. Ариане – это одна из ересей, бытовавших во время Поздней Римской империи.
Зенон Веронский боролся с ней, как мог.
Приписывается ему и несколько чудес. Например, затопление Вероны в 558 году во время свадьбы короля Аутари и баварской принцессы Теодолинды. Тогда Адидже сильно вышла из берегов и затопила полгорода. Однако речная вода хотя и дошла до порога церкви, внутрь не пролилась, не смотря на открытые врата. И это лишь потому, что в церкви Сан-Дзено хранились его мощи.
В 1508 году, когда епископский архив перевозили из Вероны в Венецию, обнаружили проповеди Зенона. Изящный слог показывал, что он был хорошо начитанным человеком, а по некоторым диалектным словам подтверждалось его североафриканское происхождение. Подобные же диалектизмы можно встретить и у другого Отца Церкви Тертуллиана.
Архитектура базилики Сан-Дзено-Маджоре
В IX веке при король Пипин, сын Карла Великого, приказал веронскому епископу Ротальду перестроить храм на более подобающий для хранения мощей Святого Зенона Веронийского. Однако уже через век его разрушили кочевые племена венгров.
И тогда в 967 году соорудили данный романский образчик. Базилику отстроили на совесть, и она выдержала даже землетрясение 1117 года. Кстати, освящали её в присутствии Императора Священной Римской Империи Отона I.
Фасад выполнен из золотистого туфа из веронских каменоломен. Украшен мраморными вставками. На каждой такой плиточке изображена сцена из Страшного Суда. Все их сделал мастер Бриолото.
Портал пристроил лишь в XII веке мастер Никола (он же работал над алтарём). И, надо сказать, сделал это крайне удачно. Портал придал Сан-Дзено объёмность. А так была лишь глухая стена, а парящая где-то в поднебесье розетка-окно.
Розу, кстати, делал уже знакомый нам Бриолото. Вокруг неё изображено шесть жонглирующих персонажей. Одни из них взлетают вверх, другие падают вниз, тем самым выражая средневековую идею Колеса Фортуны. Подобное же окно-розетку можно найти на базельском мюнстере, которое обращено в сторону Рейна.
Стоит тогда обратить на внутренние врата. Их изготовили магдебургские мастера. То есть эти ворота, вполне вероятно, сделаны той же школой и в том же цеху, что и врата для Софийского собора в Великом Новгороде.
У Сан-Дзено есть огромная крипта. Народная молва говорит, что именно здесь тайно обвенчались Ромео и Джульетта.
Режим работы базилики и стоимость
С марта по октябрь
Церковь открыта в следующие дни и часы.
Пн. – Сб. с 8-30 до 16-00
Вс. с 12-30 до 18-00
С ноября по февраль
Пн. – Сб. с 10-30 до 13-00 и с 13-30 до 17-00.
Вс. с 12-30 до 17-00
Цена посещения составляет 2,5 EUR.