Понте Пьетра (Каменный мост) и вокруг

Понте-Пьетра (Каменный мост), Верона

Понте-Пьетра (Каменный мост), Верона

Один из главных предметов гордости веронцев – это Понте Пьетра (Ponte Pietra). Красивый, горбатый, пятиарочный мост, доставшийся в наследство от римлян.

История Понте Пьетра

Мост построен ещё римлянами в 89 году до нашей эры. Перекинут через бурную горную реку Адидже, собирающую воду со всего Тироля. По сути, мост соединил Тироль и Паданскую равнину. Через него проходила Постумиева дорога, соединявшая уже тогда крупный торговый порт Геную с перевалом Бреннер.

Бреннер – это самое узкое перевалочное звено в Восточных Альпах. Через него шла вся торговля северной Германии и южной Италии. Благодаря ему обогатился тирольский Иннсбрук. Бреннер и сейчас является пограничным городом между Италией и Австрией.

О названии. Сами римляне называли его Понс Мармореус (Pons Marmoreus). Так назвали из-за его облицовки мраморными пластинами. А вот веронцы в Средние века переименовали его в Понте Пьетра. Да и перестраивали множество раз. Теперь мост сделан из кирпича и природного камня. Благо, что альпийские каменоломни близко.

Дословно Понте Пьетра можно перевести, как «мост-камень». Однако на русском это приобретает какой-то неправильный оттенок (сравните в Синь-камнем в Переславле), а потому я предпочёл перевести как Каменный мост.

В 1945 году, когда немцы отступали, они взорвали мост. Это стало настоящей трагедией для веронцев. Однако к 1957 году они его полностью восстановили. Для этого подняли абсолютно все обломки со дна Адидже.

Архитектура Понте Пьетра

Понте Пьетра (Каменный мост), Верона

Понте Пьетра (Каменный мост), Верона

По архитектуре Понте Пьетра пятиарочный и «горбатый». Очень похож на своего заальпийского тёзку в баварском Регенсбурге, перекинутом через Дунай. Однако регенсбургский построен более чем на тысячу лет позже.

Его длина составляет 120 метров и западной стороной упирается в старинную сторожевую башню. (Опять параллель с Регенсбургом!). Ширина – 4 метра.

Как я уже писал, мост был облицован мрамором. Но вот, что мне не даёт покоя. Как вообще можно пройти по мокрому мрамору и не соскользнуть в бурливую Адидже? Ведь дожди в Вероне не редкость. Предгорье же!

Сторожевая башня Понте-Пьетра, Верона

Сторожевая башня Понте-Пьетра, Верона

За Сторожевой башней проходит Via Ponte Pietra. Если по ней пройти направо, то можно прийти к дуомо, а если налево – к церкви Святой Анастасии. Сначала пройдёмся к кафедральному собору, а потом и ко второй церкви.

Кафедральный собор

Кафедральный собор, Верона

Кафедральный собор, Верона

В русских источниках кафедральный собор Вероны почему-то называется без освящения (duomo di Verona), но на самом деле он освящён в честь Вознесения Девы Марии (cattedrale di Santa Maria Assunta). Этот храм считается главным храмом Вероны, так как являлся резиденцией епископа. Однако и с архитектурной точки зрения он считается одним из лучших образцов романского стиля, не смотря на то что во многом храм был перестроен в готике.

Кампанила дуомо и Понте пьетро, Верона

Кампанила дуомо и Понте пьетро, Верона

Первая базилика была построена на этом месте ещё в IV веке, которая была разрушена в 1117 году в результате землетрясения. Тогда власти города и решили построить собор, который мы может наблюдать сейчас. Храм был полностью готов уже к 1187 году, тогда же его освятили. Новый собор полностью совпадает по площади полностью совпадает с прежним. Также от предыдущего сохранилась часть кладки, например, входной портал (нартекс).

Фасад дуомо, Верона

Фасад дуомо, Верона

В середине XV века его надстраивают и расширяют, в результате он приобретает позднеготические черты. Вообще храм является удачным примером совмещения романики и готики. Так от романского стиля сохранился входной портал с портиком на витых колоннах, опирающихся на крылатых грифонов. Нартекс создавал мастер Николо (Nicolò), он же делал и другой нартекс – для Сан-Дзено Маджоре. Над порталом в люнете мы видим изображение Девы Марии и сцены поклонения пастухов и волхвов. Так же можем наблюдать ветхозаветные пророков и рыцарей Роланда и Оливьера в сценке охоты.

В архитектуре это стандартная трёхнефная базилика.

Апсида дуомо, Верона

Апсида дуомо, Верона

Кампанила возвышается на 75 метров, и является второй по высоте колокольней в Вероне (уступает только магистратской Ламберти).

Кампанила дуомо, Верона

Кампанила дуомо, Верона

Часы работы и стоимость веронского дуомо

Посетить Дуомо Вероны можно с марта по октябрь. С понедельника по субботу 10:00-17:30 – воскресенье и праздничные дни: 13:30-17:30

Посещение платное! Стандартный билет стоит 2,50 €, льготный: 2,00 €, для семей с 2 взрослыми и с 3 детьми или меньше (младше 18 лет) – € 5,00. Бесплатно для граждан Вероны, детей меньше 11 лет и с Verona Card. Комбинированный билет на 4 основные церкви Вероны (Дуомо Вероны, Санта-Анастасия, Сан-Фермо и Сан-Дзено) – € 6.00 (можно купить в дуомо).

Церковь Святой Анастасии

Церковь Святой Анастасии, Верона

Церковь Святой Анастасии, Верона

Подобно трём другим знаковым веронским церквям эта тоже стоит на излучине Адидже. И так же стоит апсидой реке, то есть задом. Отсюда складывается впечатление, что в Вероне нет храмов, но много старых жилых башен.

Строили Сант’Анастасию с 1249 по 1481 годы, и она тоже стала удачным сочетанием романики и готики.

Другие достопримечательности Вероны