Готические соборы
Одна из самых весомых причин, по которой стоит хотя бы раз съездить в Европу заключается в том, чтобы увидеть хотя бы один готический собор. Здесь я имею ввиду не кирпичные, наглухо задраенные махины, которые можно отыскать в Болонье или Риге, а те, которые как будто бы обвиты каменным плющом. Обязательно стоит хотя бы раз в жизни испытать головокружение от их взлетающих шпилей. Ощутить всю их многотонность и одновременно с этим ажурность. Понять, что тот купол неба, под которым мы ходим каждый день, на самом деле очень-очень тяжёл.
Каждый раз когда я стою перед таким собором и задираю голову, любой из них напоминает мне какой-то космический корабль и выпускающий из себя то ли имперские войска из «Звёздных войн», то ли орду самих зергов.
Мне посчастливилось, и я смог любоваться вживую несколькими из них, и даже стал различать их, так сказать, подстили: скажем, даже ребёнок отличит испанский готический собор от немецкого.
Определённую сложность представляет Эльзас, который столько раз переходил от французов к немцам и обратно, что они уже и сами не знают, кто они. Поэтому я сам, на свой страх и риск, разнёс их между французской и немецкой школами.
Итак, мои впечатления, легенды и интересные факты, немного из их истории, а, самое главное, фотографии вы сможете найти по следующим ссылкам.
Французская школа
Собор Парижской Богоматери – самый прославленный из всех соборов. Прославленный с лёгкой руки (точнее сказать, пера!) Виктора Гюго. Более того, именно с его романа стало модным интересоваться и любоваться подобными постройками. А потом сохранять и реставрировать. Так что его можно назвать королём соборов и именно он должен открывать этот список.
К сожалению, я никак не доберусь написать статью о нём, а потому предлагаю пока что полюбоваться лишь одной его фоткой прямо здесь. Обещаю в скором времени исправиться :)
Немецкая школа
На самом деле немецкая школа не ограничивается лишь Германией, но включает в себя также Чехию, Австрию и даже Швейцарию. Да, я понимаю, что это совсем разные страны, каждая со своим укладом и культурой, но их готические соборы очень похожи.
Церковь Святой Елизаветы в Базеле – это даже не собор, а церковь, но выстроена он в том же стиле. На самом деле, её можно назвать рядовой в рамках Европы, однако в границах Швейцарии ей равных нет!
Собор в Кёльне – по знаменитости в мире он уступает лишь Нотр-Дам де Пари. А те, кто не узнают его на фотографии, величавого красавца, любующегося собой в водах Рейна, тот обязательно слышал о нём.
Собор Святой Варвары в Кутной-Горе
Церковь Святого Лоренца (Лаврентия) в Нюрнберге — в моём личном рейтинге эта церковь является второй и уступает лишь страсбургскому собору.
Церковь Святой Марии в Нюрнберге
Церковь Святого Себальда в Нюрнберге
Собор Божией Матери у Тына в Праге — это мой первый готический собор, который я увидел, и один из самых красивых даже теперь, когда я их видел десятки.
Собор Святого Петра в Регенсбурге — самый немецкий из всех соборов.
Церковь Святого Тибо (Теобальда) в Тане
Собор в Страсбурге – ещё один знаменитый собор. Главным образом потому что у него не хватает одной башни.
Собор Девы Марии во Фрайбурге-им-Брайсгау
Испанская школа
Собор Святого Креста и Евлалии в Барселоне
Итальянская школа
Собор Рождества Девы Марии в Милане – на самом деле никакой итальянской школы не существует, и вся Италия представлена всего одним, но одним из самых знаменитых соборов в мире. И если Нотр-Дам де Пари должен был открывать этот список, то миланский просто обязан его закрыть. Итак, прошу любить и жаловать – Белое Заальпийское Чудо!
P.S. Помимо представленных школ можно ещё выделить британскую и португальскую готику, но в этих странах я ещё не был, а потому и рассказать ничего не могу. Здесь же упоминаю о них лишь для полноты картины.
Символика некоторых из горгулий
Лев (равно как и бык) издревле является символом солнца,чему помимо всего прочего способствовала его грива — как бы расходящиеся лучи. Но в средневековье лев обозначал ещё и гордыню, один из семи смертных грехов.
Собаки тоже несли в себе амбивалентность, то есть противоположные качества. С одной стороны это умные и преданные животные. С другой, они вечно голодные и часто утаскивают еду, а потому символизируют алчность.
Козлы опять-таки несли в себе двойственность. Из-за их способности отыскивать пищу на крутых горных склонах они почитались чуть ли не полубожественными. Но из неизвестных мне соображений им олицетворяли такой смертный грех, как похоть.
Читайте также про балтийскую кирпичную готику.