Рига — Вдоль улицы Бривибас
Улица Бривибас (Brīvības iela) переводится на русский как улица Свободы и является центральной улицей всей Риги (не только Старой). Не зря же в советское время она носила название улицы Ленина. Исторически её появление обуславливалось торговыми сношениями с Псковом.
И по сей день эту улицу можно считать главной осью Риги.
Под номером 33 стоит модерновый дом 1912 года постройки. Было построено для Банка Торгово-ремесленного общества взаимного кредита. Архитектором был Эйжен Лаубе, один из ярких представителей рижского национального романтизма. Лаубе был латышом, что сказалось в его стиле и отличает от евреев Эйзенштейна и Мандельштама.
Он построил около 80 зданий по всей Риги, и буквально на протяжении ста метров можно увидеть ещё несколько его домов. Конкретно этот дом относится к подстилю вертикального (перпендикулярного) модерна.
У дома есть одна интересная особенность — он разноэтажен. Фасад, выходящий на улицу Бривибас, имеет 5 этажей, а второй, выходящий на Дзирнаву (Dzirnavu iela, Мельничная улица), имеет от угла 5 этажей, постепенно понижающийся до 3. Это связано с тем, что высотность здания по строительным правилам 1904 года зависела от ширины улицы, на которую от выходит.
Напротив, на чётной стороне улицу под номером 46 стоит ещё один модерновый дом, но его строил Константин Пекшенс, ещё один мастер рижского романтизма, учитель Эйжена Лаубе. Это здание выстроено в стиле рационального югендстиля. Здесь можно увидеть щипец, там — фахверк, на углу — эркер. В сумме мы имеем переосмысление Рейнского Ренессанса. Отсюда и слово «югендстиль» вместо модерна.
Номер 37. Вместе с предыдущим домом составляет как бы единый ансамбль, что неудивительно. Это здание тоже строил Эйжен Лаубе, но раньше — в 1909 году. Здание выстроено в любимом для архитектора национальном романтизме и с асимметрией. Правая сторона имеет вертикальную напряженность за счёт соответствующего членения окон и двускатной крыши, а левая — горизонтальное равновесие. Здесь мы видим успокаивающие («гаудианские») изогнутые формы балконов. Я вот не заметил, но под лоджией есть интересный барельеф совы с двумя совятами.
А вот под адресом 41 вообще чудом сохранился деревянный двухэтажный домик. Сейчас в нём размещается паб «Citi Laiki» («Другие времена»).
Просто ещё два красивых здания.
Дом Красткална
Через улицу Лачплеша стоит дом Красткална (Krastkalna māja). Его опять проектировал Эйжен Лаубе, но это была одна из его первых работ (1908) и считается одной из лучших. В здании явно угадывается его увлечение северным модерном, которым богат, например, Хельсинки (кварталы Эйра и Улланлинна).
Центром здания является угол, что подчёркивается как бы встроенной башней с двухъярусной конусной крышей. От неё по обоим фасадам разбегается целое семейство разнообразных крыш. Вместе они создают замысловатый зигзаговый контур.
Александро-Невская церковь
Напротив стоит Александро-Невская церковь (Svētā Ņevas Aleksandra baznīca), выстроенная в 1825 году в классическом стиле в честь победы над Наполеоном Бонапартом. Интересно, что церковь на самом деле деревянная, но оштукатуренная снаружи.
Для Российской Империи тех, николаевских времён, это был типовой проект церкви, и в том же Питере ей никого не удивишь, но в Латвии она всё-таки выглядит экзотикой. Строил её Кристиан Фридрих Брейткрейц, чуть видоизменив типовой проект.
Сейчас она выглядит чужеродной среди эклектики, рижского модерна и советского уродства, но на самом деле она старше всего этого. Это при ней деревянный двухэтажных Видземский форштадт превращался в музей архитектуры под балтийским небом.
В ней отпевали Михаила Задорнова.
А вот колокольню пристроили гораздо позже, в 1860-х годах.
По чётной стороне N62 ещё один модерн от Лаубе. На этот раз 1908 года постройки.
Это тоже национальный романтизм плюс вертикальный модерн. С правой стороны мы опять наблюдаем встроенную башню, а вот с левой эркер, между ними — почти что ризолит. Под всеми тремя мы видим три разных входных двери. Каждая из них украшена с обеих сторон «огненными крестами» (ugunskrusts).
Сразу за ней находится симпатичная маленькая кондитерская.
Наконец мы видим многоквартирный жилой дом по адресу улица Бривибас, 66.
Старая церковь Гертруды
Впервые эта церковь упоминается в 1413 году. С тех пор она неопределённое число раз перестраивалась, пока не получила нынешнюю неоготическую форму. А произошло это в 1864 году под руководством Иоганна Даниэля Фельско, до того уже построивший похожую англиканскую церковь в Вецриге.
По архитектуре это псевдотрёхнефная базилика с поперечным нефом. Высота шпиля составляет 63 метра. На самом деле каркас кирхи бетонный, но он обложен кирпичом.
Он славится её орган, лучше которого во всей Риге только орган в Домском соборе.
Кто такая Святая Гертруда? Она считается покровительницей путешественников, поэтому храмы, освящённые в честь её строили за городской чертой, ещё лучше — на трактах. Путники молились в таких церквях о лёгком странствии, а прибывающие благодарили святую за то, что благополучно закончили свой путь.
Её культ начался в Швеции (в Стокгольме есть храм, освящённый в её честь) и распространился по всему балтийскому берегу, куда доходило шведское влияние.
На пересечении улиц Бривибас и Гертрудес находится пышное здание Министерства Экономики, выстроенное в 1900 году в стиле модерна с ренессансными мотивами В. Нейманом и А. Гизеке. Интересно, что это был один из первых домов в Риге в центральным отоплением, горячей водой, электрическим освещением и лифтом. Иногда дом называют «Бюнгнерхоф» по имени учредителя общества, который это дом и построил — А. фон Бюнгнер. Стоит ли говорить, что дом вдохновил многих архитекторов, которые пятью-десятью годами позже застраивали Бривибас.
Вот несколько маскаронов в виде морд сатиров, которые смотря сверху окон.
Напротив, по адресу улица Гертрудес, 10, выстроен ещё один примечательный многоквартирный дом. Его построили в 1902 году в стиле эклектики.
У на нём тоже полно маскаронов.
Улица Свободы идёт дальше.
Вот, например, Мясной павильон Видземского рынка, расположенный по адресу 90A. Хотя павильон и имеет адрес по улице Бривибас, но выходит он на перпендикулярную ей Матиса. Название этой улицы не имеет никакого отношения к знаменитому французскому художнику Анри Матису, а просто переводится на русский, как Матвеевская.
Строил рынок Рейнхольд Шмелинг, и тогда это было настоящее новаторство для Риги. Во-первых, это был первый крытый рынок в городе. Во-вторых, это был первый благоустроенный павильон в Риге.
Подобные строения мы видели в не столь далёких отсюда Выборге и Хельсинки. Да и по возрасту они ровесники.
Каменщик и трубочист
Кстати, на углу улиц Матиса и Мурниеку в скверике установлена скульптура «Каменщик и трубочист». Это были те две профессии, которые давали тепло деревянному форштадту при холодных балтийских ветрах. Один клал печи, второй чистил трубы. Место выбрано не совсем случайно — улица Мурниеку (Mūrnieku iela) переводится на русский как улица Каменщиков.
Говорят, хотя вериться с трудом, что профессия трубочиста до сих пор востребована в Латгальском предместье Риги. Так что запросто можно поймать удачу, если погулять по его улочкам и встретить трубочиста.
Памятник делали Карлис Иле и Гиртс Бурвис, а позировали для них Варис Вилцанс, президент Братства трубочистов Латвии, и артист Карлис Себрис. Например, он играл господина Мозеса в «Отеле «У погибшего альпиниста».
Если чуть отклониться по улице Матиса, то под номером 21 будет занятный домик в стиле неоготики под ганзейскую готику с фронтоном, башенкой и аркой. Это бывший магазин виноторговли и винный склад фирмы Louis Lundmann & Co. Построил его в 1904 году архитектор Август Витте, виночерпия на импровизированном фронтоне сделал Август Фольц. Собственно, он известен каждому рижанину под названием дом с виночерпием.
До восточного конца улицы Матиса мы не дошли, но видели его с обзорной площадки церкви Святого Петра. Заканчивается она кладбищем Матиса, а рядом с ним стоит пара водонапорных башен, Жанна и Анна. Существует связанная с ними легенда. Жила-была девушка Анна, которая была хорошей знахаркой. Настолько хорошей, что уводила клиентов у соседнего аптекаря. Тогда злобный аптекарь заявил, что девушка ведьма, и её сожгли на костре. А вскоре покончила с собой и её сестра Жанна. А на том месте, где развеяли прах девушек и построили две водонапорки.
Чуть левее, на самом краю кадра, можно увидеть один из двух бывших газгольдеров.