Эспланада и улица Элизабетес
Когда-то давным давно на этом месте была песчаная дюна — её оставило в память о себе Балтийское море. Но это никому не доставляло хлопот. Чего не скажешь о дюне Кубес (она же Старая гора, Рижская гора или Гора Екаба). Любой враг, осаждавший Ригу занимал удобную осадную высоту, когда весь город был на ладони и с лёгкостью расстреливал гарнизон.
И лишь в 1772 году её наконец срыли и устроили плац для воинских учений. Эспланаду и сад Вермана здесь вообще разбили в XIX веке. Разделяет их Бульвар Свободы, который начинается у Монумента Свободы и прямой стрелой улицы Свободы врезается в Петербургский форштадт.
Впрочем, старейшего рижского парка не видно за зданиями Регионального и Верховного судов, кабинета министров и Министерства юстиции.
Деревья на эспланаде высадили лишь в 1902 году под руководством архитектора-пейзажиста Г. Ф. Куфалдта.
Центральной постройкой эспланады является православный храм Рождества Христова, ну а нависает над ним чёрная громадина Radisson Blu Latvia. Построена она была в 1971-76 годах и называлась тогда «Интурист», в 90-е переименовали в «Латвию».
Христорождественский собор
В любой столице бывшего соцлагеря обязательно есть громадина православного собора, которая опирается на византийский стиль и имеет своим примером Святую Софию в Стамбуле.
С увеличением народонаселения Риги, в том числе и православного, встал вопрос о строительстве нового собора, так как старая Петропавловская церковь около замка уже не вмещала весь приход. В довершение 1 сентября 1873 года в шпиль ударила молния и сильно повредила башню.
В 1875 году в Москве был утверждён проект молодого тогда архитектора Роберта Пфлуга, и за период с 1876 по 1884 годы он был построен.
В 1880 году Александр III присылает 12 колоколов, самый большой из которых весит 800 пудов. Само собой, что его освящают в честь Александра Невского. Есть легенда, что на звонницу его поднимали восемьсот же солдат. Отливал колокола лучший мастер тех времён Ксенофонт Верёвкин. К сожалению, те колокола не сохранились, а новые отливали на заводе ЗИЛ в Москве, а в Ригу переправляли при помощи правительства Москвы и семьи предпринимателей Малышковых.
Из-за этого дара Роберту Пфлугу приходится менять проект. Теперь вместо отдельных звонниц над каждый из маленьких куполов он строит отдельную колокольню. Храм в результате от ходится от круглой византийской формы и приобретает западную кораблевидную.
Пара о слов об интерьере. Несколько икон и Царские Врата расписывал сам Василий Верещагин.
Православие в Риге
Как вообще возможно существование православия в Риге? Вот этот собор был построен указом сверху из Санкт-Петербурга, и никто в Риге не мог перечить воли Российского императора.
Но и в принципе Рига всегда была веротерпимой, потому что была купеческим городом. Удачная торговля возможна только на границах. В данном случае на границе католического запада, протестантского севера и православного востока. И каждый купец молится своим богам. А так как профессия требует задержки в чужих городах на продолжительное время, то в городах строили свои церкви. А церкви нужен пастырь, а тут уже и приход собирается.
Так вот и появлялись православные храмы в Риге.
Художественный музей
До того на территории эспланады было запрещено строить, но собор дал основание, и в 1902 году построили Латвийский национальный художественный музей по проекту Вильгельма Неймана.
История коллекции музея начинается в 1773 года, когда врач Николай Гимзель (Химзель) передаёт городу свое собрание гравюр и картин, то есть закрывает частный музей Химзеля. В 1866 году ратуша приобретает собрание картин Доменика де Робиани.
Однако всё это время музей находится не здесь. Например, с 1879 по 1905 годы музей размещается в доме Людвига Вильгельма Керковиуса по адресу бульвар Калпака, 4 (там, где сейчас размещается научная библиотека Латвийского университета).
Это очень крупная картинная галерея. Значительную часть коллекции занимают латвийские художники, однако и список русских впечатляет — Брюлов, Кипренский, Шишкин, Айвазовский, Саврасов, Левитан, Петров-Водкин, Суриков, Репин, Перов, Маковский, Бенуа, Кустодиев. Особое место занимают Николай и Святослав Рерихи.
Латвийская национальная академия
Это здание в кирпичном готическом стиле было построено в 1902 году Вильгельмом Бокслаффом доя коммерческого отделения Рижского политехнического училища. Слово «коммерческое» в данном контексте означает «экономическое».
Один корпус планировался как учебный, а второй жилым, и для высшей администрации отводились аж семикомнатные квартиры.
Интересное решение: Бокслафф оформил вентиляционные трубы в элегантные башенки.
По архитектуре оно напоминает Ягеллонский университет в Кракове.
Об учёбе. Оно считалось одним из лучших в России. Вот некоторые из предметов: коммерческая география и статистика, коммерческая арифметика, конторское дело и счетоводство, политэкономия, наука о финансах, физика, химия, история торговли и экономики, торговое дело, вексельное дело, морское право, товароведение, коммерческая практика. Всё это нужно было изучить за три года.
Перед крыльцом установлена скульптура Венеры Виллендорфской, оригинал которой хранится в венском Музее Естествознания.
Напротив, через бульвар Калпака, находится здание в стиле эклектики. Сейчас это международная коммерческая профессиональная школа, а в прошлом просто средняя школа №35.
Памятник Барклаю де Толли
Что делает памятник Барклаю де Толли, герою Отечественной войны с Наполеоном (он был главнокомандующим до назначения на этот пост Кутузова), в Риге? Всё просто. Род де Толли идёт от шотландских дворян. Его предки служили в шведской армии, а потому поселились в Риге после назначения в рижский гарнизон. Его дед — Вильгельм Барклай-де-Толли — был юристом и бургомистром Риги. Да и сам Михаил Барклай де Толли родился на территории современной Латвии.
Так что нет ничего удивительного в том, что в 1911 году ему поставили памятник на эспланаде. Однако простоял он недолго — всего два года — и попал под эвакуацию памятников. И след его затерялся.
Все советские семьдесят лет на этом месте простоял лишь постамент с надписью «Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли». Рижские школьники любили забираться на него и фотографироваться в разных героических позах. Была даже примета, что нужно неподвижно простоять целый час на постаменте, и тогда обязательно сдать на пятёрку экзамен по истории.
Восстановил его на собственные средства предприниматель Евгений Гомберг в 2001 году по сохранившейся гипсовой модели.
Улица Элизабетес
С внешней стороны эспланаду от Петербургского форштадта отделяет улица Элизабетес (Elizabetes iela, Елизаветинская). Названа так в честь дочери Петра I. Наравне с улицами Бривибас и Альберта она является музеем рижского модерна. Вот некоторые из зданий.
Под номером 67 дом выстроен в 1881 году в стиле эклектики архитектором Виктором Грабе.
Под номером 77 ещё один многоквартирный дом в стиле эклектики, выстроенный в 1902 году.
На углу улиц Элизабетес и Кришьяня Барона стоит неоклассическое здание в 1911 года постройки. Изначально это был просто многоквартирный дом. Сейчас в нём размещаются Музей Кришьяниса Баронса и музыкальный отдел Латвийской национальной библиотеки.