Церковь Святого Екаба и Три брата
Церковь Святого Екаба
Храмом номер три (а по высоте — номер два) является, безусловно, церковь Святого Екаба (Якова) — после церкви Святого Петра и Домского собора.
Кончик шпиля поднимается над землёй на 80 метров, однако из-за узенькой улочки, на которую он выходит, кажется даже выше Собора Петра. Ошибка становится понятной лишь на панораме Риги. Например, если перебраться в Задвинье.
Церковь с таким посвящением известна здесь с 1225 года. Когда её строили, то она находилась за пределами Риги. Таким маленьким был город в XIII веке. Однако в нынешнем виле её отстроили в XV веке, причём снизу это романская архитектура, а сверху уже готика. Имён архитектора и строителей не сохранилось, но есть предположение, что строили те же люди, что и Домский собор — многие детали очень похожи.
Башня Святого Якоба сохранила характерную пирамидальность, свойственную для средневековой Латвии.
Если Святой Пётр служил купцам и ремесленникам, а Домский собор — епископу, то здесь молились рыцари Ливонского ордена. Потом храм стал приходским для католиков и для монахинь-цистерцианок, которых рижане называли поющими девами или девственницами-целительницами.
Достаточно долгое время служил лютеранам. Более того, именно в нём была проведена первая в Ливонии лютеранская служба (в 1522 году).
Обратите внимание, какие мощные пяты-контрфорсы нужны, чтобы удержать башню!
Колокол Святого Власия
Над часами есть консоль, к которой подвешивался Колокол Грешников (официально — колокол Святого Власия). Он выполнял функции набата. Когда он звонил, рижане сходились на Ратушную площадь, что увидеть исполнение приговора. Например, казнь, которая заменяла средневековым людям ютуб.
Этот набатный колокол служил один из «чудес» для странствующего подмастерья. Если он упоминал яковлевский колокол, то это служило доказательством, что ученик побывал в Риге. Точнее нужно было перечислить три чуда: «Мост, что на воде лежит. Великан, что у ворот стоит. И колокол, что снаружи звонит». Под мостом же имелся ввиду плавающий мост через Даугаву, а под великаном — скульптура Большого Кристофора. Ну а на счёт колокола снаружи, это подмастерья не доходили до Псковщины с её звонницами! Нет, ученикам нужно было выведывать у местных загадки только ганзейских городов.
Сейчас, как вы видите, колокола на консоли нет. Третье рижское чудо забрал в Стокгольм шведский король Густав II Адольф. Впрочем, рижане были этому рады. Дело всё в том, что Святой Власий ещё звонил каждый раз, когда мимо него проходила неверная жена. Звон стоял день и ночь!
С северной стороны храма установлена мемориальная табличка в честь Франциса Трасунса. Он был священником Святого Екаба и политическим деятелем. Выступал за объединение Латгалии с Видземе и Курземе и их совместное выдение в качестве Латвии в составе Российской империи.
Рыцарский дом (Здание сейма)
Давайте обойдём церковь Святого Екаба по кругу и начнём с северной стороны, с улицы Екаба. Почти на всю улицу протянулся фасад Сейма. Вообще это здание строилось в 1755 году как Дом Видземского рыцарства. В 1867 году его перестроили Робертс Пфлуг и Янис Бауманис, потом Нейман, а в 1922 году его перестроил будущий мэтр северного модерна Эйжен Лаубе под нужды Латвийского Сейма (Парламента). А пока что у него получился эклектизм.
На здании Сейма в нише второго этажа была установлена скульптура Вальтера фон Плетенберга, гроссмейстера Ливонского ордена, который захватил Ригу и за её счёт построил нынешний рижский замок. В 1922 году её демонтировали и заменили на скульптуру Лачплесиса работы Роберта Маура.
Кто такой Лачплесис
Лачплесис (Lāčplēsis) — это главный герой латышского и литовского эпосов. Его имя дословно переводится, как Разрывающий Медведя. Благодаря этому его образ часто использовался в противоборстве с Россией.
По-другой версии,его имя переводится как Медвежьеухий, потому что у него были такие уши. Более того, в них была заключена вся его нечеловеческая сила. А уродился он таким, так как хоть его мать и была простой смертной женщиной, отцом был медведь.
В каких-то обрывочных версия его имя упоминается издавна, но цельный эпос и переосмысление в духе национального романтизма — это заслуга Андрея Пумпура. С первого издания книги в Латвии появляются места, связанные с именем Лачплесиса. Например, его ложе в Огре. В Юрмале установлен ему памятник, но убивает герой уже не медведя, а дракона, что сближает его со Святым Георгием.
Интересно, что имя возлюбленной Лачплесиса — Спидола. Это имя было известно каждому советскому человеку, так как так назывался первый транзисторный радиоприёмник в СССР.
Три брата
С южной стороны церкви Святого Екаба проходит Малая Замковая улица (Maza Pils iela). Здесь под номерами 17, 19 и 21 находят знаменитые «три брата».
Три брата — так называются три средневековых дома, выбивающихся из общей застройки и обращающие на себя внимание. Эти дома отсылают к Гамластану в Стокгольме, где на главной площади стоят похожие. И настолько же несвойственные как Швеции, так и Латвии. Конечно, этим домам самое место где-нибудь на амстердамских каналах.
Своё название получили как латышский ответ таллинским «Трём сёстрам».
На самом деле, раньше «Тремя братьями» называли амбар Томаса Цукербекера со строенным фасадом, расположенный рядом по адресу улица Арсенала, 5. О нём — ниже.
Интереснее всего, что изначально в 1903 знатоков заинтересовали только Старший и Средний Братья. Они и выступили за их сохранение и неприкосновенность. А после Второй Мировой войны выяснилось, что дом Черноголовых превратился в руины, дом Вандерберга снесли да и амбары Цукербекера поистрепались. В общем, решили, что новые «три брата» буду теперь здесь.
Сейчас в комплексе этих зданий открыт Музей архитектуры Латвии, который можно посетить бесплатно. Музей открыт в понедельник — 9.00-18.00, вторник, среда, четверг — 9.00-17.00, пятница — 9.00-16.00, суббота и воскресенье — закрыт.
Старший (Белый) брат
Белый, правый дом, построенный в конце 1490 года, называется Старшим братом.
Кстати, он самый старый жилой дом не только из этой тройки, но и вообще во всей Риге. Таковым он стал в 1905 году, после того, как во время рижской «модернизации» снесли ещё более древний дом Вандерберга, располагавшийся на соседней улице Пилс под номером 13 (на углу с улицей Акла).
Старшего брата построили сразу после запрета на строительство деревянных зданий в Риге во избежание пожаров — город постоянно горел.
Его старшинство можно определить и по украшению кирпичного фасада, «замаскированного» белой штукатуркой. Выдают классические карнизы. Кирпичная кладка специально обнажена в одном месте помимо портала вокруг двери. Ступенчатый фронтон был типичен для домов XV века, так как это был самый просто способ закрыть торец двускатной крыши.
Жилым помещением был только первый этаж, а все ярусы чердака, «сложенные» пирамидой, использовались под хранение товаров. Это давало возможность дольше сохранять тепло в доме в промозглом прибалтийском климате.
Обратите внимание на маленькие окошки! Они сделаны таковыми, потому что в те времена в Риге брали налог на дневной свет. И чем меньше была их площадь, тем ниже выходил налог.
Чтобы фасад Старшего Брата не выглядел совсем уж безобразно, вместо стандартных окон сделаны ниши. Вот на какие ухищрения шли средневековые строители.
Перед дверью по бокам стоят две скамеечки. Это вполне в нидерландском духе. Плюс стоят «рунические» столбики. На них изображали гербы и эмблемы хозяев.
Первым зафиксированным хозяином является эльтерман (староста) цеха пекарей Иоганн Зарнов. К тому же на фронтоне угадывается герб с пшеничными колосьями. В 1687 году в нём была открыта первая рижская кондитерская.
Однако род Зарновых нищал и однажды продал дом каменотёсу Арведу Шрадеру.
Интересно, что в 1746 году площадки перед домом решили заполнить пристройкой, которую снабдили каменным порталом. Когда в 1956 году Петерис Саулитис реконструировал Старшего брата, то сломал пристройку, а её портал отнёс Среднему брату. Он же восстановил лавочки и гербовые столбики.
Сейчас на этих лавочках иногда играют уличные музыканты, а в самом здании размещён выставочный зал Музея архитектуры.
Средний брат
Жёлтый дом — это средний брат. Он и стоит по середине. На нём строители оставили дату постройки — 1646 год. Тогда вместо двух соседних домов построили один этот, а первым владельцем стал некто Х. Ниенхофен.
Он выглядит изящнее Старшего брата. Построен на полтора века позже в стиле голландского маньеризма.
В нём жили зажиточные люди — чиновники. Жили на первом этаже. На втором обитала прислуга, а третий чердачный использовался как склад. Последним владельцем стал мастер по металлу О. Радецкий.
Над входом, как мы видим, есть надпись «Soli deo gloria!», то есть «Одному Богу слава!». Это одна из доктрин протестантизма, так что нам теперь понятно, какого вероисповедания люди тут жили. Но это не совсем так! Девиз нам скажет, кто жил в Старшем Брате.
Дело всё в том, что в 1956 году никакого портала у Среднего брата уже не было и помине, и Саулитису пришлось восстанавливать дом по рисунку И. Бротце. На рисунке отчетливо виден какой портал, тогда Петерис приставил сюда очень похожий от пристройки Среднего брата.
Младший (Зелёный) брат
Наконец, Младший зелёный брат. Самый маленький. Неизменно отсылает к Амстердаму. Он построен в 1718 году.
Первым владельцем дома был Вендлинг Штейдинг, священник церкви Святого Екаба. Потом тут жили портной, потом — сапожник. Причём сам мастер с семьёй жил уже на втором этаже, а на первом была мастерская.
В 1899 году его радикально перестроил Юлиус Пфейффер в стиле неоренессанс. Посмотрите на игривые завитушки у щипца! В результате получился то ли доходный дом, то ли коммуналка. Только представьте себе, что тут размещалась шесть квартир с крохотными кухоньками!
Над дверью замковый камень арки выполнен в виде маски. Считается, что она призвана защищать дом от злых духов.
Карлов (Петровский) лицей
Напротив, под номером 4, находится здание так называемого Карлова лицея. В нём изучали закон божий, географию, логику, древние языки, историю, риторику.
Название происходит от того, что здание строилось и учреждение создавалось в 1675 году на деньги шведского короля Карла XI. Оно и предназначалось для создания кадров шведской администрации. Учились в лицее не только дети шведских чиновников, но и дворянствующих лифляндцев. Это служило встраиванию местной элиты в Шведское Королевство. Лицей служил «элементарной школой» того времени и подготавливал к поступлению в Дерптский (Тартусский) или Упсальский Университеты.
Лицей остался и при Российской империи, просто был переучреждён и получил название Петровского. И славился своими выпускникам. Например, уже упоминавшимся Иоганном Христофором Бротце. Он был величайшим риговедом своего времени. После него осталось описание Риги в 10 томах и тьма рисунков.
Магазинчик «HobbyWool»
Буквально напротив, по адресу Маза Пилс, 6, находится магазинчик, где продаются симпатичные вязанные вещи. Магазинчик называется «HobbyWool».
Склад Цукербекера
Улица Маза Пилс западным концом (так же, как и просто Пилс) выходит на Замковую площадь. Однако нам нужно повернуть в переулок направо — улица Арсенал. Мы попадаем на вполне себе складскую улицу начала XX века, у которой своя атмосфера.
Нас интересует здание под номером 5, так как именно его называли «Тремя братьями» до того, как это название перенесли на нынешние дома.
Это склады Цукербекера. Вообще династия Цукербекеров происходила из далёкого Брабанта, которая приехала в Ригу в XVII веке и занималась торговлей с Нидерландами и Петербургом.
Интересно, что всех в династии — и деда, и отца, и внука — звали Томасами. Самым интересным был как раз внук, который был масоном и даже организовал в Риге ложу. Он-то и заказал Кристоферу Хаберланду строительство этих амбаром. Есть мнение, что и Хаберланд был вольным каменщиком.
На самом деле, это одно здание со строенным фасадом. Над каждыми амбарными воротами есть известняковый барельеф, по которому ворота-«дом» и называется. «Сахарная фабрика» (вольный перевод фамилии Цукербекер), «Грузчик» (изображен мужчина с тюком на спине) и наконец «Три брата» (три мужчины в старинных одеяниях). Видимо, последний барельеф был самым запоминающимся, служил домовым знаком и по нему называли амбары.
Барельефы остались и сейчас, но время не пощадило изображения на них. Контуры линий не столько угадываются, сколько придумываются.
А всё потому что Цукербекер-внук разорился во времена континентальной блокады, и всё его имущество было пущено с молотка. Амбары приобрёл льноторговец Пфаб, которому уже не было никакого дела до каких-то там барельефов.
Теперь вернёмся чуть назад и свернём на улицу Клостера, которая коленом выводит нас опять к Дому Пастора и Сейму. Тут важно не пропустить дом 9/11, выстроенный в стиле голландского маньеризма и ничем, на мой вкус, не уступающий Среднему и Младшему Братьям.