Улицы Замковая (Pilies), Большая (Didžioji) и Зари (Aušros)
Некогда от Виленских замков уходила дорога на юго-восток в Медницкий замок и далее на Минск. В Советское время она носила имя Максима Горького. Сейчас она разбита на три участка, носящие названия Замковой улицы, Большой улицы и улицы Зари.
По сути, это главная туристическая улица, соединяющая автобусный и железнодорожный вокзалы, находящиеся на одной площади, с центром города. Именно на ней расположены отели, хостелы, дорогие рестораны, уютные кафешки и сувенирные. А в сквере Константина Сирвидо напротив Пятницкой церкви традиционно разбивают свои лотки с сувенирами неофициальные бизнесмены. Тут же продают и картины, что вызывает в памяти соответствующие сценки со Старого Арбата в Москве.
Пятницкая церковь
Это древнейший каменный христианский храм Литвы. До того на этом месте располагалось капище балтийского божества пьянства Рагутиса.
Однако первая супруга великого князя Литовского Ольгерда княжна Витебская Мария Ярославна в 1345 году настояла на том, чтобы разорить языческое святилище и построить христианский храм. Церковь строили по образцу киевских и новгородских.
Впрочем, нынешнее неовизантийское строение фактически заново отстроили в 1864-65 гг. От прежних построек остался лишь небольшой кусок стены.
Именно в Пятницкой церкви царь Пётр I крестил Африканца Ганнибала, прадеда-эфиопа Пушкина.
Напротив церкви Параскевы-Пятницы находится довольно большой для Старого Вильнюса сквер Константинаса Сирвидаса.
Кто это такой? Константинас Сирвидас (или Константин Игнатьевич Ширвид) считается одним из основоположников литовской письменности. Он выпустил польско-латинский-литовский словарь, который оставался актуальным три столетия до XIX века. Вообще же, Сирвидас закончил иезуитский колледж по-соседству (Виленский университет) и ещё десять лет преподавал в нём и читал проповеди в костёле Обоих Иоаннов.
Никольская церковь
Это один из древнейших православных храмов Литвы. Можно сказать, что он перестроен в неовизантийском стиле однако с явными литовскими чертами. В общем, интересный храм.
Это очень древний храм. Считается, что он стоял уже при князе Гедимине с 1340 года. Тогда он был ещё деревянным. Потом он много раз перестраивается. В 1514 году великий гетман Константин Острожский отстраивает его в готическом стиле. После пожара 1740-х это уже виленское барокко. Тогда это высоченная узнаваемая башня, окружённая со всех сторон жилыми домами.
Представить Никольский храм в это время достаточно легко — сохранился его литография 1863 года из альбома «Памятники русской старины в западных губерниях» Ивана Петровича Трутнева. С первого взгляда мы видим в колокольне работу Глаубица.
В нынешний русско-византийский стиль его перестроили в 1860-х годах два архитектора: петербургский Резанов и виленский Чагин. При перестройке были снесены постройки, загораживающие храм со стороны улицы.
Вместе с Пятницкой церковью Никольская составляет своеобразный ансамбль.
Ратушная площадь
Треугольная Ратушная площадь образовалась на месте старого рынка, который возник здесь в XV веке. Вскоре рынок оброс постоялыми дворами, а в XVI веке магистрат выстроил здесь и ратушу. На площади поставили «пилат». Так здесь называли позорный столб. К пилату привязывали провинившихся для телесных наказаний. Да, Средневековье было суровым, мрачным и жестоким.
Сама ратуша выстроена в стиле классицизма и, в целом, отсылает к любому ДК на пост-советском пространстве. Ну а если говорить архитектурным языком, то мы видим дорический фасад с шестью колоннами(обратите внимание на их капители) в палладианской обработке (облегчённый фронтон)
Костёл Святого Казимира
Костёл Святого Казимира — это одна из архитектурных гордостей Вильнюса, и один из тех храмов, которые и прославляют вильнюсское барокко (в данном случае, раннее). Строительство костёла начали в 1596 году, а закончили в 1604. В основание был заложен краеугольный камень из Антокольских гор (это холмы к северо-востоку от Вильнюса) при канонизации Святого Казимира, правителя из династии Ягеллонов, который считается покровителем Польши и Литвы.
Обязательно посмотрите на купол-митру собора. Впрочем, его видно из любой точки Старого Вильнюса.
Базилианский монастырь и церковь Святой Троицы
Базилианские (Василианские) ворота выстроил в 1761 году в стиле позднего барокко, конечно же, Иоганн Кристоф Глаубиц.
Их ширина — 10,8 метров, а высота — 17,5 м. И до сих пор Базилианские ворота являются крупнейшими в Литве.
На втором ярусе колоннадной сетки есть ажурный балкончик. Раньше на нём размещался оркестр, который играл во время встречи религиозных процессий.
Если пройти через них, то попадёте к храму Святой Троицы, главному греко-католическому храму Литвы. Пройдя повернитесь. Как видите, задняя сторона разительно отличается от парадной и требует капитального ремонта.
Храм уде много лет находится на реконструкции, но худо-бедно дела продвигаются. Например, восстановили фрески на главном фасаде храма. Они заслуживают внимания, так как написаны очень нежно и мягко. Как в ранневизантийский период. Подобные фрески можно увидеть в равеннских базиликах.
Мядининкай
Далее вниз по улице, по адресу Aušros Vartų, 8, находится здание сильно выделяющееся по стилистике. Его фасад однозначно отсылает к ганзейской готике.
Однако, несмотря на то, что само здание XV-XVI века, оно является новоделом. Псевдоготический фронтон был надстроен в 1970-74 годах при реконструкции.
Считается, что изначально дом использовался под склад. Потом в нём было православное училище при Свято-Духовом монастыре (о нём ниже). Сейчас располагается ресторан «Мядининкай».
Свято-Духов монастырь
Свято-Духов монастырь — православный. Изначально это была деревянная церковь, построенная в 1597 году на средства сестёр Волович и на их земле. Одну звали Феодорой, и она была женой бресткого воеводы, а вторую — Анна, жена смоленского воеводы.
В 1634 году с соизволения короля Владислава IV на месте деревянного был выстроен каменный Свято-Духов храм. А его главный престол был освящён в честь Сошествия Святого Духа.
Современный вид храм приобрёл в 1836-37, когда на его реконструкцию пожертвовал денег виленский генерал-губернатор Миркович.
Внутри находится роскошный барочный иконостас зелёного цвета. Его изготовил сам Глаубиц в 1753-56 годах.
Туалет
И несколько слов о мирском — на территории монастыря находится туалет. Стоимость — 50 евроцентов. Найти его легко! Встаньте лицом к фасаду храма и обходите его справа, а когда закончится кустарник — поверните направо.
Костёл Святой Терезы
Так же как и костёл Святого Казимира костёл Святой Терезы представитель раннего барокко. Оно и заметно: лепнины на фасаде ещё не избыточно много. Кстати, для фасада были использованы дорогостоящие материалы: красный, белый и чёрный мрамор, гранит и песчанник, привезённый из Швеции.
Изначально в 1627 году бурмистр Вильнюса Игнатий Дубович построил здесь деревянный храм для монахов-кармелитов, прибывших из Люблина.
К 1650 году на деньги вице-канцлера Стефана Христофора Паца был выстроен нынешний храм.
Ворота Зари, или Острая Брама
Изначально ворота назывались просто — Острым. Отсюда и название: Ostra Brama по-польски, Aštria broma по-литовски, Вострая брама — по-белорусски. Почему ворота называли острыми мнения расходятся. От формы самих ворот до улицы, которая сужалась к ним. А вот поэтичное Ворота Зари (Aušros Vartai, Врата Аушрос) появилось в газетах начала XX века, так как соответствовало идеям национального подъёма литовского народа.
Я заканчиваю Воротами Зари, так как за ними заканчивается Средневековый Вильнюс. Однако для многих путешественников город именно с них начинался. Они были одними из пяти ворот, ведущими в город (позднее — девяти). Их построили в 1503-22 годах. Позднее над аркой надстроили укрепление с пятью амбразурами, окружающие фреску с Христом, и аттиком, на котором сейчас изображена Погоня, герб Литвы.
Влево от Ворот Зари сохранён приличный кусок стены. Тетушки продают сувениры с лотков, летают голуби, ходят увечные попрошайки. На память приходит лавра в Сергиевом Посаде.
С внутренней стороны в 1671 году монахи-кармелиты построили часовню для хранения иконы Божьей Матери Остробрамской. Это самая почитаемая икона во всей Литве. К ней совершают настоящие паломничества и перед днями стоят на коленях. А всё потому что считается, что она исцеляет и чудотворит. Её почитают как католики, так и православные.
Икона относится к редкому типу иконописи, когда Богородицу изображают без Младенца. Специалисты утверждают, что её рисовал итальянец XVI века.
Изначально часовня была деревянной, но как водится сгорела. В 1722 году. Восстановили уже в камне. Современную версию в стиле классицизма построили уже в 1830 году.
Часовня соединена двухэтажной галереей (1830-1840 гг.) с соседним костёлом святой Терезы, о котором я уже рассказывал выше. Через неё-то и можно попасть к иконе.