Каньон реки Тара
Черногория очень гордится этим каньоном. И действительно, одна из самых маленьких стран владеет самым большим каньоном в Европе. Да и в мире он уступает лишь Гранд-Каньону в США.
Если говорить в числах, то это длина в 80 км при глубине ущелья в 1 300 м.
Сама река берёт начало на востоке Черногории (близко к Скадарскому озеру) и течёт на северо-запад. Уже за границей, на территории Боснии и Герцеговины, сливается с другой черногорской рекой Пивой и образует Дрину. Дрина является левым притоком Саввы, ну а Савва впадает в Дунай в черте Белграда.
Сам каньон реки Тары настолько большой, но даже не ощущается каньоном. Скорее уж долиной. Как например, соседняя долины Зеты, где стоят Никшич, Острожский монастырь и Цетинье.
Но виды открываются первостатейные! Вода в Таре просто нереально бирюзового цвета! Назвать этот цвет голубым даже язык не повернётся.
Если вы решите осмотреть каньоны Тары с автобусной экскурсией, то постарайтесь сесть справой стороны, так как вы будете ехать слева от реки. Иначе вам всю дорогу придётся смотреть на отвесную стену скал Динарского нагорья.
Если же вам не повезло, и вы сели слева, то в утешение вы сможете наслаждаться видами долины реки Зета на обратном пути. Увидите и знаменитый Острожский монастырь.
Мост Джурджевича
Через реку Тару перекинут пятипролётный Мост Джурджевича (серб. Мост на Ђурђевића), являющийся чудом инженерной. Общая длина составляет 365 метров. Местные гиды любят вспоминать при этой цифре о числе дней в году.
Однако пролёты распределены по мосту неравномерно. Четыре арки покоятся над пологим склоном каньона, а пятый — самый длинный (116 метров) повис над самой рекой. Тара бурлит белым и бирюзовым цветами на расстоянии 172 метра вниз. Отсюда-то и совершают адреналиновые прыжки с тарзанки (зип-лайны).
Можно подумать, что инженером моста был некто Джурджевич, но это не так. Джурджевич — это просто скромный землепашец, чья ферма стояла рядом с мостом. А построил его Миято Троянович. Об этом есть памятная табличка на мосту.
Троянович построил его в 1918 году. Тогда ещё не было ни Югославии, ни тем более Черногории. Здешние земли принадлежали Королевству сербов, хорватов и словенцев.
Во время Второй Мировой войны сюда пришли итальянские фашисты. И им приходилось бороться с партизанами. Вот черногорские партизаны и решили взорвать мост Джурджевича. Но взрывать нужно было с умом.
Нужно было взорвать только один центральный пролёт. Таким образом мостом уже нельзя было бы воспользоваться, зато после войны его легко восстановить. Самое главное было не затронуть пролета над Тарой и, как следствие, ни одной из опор.
Такой инженерный вызов принял на себя Лазарь Яукович, участвоваший в строительстве моста. Он правильно рассчитал количество взрывчатки и место её закладки. Всё удалось! Правда, самого Лазаря Яуковича итальянские фашисты поймали и расстреляли.
Будете исследовать Балканы, обязательно отыщите точку с координатами 43°09’01» с.ш. и 19°17’42» в.д..