Костёл Святых Петра и Павла и костёл Андрея Первозванного
Площадь Главного Рынка и Вавель соединяет Гродская улица (Grodska). Интересный факт, но эта улица старше самого Кракова. Просто раньше вместо неё проходил торговый тракт с севера на юг.
Прогуливаясь по Гродской, невозможно не остановиться на площади Марии Магдалены. Название происходит от несуществующей ныне церкви св. Марии Магдалены. На фотке два здания справа, белое и красное кирпичное, соединённые воедино — это Collegium Iuridicum, то есть Юридический факультет Ягеллонского Университета.
Здание слева — это Дом Малярня (Kamienica Malarnia) XIV века постройки. Сейчас в нём обосновался языковой Институт Сервантеса, продвигающий испанскую культуру.
Белое здание по центру кадра — это административное здание Университета Папа Римского Иоанна Павла II в Кракове. По сути, это отделившийся от Ягеллонского Университета Богословский факультет.
А теперь о двух храмах, о которых я расскажу подробнее, потому что они и задают ансамбль площади Святой Марии Магдалены.
Костёл Святых Петра и Павла
Пройти мимо костёла Святых Петра и Павла не представляется возможным, так как барочный лес скульптур сразу же бросается в глаза. Это первый костёл в Кракове, выстроенный в стиле барокко. Его построил итальянский архитектор Д. де Росси в XVI веке для иезуитов по заказу Петра Скарги.
Памятнику ему стоит на коринфской колонне перед фасадом храма. Петр Скарга (Piotr Skarga) не последняя фигура в истории Речи Посполитой. Он принадлежал к иезуитскому ордену. Между прочим, первый ректор Виленского Университета. По его трудам видно, да и современники отмечали, что его слог отличался каким-то по-барочному тяжёлым красноречием и тяготеющим к библейским пророкам. Пётр Скарга был образцом для Адама Мицкевича и Яна Матейко. Сам иезуит похоронен в подземной части собора.
Но вернёмся к петропавловскому костёлу. Он переходил от ордена к ордену, пока не попал в руки цистерцианского аббатства. Сейчас костёл принадлежит Ягеллонскому университету.
Интересно, что де Росси решил строить храм не в линию с другими домами на улице, а несколько заглубив. Это и образовало площадь Марии Магдалены. Архитектору понадобилось такое решение, чтобы люди, проходящие по Гродской могли охватить взглядом костёл не задирая вверх головы. Задумка де Росси удалась.
Другая задумка де Росси заключается в том, что фасад фактически полностью повторяет фасад главного храма иезуитов в Риме, построенного по проекту Микеланджело.
По четвергам внутри проходит показ маятника Фуко, самого длинного в Польше (46,5 м). Интересно и то, что с 2006 года в крипте костёла ведутся работы над созданием Национального Пантеона. Таким образом, краковчане хотят уподобить храм Святых Петра и Павла парижскому Пантеону.
Однако фасад, пусть и барочный, выглядит сиротливо без ограды со статуями двенадцати апостолов. Они-то и вызывают фантастический эффект от костёла.
Но поставили их гораздо позже, в начале XVIII века.
Костёл Андрея Первозванного (Kosciol Sw. Andrzeja)
Если стоять лицом к петропавловскому костёлу, то по правую руку от него окажется резко контрастирующий с ним костёл Андрея Первозванного.
Церковь Андрея Первозданного — это прекрасный образец романской архитектуры. В XVIII веке храм подвергся перестройке, в результате которой он получил барочные черты. Например, шлемы на башнях работы Фонтана. А вот внутреннее убранство церкви просто утопает в пышном барокко.
Почему-то, костёл мне очень напоминает церковь Михаила в Вене.
Костёл является настоящей крепостью. Так это единственный храм в Кракове, который выдержал татаро-монгольское нашествие.
В костёл находится обширная библиотека теологической литературы.