Прага — Страговский монастырь. Библиотека
Основную ценность для туристов в Страговском монастыре представляет именно Библиотека (Knihovna), состоящая из двух залов, Философского (Filosofický sál) и Теологического (Teologický sál), и соединяющего их Кабинета Курьёзов (Kabinet kuriozit). Иногда Теологический зал также называют Богословским, что можно считать более литературным переводом, но устаревшим.
Вход в Библиотеку платный и стоил на март 2018 года 120 чешских крон.
Философский Зал

Философский зал Страговского монастыря, Прага
К великому моему сожалению, в него нельзя войти, а можно лишь снимать стоя в проёме двери. В принципе это объяснимо: туристы — народ варварский, и вполне может испортить такой блестящий интерьер.
Впрочем, как потом выяснилось, нам ещё повезло! Мы просто заплатили за фотосъёмку и снимали столько, сколько хотели. А вот уже в 2013 году бабки-надсмотрщицы зорко следили за тем, чтобы каждый зал снимали только один раз. А потом начинали гонять.
Что тут можно сказать! Такой вал туризма портит Прагу.
Эти книжные шкафы выполнены из орехового дерева и их доставили в Прагу из другого, Лоуцкого монастыря, что в Знойме (Loucký klášter v Louce ve Znojmě). Зноймо — это небольшое местечко в Южной Моравии, на самой границе с Австрией. Драгоценные шкафы были слишком высоки для монастырского помещения, и поэтому специально под них в Философском зале подняли потолок.
Между прочим, до того, как помещение стало библиотекой, оно было зернохранилищем.
В этом зале хранятся образцы чешской литературы, причём это не только книгопечатные книги, когда они уже получили широкое распространение, но и первые инкунабулы. Есть также и манускрипты, графические листы, пергаменты IX века, старинные географические карты.
Жемчужинами считаются следующие два артефакта. Во-первых, Евангелие от 860 года (написанное, естественно, на латыни). Этот манускрипт считается одним из самых старых полных списков Священного Писания.
Во-вторых, это десять томов, которые монастырю подарила в 1813 году Мария-Луиза, жена Наполеона Бонапарта.
Роспись потолка делал венский художник Франц Антон Маульперч (Franz Anton Maulbertsch). Художник, конечно, средней руки, но написал много фресок на территории Чехии, Моравии, Венгрии и Австрии.
Теологический (Богословский) зал

Теологический зал Страговского монастыря, Прага
А это — второй, Теологический (он же Богословский) зал Страговского монастыря.
Здесь сохранён потолок. Причём и роспись, и лепнину на него делал здешний монах Сиард Носецкий (Siard Nosecký), он тоже был вполне востребованным стенописцем, но на землях Богемии.
Вообще, в монастыре с самого его основания была библиотека, но беда в том, что она практически полностью сгорала вместе с монастырём (в том числе и том 1258 году). И каждый раз монастырь отстраивали заново, а библиотеку пополняли книгам, которые приносили в дар или оставляли по завещанию. Конечно же, книги и просто закупали.
Уже в XVI веке библиотека была одной из самых больших в Богемии и насчитывала более трёх тысяч книг.
В 1648 году, когда шведы осадили Прагу, то они разграбили в числе прочего и Страговский монастырь. Захватчики попытались вывезти всю его библиотеку, но лишь девятнадцать ящиков было отправлено в Стокгольм, а основную часть книг монахи умело спрятали — они раздали фолианты на хранение горожанам. Шведским войскам даже в голову не прихода та мысль, что бесценные фолианты следует искать в бедных пражских лачугах.
Более того, когда в XVIII веке по приказу императора Иосифа II стали закрывать монастыри, не приносящие социальные пользу, Страговский наоборот выиграл от этого. Во-первых, возглавлявший его тогда аббат Майер доказал значимость монастыря за счёт того, что открыл общественную библиотеку. Во-вторых, именно в него свозили книги из закрываемых монастырей.
Эти глобусы привезены сюда не из близкого Нюрнберга, который славился в Средневековье как раз производством глобусов, а из далёкой Голландии. Все глобусы XVII-XIX веков.
Над дальним входом за решётчатыми желёзными дверцами хранились запрещённые книги. Какие конкретно это были книги и что с ними случилось к нашим дням, история умалчивает.
Кабинет Курьёзов
Кабинет курьёзов — это калька с чешского языка. В русском же нам намного привычнее — с лёгкой руки Петра I — немецкое слово Кунсткамера. Оба слова означают абсолютно одно и тоже, а именно тематическую коллекцию, стремящуюся к полноте во всём своём разнообразии и особенно к курьёзным вещам.
Как, например, в петербургской Кунсткамере такими образчиками являются заспиртованные младенцы и двухголовые телята. В той же Венеции, в музеях можно отыскать искусно сшитые чучела из фрагментов тел разных животных. Здесь, в Праге, особое притяжение испытывали к морской пучине и вытаскивали из океана самых настоящих гадов.
Такая тяга ко всяким монстрам, чудовищам и уродцам вообще специфична для эпохи барокко. В это время чужое и странное становится не предметом оголтелого истребления, но циничного интереса. Да, в эпоху барокко процветает институт придворных карликов, а Веласкес пишет свою знаменитую «Менины».
Что сказать, у каждого времени есть свои тёмные стороны, и ещё не было такой эпохи, которое не оказалось бы по-своему жестоким.
На фотках представлены такие морские гады. Лично во мне это засушенное чучело вызывает чувство омерзения, которого я стыжусь. А мой ужас в красках Гойи рисует, каким склизким этот морской чёрт бывает, пока ещё жив.
Да, я рафинированное растение цивилизации под названием Комфорт!
Положительной стороной таких Кабинетов Курьёзов и Кунсткамер стало начало современных музеев. Всех! Включая картинных галерей. Положительной стороной стала страсть к коллекционированию, которая и позволила каталогизировать по Карлу Линнею всё живое и дало развитие наукам.
Пара слов о стеклах в этих кабинетах. Оно само по себе представляет старину! Сейчас такое искажение не дает даже китайский ширпотреб! Иногда мне даже казалось, что это не стекло, а самая настоящая слюда.
Поэтому некоторые фотки так беспардонно бликуют. Не будем забывать, что первый и самый главный враг фототехники — это стекло!
Ксилотекой, как я выяснил, называется собрание книг в деревянным переплётом. Подозреваю, что для это использовались в том числе и ценные породы древесины, завозимые из Индии и Африки.
Впрочем, иногда под ксилотекой подразумевают коллекцию разных пород древесин, но пока что таких собраний в своих путешествиях я не встречал.
Был в шкафах и обыкновенный лосиный рог. Причём один, а даже не пара. Не думаю, что в лесах Богемии лось был чем-то таким уж диковинным. А даже если и был, то его весьма вероятно можно перепутать с оленем.
Думаю, что здесь уместно будет пересказать эту сцену из романа Мишеля Турнье «Лесной Царь». Речь шла о лесных угодьях где-то в Восточной Пруссии, то есть где-то под тогдашним Тильзитом и нынешним Советском.
Итак, тамошний прусский барон облюбовал одного красавца оленя, и каждую осень приказывал егерям находить сброшенную пару рогов. Каждую пару он вешал на стену своего охотничьего замка. И так продолжалось одиннадцать лет. На двенадцатый же год стену украсила сама оленья голова с рогами.
Но что этот рог может делать здесь, в Страговском монастыре? Можно пофантазировать и предположить, что его выдавали за рог какого-нибудь морского чёрта или тритона.
Каким-то чудным образом в коллекцию морских гадов затесался броненосец. Вряд ли теперь уже есть возможность выяснить, в качестве кого это чучело тут выставляли: как диковинного зверька с противоположного конца мира или как обитателя какого-нибудь подводного царства типа Атлантиды, где правит царь Нептун.
Есть и коллекция бабочек. Картина-натюрморт. Не будем забывать, что слово «натюрморт» переводится с французского как «мёртвая природа». Так вот, это настоящие засушенные бабочки, чьи тельца насадили на булавки и таким образом составили такую страшную картину.
Монахи коллекционировали не только морские диковинки, но и обычные птичьи гнёзда.