Икша

Улица Школьная с ДК в перспективе, Икша

Улица Школьная с ДК в перспективе

Икша — это рабочий посёлок с населением, чуть меньшим пяти тысяч человек. Находится по Савёловской железной дороге между Москвой и Дмитровом. На самом деле, это первый городоподобный населённый пункт по этому направлению, который не тяготеет к Москве. Огромные, по сравнению с Икшей, Лобня и Долгопрудный по сути уже стали спальными районами Москвы. А Икша — нет. Икша тяготеет уже к Дмитрову. Потому что до него проще, быстрее и дешевле доехать (на электричке). Тем более, что Дмитров является райцентром, и все госучреждения для рабпосёлка находятся именно здесь. Думаю, что большинство населения и работает в Дмитрове. В самой Икше работы толком нет, если только не кассиром в местном «Дикси».

Само название посёлка — Икша — древнее славян, расселившихся здесь. Оно досталось нам в наследство от финно-угорских племён, живших здесь задолго до. Чужеродность гидронима выдаёт окончание на -ша. Сравните, например, с Кидекшей под Суздалем.

Бывшая вечерняя средняя школа, улица Комсомольская, Икша

Бывшая вечерняя средняя школа на улице Комсомольская

Икша возникла на рубеже веков, причём несколько восточнее нынешнего положения, у подножья холма, на котором стоит сейчас. Икша находится на Клинско-Дмитровской гряде, чья высота подчас достигает 200 метров. В начале века Икша была выселком нынешнего села Игнатово.

До того здесь был просто брод через реку Икшу на дороге, ведущей от Дмитрова на Москву. С XVIII века Дмитровский Борисоглебский монастырь строит мельницу на реке. Причём сами монахи на ней не работают, а сдают в аренду крестьянам. Мельница просуществовала до 1907 года.

Ситуация начала меняться в 1870 году, когда решили проложить новую дорогу. Изначально она должна была проходить по верху Клинско-Дмитровской гряды, то есть через Игнатово. Однако дорогу пустили по низинам. В этом были заинтересованы два человека, дворянский помещик А.П. Головин и директор Яхромской фабрики Ф.Ф. Бордман. В результате дорога прошла через головинское имение в соседнем Деденёве и через фабрику Бордмана.

Пожарная каланча, Икша

Пожарная каланча

Тогда же Головин начал распродажу своего имения (около тысячи десятин) с целью образования дачного посёлка. Так оно и получилось. Дачники также стали оказывать давление, чтобы дорога проходила через Деденево.

Строительство дороги требовало большого объёма песка, гравия и булыжного камня. Местные крестьяне освоили их добычу. Их залежи обнаружились в местных холмах под слоем глины. В дальнейшем этот промысел стал основным для Икши, а песок, гравий и булыжник стали вывозить в Москву для мощения улиц.

К 1907 году Икши ещё не было, а было лишь 14 построек, разбросанных вдоль шоссе и на параллельных улицах. Станция Икша, два здания при ней, водокачка, водонапорная башня, два трактира с магазином, кузница, несколько жилых домов и уже упоминавшаяся монастырская мельница. Это и послужило началом для Икши.

Ещё сильнее ситуация изменилась, когда решили прорыть канал имени Москвы и соединить Москву-реку и Волгу. Между прочим, Клинско-Дмитровская гряда как раз является водоразделом притоков этих двух рек. По проекту канал должен был проходить как раз по территории старой Икши, и её перенесли западнее, на склон холма. Потом решили проложить Савёловскую ветку железной дороги, и Икша совсем залезла на холм. А село Игнатово оказалось заречным (точнее сказать, заканальным) выселком Икши.

Интересно, что в Икше гораздо чаще встречаются дубы, чем в Москве.

Бывший детсад, ныне досуговый центр "Радуга", улица Комсомольская, Икша

Бывший детсад, ныне досуговый центр «Радуга»

Что из себя представляет Икша на 2019 год? В вёдро посёлок похож на летний рай. Двухэтажная застройка 40-х и 50-х годов при широких дорогах располагает к летнему ничегонеделанию. Или такому идеальному фрилансерству. Но такое впечатление Икша создаёт лишь в солнечную погоду. А вот в слякотное межсезонье посёлок производит удручающее и депрессивное впечатление. Даже две центральные улицы Школьная и Комсомольская выглядят грязными.

ДК Икша "Клуб", Икша

ДК Икша «Клуб»

Центр посёлка определяется однозначно — это современное ДК Икша, построенное в конце 40-х — начале 50-х зданий досуговое здание. Ты приезжаешь на жд платформу «Икши», и идёшь по перпендикулярной улице в гору. И на самой вершине холма видишь ДК Икша.

Сначала здание служило для партийцев и комсомольцев, в девяностые в нём была воскресная церковь, сейчас на площадке перед ДК ставят новогоднюю ёлку и даже проводят местечковые ярмарки. Надобность для церкви отпала, так как через дом из него построили деревянную церковь Матроны Московской. Местные старожилы называли это здание просто — Клуб.

Сталинский дом на улице Школьной, Икша

Сталинский дом на улице Школьной

Вокруг Клуба действительно старые добротные дома, когда страну ещё не захлестнула хрущёвская застройка типовушками. Дома, в основном, двухэтажные. Иногда в них присутствуют даже элементы декора в виде намёка на фальш-колонны, полуэркера или ломанной крыши.

Улица Школьная, Икша

Улица Школьная

На северном конце Комсомольской улицы, переходящую в Рабочую, вы обнаружите более высотную пятиэтажную застройку. Это тот случай, когда окраина более живая и грозит стать центром. Её и строили по образцам спальных районов Подмосковья. И несмотря на очевидную хрущёвощность района (достроенного уже при Путине), дома отстоят на достаточном расстоянии друг от друга, что производит впечатление простора. Да и деревья ещё не выросли.

Самое старое здание Икши я не заснял, а это пожарная каланча 1903 года постройки. Её можно найти на Заовражной улице.

Железнодорожная станция, Икша

Железнодорожная станция

Обойдя за полчаса три главные улицы Икши спускайтесь вниз, к железнодорожной станции, Дмитровскому шоссе и каналу. Старожилы так и называли это место — Низ. Я это отлично знаю, так как мои бабушка и дедушка прожили в Икше полвека.

Водонапорная башня у станции, Икша

Водонапорная башня у жд станции

У станции до сих пор сохранилась водокачка. С её помощью заливали воду в локомотивы.

На самом деле, главная достопримечательность Икши, это два шлюза около неё, №5 и №6. Конечно, они не такие красивые, как шлюз №3 в Яхроме, украшенный каравеллами, но всё-таки определённый инженерный интерес представляют.

Шлюз №5, канал им. Москвы, Икша

Шлюз №5, канал им. Москвы

Попасть к шлюзам очень легко. Достаточно перейти на железнодорожным настилам вправо, если стоять спиной к Москве. Сначала вы перейдёте речку Икшу (или Икшанку), которая сейчас превратилась в ручеёк, а ещё в 70-х поднималась до уровня воды в канале. В ней даже намывали какие-то крохи золота. Кстати, старожилы говорили именно, что «икшанка» и «икшанский», а не как сейчас принято икшинский. Это связано именно с тем, что речка в половине случаев именовали Икшанкой.

Речка Икшанка (Икша)

Речка Икшанка (Икша)

Речка Икшанка (Икша)

Речка Икшанка (ещё одно фото)

Через шестой шлюз перекинут пешеходный мост, ведущий в Игнатово.

Шлюз №6, канал им. Москвы, Икша

Шлюз №6 канала им. Москвы

Стоит ли тратить хотя бы полдня и ехать в Икшу? Только если вы изъездили всю округу, а ехать на другой конец области вам лень. И ехать надо обязательно в хорошую погоду, в зимнюю слякоть здесь запросто можно подхватить не только насморк, но и депрессию.

Другие города Подмосковья