Иваново – Левобережье Уводи: Вознесенский посад
Памятник Н. Н. Бенардосу
Николай Николаевич Бенардос был изобретателем электродуговой сварки. Памятник сделал «любитель».
Родился Николай Николаевич в селе Бенардосовке Херсонской губернии. Странная фамилия греческого происхождения. Его дед Пантелеймон Егорович Бенардос был генерал-майором и участвовал в Отечественной войне 1812 года. Его портрет висит в Эрмитаже. А дед по материнской линии Василий Львович Свешников происходил из города Луха (это – Ивановщина) и был женат на Елизавете Львовне Демидовой. Да, она была из тех самых Демидовых.
Детство будущего изобретателя прошло в родительском имении в Новоукраинке, Херсонщина. В 1862 году поступает на медицинский факультет Киевского университета. И там изобретает зубную пломбу. Сделал её Бенардос из серебра. В 1866 году остааляет медицину и поступает в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. В 1867 году едет в Париж на Всемирную выставку.
В декабре 1867 году Николай Николаевич побывал в семейном имении своей матере в заштатном городке Лух. Тут он знакомится с Анной Алексеевной Лебедевой, дочерью хозяина постоялого двора. В следующем году они играют свадьбу и строят поместье «Привольное». При усадьбе Бенардос строит дом в турецко-японском стиле. С фонтаном, пагодами и пирамидой. Строит мастерские и кузницу, в которых ставит изобретательство на поток. Например, механическую прачечную, прообраз стиральной машины.
Учреждает на собственные деньги библиотеку и школу для крестьянских детей, первую и единственную в тех краях. Организует аптеку, из которой бесплатно выдаёт лекарства.
В 1873 году Бенардос ищобретает колёсный пароход-вездеход с поворотными лопастями. Он умел преодолевать перекаты и мели, а мельничные плотины обзодить по суше. В 1877 году этот чудо-пароход «Николай», названный в честь старшего сына, спустили на воду у Болдыревой пустыни, в 3 км от Луза. И «Николай» благополучно проплыл и реку Лух и Клязьму вплоть до Гороховца. Пароход доставили в Петербург, но чиновники и помышленники оставили его без внимания. «Николая» продали на слом и разобрали на дрова.
Но главные его изобретения касались сварки. Бенардос изобрёл электродуговую сварку, а потом ещё точечную и шовную.
Памятник Фрунзе
Установлен в Сквере мастеров в 1957 году. Скульптор – Ю. Г. Нерода, архитекторы – А. К. Ростовский и А. И. Толстопятов.
Цирк
Это уже второй цирк, построенный по типовому проекту на этом месте в 1978-83 годах.
А первое здание было деревянным. Более того, это был авангард 1930-х годов и первый советский государственный цирк. Его описание вошло в издание «Всеобщей истории архитектуры» и в учебники соответствующих ВУЗов. Макет хранится в Московском музее архитектуры.
Музей ивановского ситца
На первом перекрёстке от Театрального моста, напротив БИМа стоит модерновый особняк Бурылина. Построил его Александр Снурилов.
Музей открыли в 1987 году.
Музей промышленности и искусства
Напротив находится схожий по тематике музей. Всё те же ситцы и технология их производства.
До того особняк принадлежал Бурылину, влалельцу крупнейшей в России хлопкоочистительной фабрики.
Дом Горсовета
С четвёртой северо-восточной стороны стоит дом Горсовета, типичный образец ныне экзотичного конструктивизма. Построен в 1928-29 годах В. И. Панковым как раз по заказу Городского совета.
Памятник Д. Г. Бурылину в Литературном сквере
А вот и памятник Бурылину. Но памятник ему поставили не потому что он был заводчиком, а потому что он был ещё и меценатом. Строил школы и читальни для рабочих.
Памятник Ленину на плошади Ленина
Дом-корабль
Первое, на что нужно обратить внимание в Иваново, это на дом-корабль, располагающийся по адресу проспект Ленина, 49 (на пересечении с улицей Шестернина). Это яркий пример конструктивизма. Дом так назван из-за внешней схожести с кораблём — скошен один из торцов дома.
На самом деле, архитектор Фридман строил сразу два корпуса здания. Под кораблём подразумевают только тот, который располагается вдоль проспекта Ленина. Он строился для номенклатуры. Второй корпус находится под углом к первому (по сути, вдоль улицы Шестернина) и иронично называется «баржей», так как предназначался для рабочих.
Однако с момента постройки (1929-30 годы) дом ни разу не ремонтировался и сейчас находится в плачевном состоянии: балконы грозят обрушится, прогнили деревянные перекрытия, протекает кровля.
Иваново гордится конструктивисткой архитектурой 20-х годов. Это не только дом-корабль. Есть ещё дом-пуля, дом-подкова. Самое эффектное здание из всех — это дом-птица. Но по большому счёту впечатления не производят. Скажем, южное Лефортово в Москве застроено не менее интересным конструктивизмом. Или несколько улиц Каунаса в Литве.
Дом-птица
Как мы видим, Иваново можно назвать заповедником конструктивизма.
Железнодорожный вокзал в Иваново
Однако только в Иванове железнодорожный вокзал выполнен в конструктивистском стиле. Его построили по проекту московского архитектора В.М. Каверинского в 1930-34 гг. Здание подчёркнуто геометрично за счёт разносортных окон. Например, в правой части здания они хоть и вертикальные, но широкие, в левой — подчёркнуто горизонтально, в ризалите, разделяющем их — худощаво-вертикальны. Вход на вокзал находится между двумя эркерами, неотъемлемым декоративным элементом конструктивизма. Замечу, что центральный вход сдвинут сильно влево, что тоже свойственно духу экспериментаторства.
Здание дважды реконструировалось: в 50-х и 80-х.
Но старое здание вокзала, расположенное несколько восточнее, представляет ещё больший интерес. Он деревянный, выстроенный не в революционном тогда конструктивизме и традиционном для Иванова деревянном зодчестве. Его построили в 1894 году.
На вокзале ещё плохо видно, но всё-таки. В Иванове заметен индивидуальный архитектурный стиль Фомина красная дорика. Он заключается в упрощении классицизма, а точнее применение упрощённых ордерных форм. Вплоть до ризалитов. И всё это на фоне брутализма.