Которосльная набережная
Любая, даже самая короткая экскурсия по Ярославлю, обязательно пройдёт по Которосльной набережной. Мы не стали исключением и прошли весь километр церквей и храмов от Стрелки до Ярославского музея-заповедника.
Именно на Стрелке, согласно легенде, Ярослав Мудрый убил медведя, и именно тут администрация города вложилась больше всего в рамках празднования тысячелетия города. Говорят, что здешние фонтаны невероятно красивы, но мы были зимой. Вся Стрелка была заснеженным полем со столбом. И совершенно не было людей. Лишь пробежали тетушки делающие зарядку на бодрящем морозе. Потом по сугробам проехали два парня на горных велосипедах. Лепота!
Заканчивается Которосльная набережная у монастырских стен музея. В первый раз вижу монастырь, который берет плату за вход на территорию. 40 рублей, символическая плата. Но если вы хотите попасть в какие-то еще помещения, вам придется заплатить уже больше. Например, на экспозицию, посвящённую «Слову о полку Игореве» которое до сих пор считается фикцией времён русского романтизма.
Ярославль — это губернский город с московскими ценами, то есть он дороже Петербурга.
Успенский собор
Этот собор отстроили заново к тысячелетию Ярославля, причём он никак не повторяет того, который был разрушен при большевиках. Многим он не нравится своей монументальностью, которая подавляет. Более того, есть опасения, что под его весом оползёт высокий берег, но прошло восемь лет, а оползня, не случилось.
Обычно с новоделами у меня отношения не складываются, но этот новый символ города нашёл лазейку ко мне. Белый цветок из камня, расцветший на Стрелке Волги и Которосли — вот каким предстал он передо мной. Кувшинка или лилия. Но не роза. Что логично. В христианстве роза является аллегорией Христа, этот же храм посвящён Богородице которую можно вообразить в виде цветка лилии.
Извне храм украшен одним из главных ярославских промыслов изразцами, а также скульптурой рублёвской Троицей.
И обязательно стоит войти внутрь. Из полутьмы вы попадаете в центральную часть храма, освещаемую светом с неба. Сусальное золото со всего иконостаса деликатно, то есть не слепяще, блестит и производит светлые и радостные чувства в груди.
В этом храме я понял весь смысл того, зачем ставят свечи перед иконами. Представьте себе полумрак, скрывающий лик на иконе. Вам ничего не видно. Но вот вы ставите свечу. Она мерцает, танцует, играет. Иконное лицо приходит в движение, и с ним можно установить диалог.
Вот главное, что я вынес из посещения этого храма. И знаете, такой опыт является одной из главных вещей, которую можно привезти из путешествия.
Рядом с собором проектировалось построить не менее массивную звонницу, которая должна была перещеголять свою соперницу в монастыре, но это не произошло. Во-первых, она окончательно разрушила бы ансамбль Стрелки и набережных, во-вторых, под её весом берег мог оползти. В результате колокола подвешены на каких-то козлах. А что делать! Не оставляться же собор без колокольного перезвона!
Скульптура Троица Ветхозаветная
Думаю, я не ошибусь, если скажу, что для многих «Троица» Андрея Рублёва является символом православия. Поэтому реализация иконы в скульптуре выглядит достаточно претенциозно. Тем более, что Рублёв в силу своей гениальности смог передать всю бесплотность ангелов. В то же время скульптура в силу своих пластичности или монументальности является полной противоположностью бесплотности. Так что эта скульптура является достаточно спорной для меня.
А учитывая, что за Ярославлем я уже замечал столичные замашки, то и Троицу воспринял в таком же ключе.
Я ошибался!
Троицу изваял Николай Александрович Мухин, костромич по происхождению. Как и многие другие костромичи, он учился уже в Ярославле, причём, в Ярославском художественном училище. Николай Александрович вместе с учениками профессионально занимается росписью православных храмов, причём по всему миру: от Сербии до Японии, а его работы хранятся не только в местном Ярославском художественном музее, но и в Третьяковской галерее.
Я рассказываю это, чтобы подвести к мысли, что Мухин вполне может продолжать многовековую традицию ярославских стенописцев. Разумеется, с оглядкой на современные тенденции.
Так, что не всё так однозначно с этой скульптурой! Моё впечатление таково: если бы я не видел рублёвский оригинал, то скульптура мне однозначно понравилась бы. И хорошо вписывается в ансамбль набережной.
Слово «ветхозаветная» подчёркивает, что речь идёт о трёх ангелах, явившихся к Аврааму. Патриарх встретил их хлебосольно, и награду за гостеприимство Господь даровал его жене Сарре забеременеть Исааком. История о радушном приёме трёх усталых странников, кочует из народа в народ и имеет доисторические корни. Сравните, например, с древнегреческой легендой о Пигмалионе и Галатее.
Некоторые люди называют скульптуру «Три женщины» или даже «Три девицы под окном». Смешно, однако подчёркивает, что Мухину – вслед за Рублёвым – удалось передать отсутствие рода у ангелов.
Церковь Николы Рубленого
Это следующий храм по Которосльной набережной. Как видно из названия, церковь посвящена Николаю Чудотворцу и в старые времена располагался в Рубленом Городе. Он чуть не единственный уцелел от этого самого Города. Кстати, была построена в 1695 году.
Церковь Спаса на Городу
В деревянном виде была отстроена ещё в период Ростовского княжества на торгу, отчего и получила своё название, но в 1658 году сгорела. Спустя почти два десятка лет в 1672 году была отстроена в каменном виде. Что-то ещё интересного я о ней не нашёл. Хотя нет, вру! У неё доставляет одно названий — Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу.
Продолжаем нашу прогулку по Которосльной набережной. Одна из шести знаменитых беседок на волжских набережных, выполненный в форме ротонды в классическом стиле. Подобные есть в Костроме и даже в Туле.
Церковь Архангела Михаила
Третья церковь от Успенского храма и последняя перед Спасо-Преображенским монастырём. По преданию именно в ней хранились такие знаменитые иконы, как Смоленская икона Божией матери, Владимирская икона Божией матери и икона Архангела Михаила.
Часовня Казанской Богоматери
Которосльная набережная заканчивается Часовней Казанской Богоматери. Эту постройку знает каждый русский, потому что она изображена на тысячерублёвой купюре. Так что есть определённая фича в том, чтобы увидеть в живую то, что столько раз держал в руках.
Постройка имеет довольно-таки странный вид, особенно для православия. Некоторые утверждают, что она напоминает ракету, взмывающую в космос (видимо, с Байконура), мне же она представляется сталагмитом.
Место очень популярное среди ярославцев. Именно сюда любят приезжать молодожёны во время прогулки. Хотя причина может быть и более прозаичной – от парковки до неё идти ближе всего. Тут же влюблённые вешают свои замки – им ещё предстоит пить шампанское и бить бокалы на своей свадьбе.
Часовня имеет не столько религиозный характер, сколько исторический и напоминает городу и всем гостям о наивысшем расцвете Ярославля, то есть о 1612 годе, когда Москва была взята поляками, а Ярославль играл роль временной столицы Руси.
Известно, что ополчение собрал в Нижнем Новгороде Кузьма Минин, полководцем выбрали князя Дмитрия Пожарского, и тот повёл войско вверх по Волге – до Ярославля. А 27 июля 1612 года ополчение двинулось на Москву по нынешним «Холмогорам» – через Троице-Сергиеву Лавру.
По легенде, в Ярославле ополченцы нашли икону Казанской Божьей Матери и взяли её с собой. Благодаря её «участию» в том ополчении, начинается её широкое почитание – наравне со Смоленской и Владимирской.
От обретения иконы (если по-церковному) или одному из её списков (так говорят историки) и происходит название часовни.
Эх, всё-таки люблю я ездить по русским городам. Признаться, в школе имена Минина и Пожарского были для меня пустым звуком, но побывав в Нижнем и Ярославле, они ожили для меня.