Калининград – районы Ластадия и Лаак

В 1356 году Великий магистр Тевтонского ордена Винрих Книпроде даёт Альтшатадту, Лёбенихту и Кнайпхофу разрешение на строительство складов и причалов на прилегающих к Прегелю территориях. Так Кнайпхоф «колонизирует» будущий Форштадт, Лёбенихт – Ангер, а Альтштадт – Лаак.

Ластадия

Ластадия, набережная Петра Великого, Калининград

Ластадия, набережная Петра Великого, Калининград

Ластадия (Lastadie) – это самый маленький исторический район Кёнигсберга. Возник в 1327 году, когда Альтштадт перенёс сюда склады с Кнайпхофа.

Вообще же это слово, которое сами немцы произносили как лаштадя, обозначает, во-первых, корабельный балласт, во-вторых, место для разгрузки судов.

Лаак

Калининградский порт

Калининградский порт

Немецкое название Лаак (Laak) происходит от балтийского слова lak – болотистая местность. Располагается ниже Кнайпхофа по течению Преголи на её правом берегу и заканчивается на Московском проспекте. Дальше начинается уже Нойроссгартен.

Делится по Мариупольской улице на Оберлаак к западу от неё и Унтерлаак к востоку, то есть на Верхнее и Нижнее Болота.

Лаак – всегда был колоритным районом. Раньше за счёт фахверковых складов, а сейчас – порта и Музея Мирового океана, настоящая гордость города. Не Кёнигсберга, а именно Калининград. Открывается музей в 1994 году.

Памятник рыбакам и памятник Николаю Чудотворцу, Набережная Петра I, Калининград

Памятник рыбакам и памятник Николаю Чудотворцу, Набережная Петра I, Калининград

Первой достопримечательностью является белый монумент, носящий название «Пионерам освоения Атлантики». Установлен в честь рыбаков, которые в 1948 и 1949 годах отправились в Атлантический океан в первую и вторую сельдяные экспедиции. Установлен в 1978 году.

Памятник рыбакам и памятник Николаю Чудотворцу, Набережная Петра I, Калининград

Памятник рыбакам и памятник Николаю Чудотворцу, Набережная Петра I, Калининград

В народе известен также под названием «Памятник разбитому стакану».

Памятник рыбакам и памятник Николаю Чудотворцу, Набережная Петра I, Калининград

Памятник рыбакам и памятник Николаю Чудотворцу, Набережная Петра I, Калининград

В декабре 2009 года к нему добавили скульптуру Николаю Чудотворцу, как морскому покровителю.

С этого ракурса кажется, что именно Святой Николай вёл рыбаков в тех экспедициях.

Стелла со списком погибших кораблей, набережная Петра I, Калининград

Стелла со списком погибших кораблей, набережная Петра I, Калининград

Рядом я почему-то не заснял стеллу со списком погибших кораблей. Вряд ли и этот список кто-то сможет прочесть хотя бы до середины.

Судно СРТ-129, набережная Петра I, Калининград

Судно СРТ-129, набережная Петра I, Калининград

Средний рыболовный траулер СРТ-129. Спущен на воду в 1950-х годах.

Плавучий маяк "Ирбенский", набережная Петра I, Калининград

Плавучий маяк «Ирбенский», набережная Петра I, Калининград

Судно плавучий маяк «Ирбенский».

Марина, набережная Петра Великого, Калининград

Марина, набережная Петра Великого, Калининград

Яхтенная гавань (марина).

Куренас, набережная Петра I, Калининград

Куренас, набережная Петра I, Калининград

А это куренас (литовский –Kurėnas, немецкий – Kurenkahn). Так назывались рыбацкие плоскодонки под парусом в Куршском заливе. Курши-рыбаки строили их из дуба. Плавали они от Лабиау до Мемеля аж до середины XX века. Этот куренас коротенький, но длина отдельных экземпляров доходила до 14 метров. Так как Куршский залив мелководен, то и осадка у судна маленькая – всего 40 см.

Интересны вымпелы у куренасов. У каждого населённого пункта вокруг Куршского залива есть свой собственный. И сейчас, в литовских городах типа Ниды и Клайпеды их копии продаются ч качестве сувениров.

Хомлин на кораблике, набережная Петра I, Калининград

Хомлин на кораблике, набережная Петра I, Калининград

Хомлин на кораблике.

Хомлин на кораблике, набережная Петра I, Калининград

Хомлин на кораблике, набережная Петра I, Калининград

Музей Мирового океана и Семь футов под килем, набережная Петра I, Калининград

Музей Мирового океана и Семь футов под килем, набережная Петра I, Калининград

Музей Мирового океана и Семь футов под килем.

Музей Мирового океана, набережная Петра I, Калининград

Музей Мирового океана, набережная Петра I, Калининград

Научно-исследовательское судно «Витязь»

Научно-исследовательское судно "Витязь", набережная Петра Великого, Калининград

Научно-исследовательское судно «Витязь», набережная Петра Великого, Калининград

Это судно сделало 65 научных рейсов, наплавало 800 000 миль. На его борту сформировалась школа русской океанологии и с его борта в 1957 году измерили глубину Марианской впадины, то есть самой глубокой точки на планете. Она составила 11 022 метра.

Длина этого титана составляет 109,44 метра, высота до верхней палубы 8,75 метра. Численность экипажа – 66 человек, плюс научный состав в 70 человек.

А построили его под названием Mars в бремерхафенской верфи Schichau в 1939 году. Бремерхафен – это порт Бремена, находящийся в устье Везера, впадающего в Северное море. Собственно, название города переводится, как Бременская гавань. А «Шихау» владела верфями не только в Бремене, но и в Данциге с Кёнигсбергом.

Mars был сухогрузом, предназначенным для рейсов в Испанию. В войну перевёз около 20к беженцев, а сразу после по репатриации был передан Великобритании под названием «Эмпайр Форт», а потом его получил СССР с названием «Экватор». Сначало состояло в торговом Балтийском флоте, а в 1947 году его присмотрел себе Институт океанологии. Переименован в «Адмирала Макарова», а уже потом в «Витязя». В последующие два года его переоборудовали в научно-исследовательское судно. Портом приписки стал Владивосток.

В 1992 году «Витязя» передали Музею Мирового океана.

Плуговой снегоочиститель, набережная Петра Великого, Калининград

Плуговой снегоочиститель

Плуговой снегоочиститель.

Солнечные часы, набережная Петра I, Калининград

Солнечные часы, набережная Петра I, Калининград

Солнечные часы.

Солнечные часы, набережная Петра I, Калининград

Солнечные часы, набережная Петра I, Калининград

Открытая спасательная шлюпка барка "Крузерштерн", набережная Петра I, Калининград

Открытая спасательная шлюпка барка «Крузерштерн», набережная Петра I, Калининград

Открытая спасательная шлюпка барка «Крузерштерн».

Станок-качалка СК-3-1,2-630, набережная Петра I, Калининград

Станок-качалка СК-3-1,2-630, набережная Петра I, Калининград

Станок-качалка СК-3-1,2-630.

Малый подъёмный железнодорожный мост, набережная Петра I, Калининград

Малый подъёмный железнодорожный мост, набережная Петра I, Калининград

Малый подъёмный железнодорожный мост.

Здание старого порта, набережная Петра Великого, Калининград

Здание старого порта, набережная Петра Великого, Калининград

Здание старого порта.

Скамейка Иммануила Канта, набережная Петра I, Калининград

Скамейка Иммануила Канта, набережная Петра I, Калининград

Скамейка Иммануила Канта.

Армиллярная сфера.

Судно "Космонавт Виктор Пацаев", набережная Петра I, Калининград

Судно «Космонавт Виктор Пацаев», набережная Петра I, Калининград

Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев». Это последнее уцелевшее судно космической флотии СССР. Его длина ещё больше, чем у «Витязя» – 122 метра.

Фонтан Путти

Фонтан путти, набережная Петра Великого, Калининград

Фонтан путти, набережная Петра Великого, Калининград

За корпусом музея стоит Фонтан Путти работы Станислава Кауэра, автора памятника Шиллеру.

Кауэр сделал фонтан в 1908 году из ракушечника и экспонировал его на выставке в Позене (ныне Познань). Польский город захотел купить фонтан, но Кауэр предпочёл ему кёнигсбергских заказчиков.

Так в 1911 году его установили на Пфердемаркт, что располагался на углу Штайндамма и Постштрассе. Но долго Puttenbrunnrn там не простоял. Площадь использовали для автомобильного движения, и он мешал трафику.

Перенесли к гауптвахте у Замка. И только благодаря замковым стенам он уцелел во время авианалётов. Теперь фонтан переместили на улицу Вагнера во двор университетской клиники (теперь это портовая больница).

И только в 2010 году Путти передали музею Мирового океана, где он и стоит сейчас.

Пакгауз, набережная Петра Великого, Калининград

Пакгауз, набережная Петра Великого, Калининград

Пакгауз.

Пакгауз, набережная Петра Великого, Калининград

Пакгауз, набережная Петра Великого, Калининград

Павильон Куб Воды, набережная Петра I, Калининград

Павильон Куб Воды, набережная Петра I, Калининград

Павильон Куб Воды.

Дизель-электрическая подводная лодка Б-413 проекта 641, набережная Петра Великого, Калининград

Дизель-электрическая подводная лодка Б-413 проекта 641, набережная Петра Великого, Калининград

Дизель-электрическая подводная лодка Б-413 проекта 641. Вышла из верфи в 1967 году.

Маячный туманный колокол, набережная Петра I, Калининград

Маячный туманный колокол, набережная Петра I, Калининград

Маячный туманный колокол.

Гидросамолёт Бе-12, набережная Петра I, Калининград

Гидросамолёт Бе-12, набережная Петра I, Калининград

Гидросамолёт Бе-12.

Лежит валун с табличкой, что на его месте будет возведён в честь Святого Николая. Главное, что он будет построен по проекту Фёдора Конюхова.

Вокзал Холлэндербаум, набережная Петра I, Калининград

Вокзал Холлэндербаум, набережная Петра I, Калининград

Вокзал Холлэндербаум. Двухъярусный мост.