Калининград – районы Ластадия и Лаак
В 1356 году Великий магистр Тевтонского ордена Винрих Книпроде даёт Альтшатадту, Лёбенихту и Кнайпхофу разрешение на строительство складов и причалов на прилегающих к Прегелю территориях. Так Кнайпхоф «колонизирует» будущий Форштадт, Лёбенихт – Ангер, а Альтштадт – Лаак.
Ластадия
Ластадия (Lastadie) – это самый маленький исторический район Кёнигсберга. Возник в 1327 году, когда Альтштадт перенёс сюда склады с Кнайпхофа.
Вообще же это слово, которое сами немцы произносили как лаштадя, обозначает, во-первых, корабельный балласт, во-вторых, место для разгрузки судов.
Лаак
Немецкое название Лаак (Laak) происходит от балтийского слова lak – болотистая местность. Располагается ниже Кнайпхофа по течению Преголи на её правом берегу и заканчивается на Московском проспекте. Дальше начинается уже Нойроссгартен.
Делится по Мариупольской улице на Оберлаак к западу от неё и Унтерлаак к востоку, то есть на Верхнее и Нижнее Болота.
Лаак – всегда был колоритным районом. Раньше за счёт фахверковых складов, а сейчас – порта и Музея Мирового океана, настоящая гордость города. Не Кёнигсберга, а именно Калининград. Открывается музей в 1994 году.
Первой достопримечательностью является белый монумент, носящий название «Пионерам освоения Атлантики». Установлен в честь рыбаков, которые в 1948 и 1949 годах отправились в Атлантический океан в первую и вторую сельдяные экспедиции. Установлен в 1978 году.
В народе известен также под названием «Памятник разбитому стакану».
В декабре 2009 года к нему добавили скульптуру Николаю Чудотворцу, как морскому покровителю.
С этого ракурса кажется, что именно Святой Николай вёл рыбаков в тех экспедициях.
Рядом я почему-то не заснял стеллу со списком погибших кораблей. Вряд ли и этот список кто-то сможет прочесть хотя бы до середины.
Средний рыболовный траулер СРТ-129. Спущен на воду в 1950-х годах.
Судно плавучий маяк «Ирбенский».
Яхтенная гавань (марина).
А это куренас (литовский –Kurėnas, немецкий – Kurenkahn). Так назывались рыбацкие плоскодонки под парусом в Куршском заливе. Курши-рыбаки строили их из дуба. Плавали они от Лабиау до Мемеля аж до середины XX века. Этот куренас коротенький, но длина отдельных экземпляров доходила до 14 метров. Так как Куршский залив мелководен, то и осадка у судна маленькая – всего 40 см.
Интересны вымпелы у куренасов. У каждого населённого пункта вокруг Куршского залива есть свой собственный. И сейчас, в литовских городах типа Ниды и Клайпеды их копии продаются ч качестве сувениров.
Хомлин на кораблике.
Музей Мирового океана и Семь футов под килем.
Научно-исследовательское судно «Витязь»
Это судно сделало 65 научных рейсов, наплавало 800 000 миль. На его борту сформировалась школа русской океанологии и с его борта в 1957 году измерили глубину Марианской впадины, то есть самой глубокой точки на планете. Она составила 11 022 метра.
Длина этого титана составляет 109,44 метра, высота до верхней палубы 8,75 метра. Численность экипажа – 66 человек, плюс научный состав в 70 человек.
А построили его под названием Mars в бремерхафенской верфи Schichau в 1939 году. Бремерхафен – это порт Бремена, находящийся в устье Везера, впадающего в Северное море. Собственно, название города переводится, как Бременская гавань. А «Шихау» владела верфями не только в Бремене, но и в Данциге с Кёнигсбергом.
Mars был сухогрузом, предназначенным для рейсов в Испанию. В войну перевёз около 20к беженцев, а сразу после по репатриации был передан Великобритании под названием «Эмпайр Форт», а потом его получил СССР с названием «Экватор». Сначало состояло в торговом Балтийском флоте, а в 1947 году его присмотрел себе Институт океанологии. Переименован в «Адмирала Макарова», а уже потом в «Витязя». В последующие два года его переоборудовали в научно-исследовательское судно. Портом приписки стал Владивосток.
В 1992 году «Витязя» передали Музею Мирового океана.
Плуговой снегоочиститель.
Солнечные часы.
Открытая спасательная шлюпка барка «Крузерштерн».
Станок-качалка СК-3-1,2-630.
Малый подъёмный железнодорожный мост.
Здание старого порта.
Скамейка Иммануила Канта.
Армиллярная сфера.
Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев». Это последнее уцелевшее судно космической флотии СССР. Его длина ещё больше, чем у «Витязя» – 122 метра.
Фонтан Путти
За корпусом музея стоит Фонтан Путти работы Станислава Кауэра, автора памятника Шиллеру.
Кауэр сделал фонтан в 1908 году из ракушечника и экспонировал его на выставке в Позене (ныне Познань). Польский город захотел купить фонтан, но Кауэр предпочёл ему кёнигсбергских заказчиков.
Так в 1911 году его установили на Пфердемаркт, что располагался на углу Штайндамма и Постштрассе. Но долго Puttenbrunnrn там не простоял. Площадь использовали для автомобильного движения, и он мешал трафику.
Перенесли к гауптвахте у Замка. И только благодаря замковым стенам он уцелел во время авианалётов. Теперь фонтан переместили на улицу Вагнера во двор университетской клиники (теперь это портовая больница).
И только в 2010 году Путти передали музею Мирового океана, где он и стоит сейчас.
Пакгауз.
Павильон Куб Воды.
Дизель-электрическая подводная лодка Б-413 проекта 641. Вышла из верфи в 1967 году.
Маячный туманный колокол.
Гидросамолёт Бе-12.
Лежит валун с табличкой, что на его месте будет возведён в честь Святого Николая. Главное, что он будет построен по проекту Фёдора Конюхова.
Вокзал Холлэндербаум. Двухъярусный мост.