Площадь Победы
Если собор это исторический центр города и воплощает собой Кёнигсберг, то Площадь Победы стал средоточием современного Калининграда. Самым убедительным аргументом того является то, что сами калининградцы называют её просто Площадь.
Никакое другое место в городе не отражает его изменяемость и текучесть, как площадь Победы. Пока это была Восточная Пруссия, она называлась Ганза-Плац (Hansaplatz). В честь того, что город входил в торговый союз Ганзы.
С приходом к власти фашистов площадь переименовали в Адольф-Гитлер-Плац. Символично, что после передачи города её переименовали в площадь Победы.
Но это ещё не всё! В 1953 году на ней установили памятник Сталину. В 1958 его заменили на памятник Ленину, а предшественника перенесли в сквер на Театральной улице.
В 1996 году справляли 750-летие города, и в честь этого провели реконструкцию главной площади города.
Построили Храм Христа Спасителя. Убрали и памятник Ленину. Этот перенесли в сквер перед Домом Искусств. И возвели Триумфальную колонну. Колонна несомненно отсылает к Александрийской колонне в Петербурге. Типа единственные два евроглазых города среди азиатчины России.
Сейчас вокруг площади стоят здания администрации, бизнес-центры и торговые моллы. В общем, жизнь города протекает именно здесь.
Храм Христа Спасителя
Для Русской православной церкви храм стал очень важным. Он стал первым храмом, построенным по православным канонам, на прусской земли. То есть первым в истории.
До того все православные службы велись в храмах, переделанных из лютеранских кирх и католических костёлов.
По архитектуре. Википедия путается в показаниях. Сначала говорит, что храм Христа Спасителя строили во владимиро-суздальском стиле, а потом, что за образец брали псковские храмы. Как по мне, он не похож ни на первые, ни на вторые.
Псковские храмы — приземлённые. Для них характерна игра линий за счёт скатов крыш. Единственный храм, на который он похож, это Свято-Троицкий собор. И то только тем, что высота намного превышает занимаемую площадь. Кстати высота Христа Спасителя — 73 метра.
Владимиро-суздальский стиль отличается пропорциями, и высота храма стремится сравняться в его длиной и шириной.
Как по мне, он чем-то неуловимым похож на храм Христа Спасителя в Москве. В них обоих присутствует современная жилка, но остаётся фундамент традиции.
Часовня Святых Петра и Февроньи
Рядом (справа, если стоять лицом к фасаду) построили часовню Святых Петра и Февроньи. Часовня выдержана в том же стиле и организует с храмом единый ансамбль.
Часовня по архитектуре интереснее самого храма. Она как бы сдвоена из двух одинарных храмов, и тем самым выражает православную любовь Петра и Февроньи. Особенно это заметно по сдвоенному куполу.
К сожалению отдельной фотки нет, но на заглавной интересный купол разглядеть можно.
Триумфальная колонна
Северный вокзал
Я уже говорил, что площадь Победы окружена современными торговыми центрами. Современными в том смысле, что они аляповатые и с использованием стекла. За одним из них «Калининградский пассаж» скрывается Северный вокзал.
Северный вокзал сообщается с балтийскими курортами Светлогорском и Зеленоградском.
А также использовался для товарных составов, доставлявшие груз от Балтийского моря в город. Этим и объясняется старое название площади — Ганзейская.
«Борющиеся зубры»
От Площади на запад уходит проспект Мира и почти сразу же попадает в так называемый «судейский квартал». В сквере перед Дворцом правосудия (бывшим Верховным Судом Восточной Пруссии) в 1912 году установили скульптуру «Борющиеся зубры». Сделал их берлинец анималист Август Гауль.
Среди студентов символы Пруссии также известны под названиями «Адвокат и прокурор» и «Быки». Интересно, что сам автор никакой аллегории в скульптуру не вкладывал. Его вообще ничего не интересовало, кроме красоты животных. По другой интерпретации зубры являются символом Восточной Пруссии. Ровно также, как эти животные символичны для Литвы и Беларуси.
После победы в 1945 году зубров оттащили к зданию областной администрации, а потом, когда туда въехала партийная власть, переместили в зоопарк. Сочли логичным, чтобы бронзовые животные находились среди живых.
В 60-х, когда была хрущёвская оттепель, в зубрах увидели идеологически выдержанную аллегорию. Якобы в этом суде происходил процесс над социал-демократами, а их защищал коммунист-мученик Карл Либкнехт. И зубры всё это символизируют, поэтому их надо вернуть на место. На самом деле процесс шёл в Королевском замке.
Существует традиция красить им яйца на Пасху и на «экватор».
Здание полицейского президиума
Штаб Балтийского флота
Пётр I
Памятник Шиллеру
Чуть подальше, в скверике перед театром сохранился памятник Шиллеру. Сам писатель в Кёнигсберге никогда не был и вообще отзывался о нём, как о «городе бюргеров и филистёров (обывателей)».
Скульптор Станислав Кауэр получил заказ в 1905 году, к столетию со смерти поэта. Моделью для Шиллера послужил докер. Памятник открыли 10 ноября 1910 года, в день рождения поэта. Сначала он стоял у городского театра, а в 1936 году переехал сюда.
Есть легенды, почему памятник сохранился. По одной из них немецкую надпись на постаменте замазали, а вместо неё написали «Памятник неизвестному партизану». Видимо, потому что автор «Разбойников». По другой, кто-то на груди у него написал по-русски: «Не стреляйте! Это пролетарский поэт!»
Но всё-таки часть горла ему снесло осколком. С тех пор в Калининграде ходила шутка, что во всём городе не пьёт только Шиллер. Горло-то дырявое.
Южнее Театральной улицы находится верстовой столб.
А это здание, так похожее на сталинку, в 1923-38 годах было предоставлено генеральному консульству СССР в Кёнигсберге.
За театром уже начинается зоопарк.
Покорителям ближней Вселенной