Кафедральный собор Божьего Тела, Девы Марии, Адальберта Пражского и Всех Святых
Самая известная, открыточная и значимая достопримечательность Калининграда — это, конечно же, его собор.
Изначально собор строили в Альтштадте в 1302 году, но быстро стало ясно, что он не вмещает свой быстро растущий приход. А тут Кнайпхоф обзаводится Кульмским правом, поэтому в 1333 году Тевтонский орден разрешает епископу строить собор на острове.
Сначала хотели построить храм-крепость, но магистр Тевтонского ордена Людвиг Брауншвейгский решил, что это должно быть просто культовое сооружение. Расчёт был прост: ему не нужен был военный объект рядом с замком на расстоянии выпущенной стрелы. Не забываем, что но всё-таки это были разные города.
Чтобы выдержать многотонный вес собора в болотистую почву загнали около тысячи свай.
Первым закончили неф уже спустя пять лет в 1388 году. Сначала он был один. Тот, который в других соборах является центральным и высоким. Сейчас эта часть называется Высокими хорами. Далее к западу пристроили уже стандартную трёхнефную структуру – Низкие хоры.
После основания Университета собор становится для него приходской кирхой.
Башни появились два века спустя в 1533 году. И в южной, часовой башне разместили Валердарскую библиотеку, содержавшую уникальную коллекцию книг.
Длина собора составляет 80 метров, а высота – 50,5 метров.
Ещё в 90-е собор представлял собой живописные руины, грандиозную могилу Канта. А реконструкцией занялись в в 1992-98 годах.
Иммануил Кант. Биография
В 1724 году замок Кёнигсберг и три независимых города Альтштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф объединяются в единый город Кёнигсберг. В том же году рождается самый известный его сын, чьё имя равно понятию Философии, Иммануил Кант.
Он рождается 22 апреля в доме, на месте которого стоит хрущёвка с адресом Ленинский проспект, 42. Напротив госпиталя Святого Георга. Кант будет ходить в школу при нём. До него в семье уже было три брата и семь сестёр.
Позже отец отправит его в гимназию «Фридрихс-Коллегиум» на изучение богословия. Обучение уже тогда было социальным лифтом. Георг Кант был шорником. Таким образом Иммануил из сословия ремесленников переходил в учёные.
В 1740 году он поступает в Кёнигсбергский университет и становится «гражданином Академии». По факту это означало, что он полностью был под юрисдикцией университета, то есть независим от города и государства.
Кажется, что Кант был душой без тела, никогда не был женат и возможно до смерти оставался девственником. Но иногда с друзьями он играл в бильярд и выигрывал у них деньги.
Считается, что философ ни разу в жизни не выезжал из города, что неправда. После смерти отца в 1748 году Иммануила пришлось покинуть Кёнигсберг из-за крайней бедности. Ему предложили стать частным учителем для баронских детей Кейзерлингов, и он целых 6 лет проживал в их доме в Юдшене (нынешняя Веселовка близ Черняховска). Сейчас в этой деревне этот восстановленный дом Канта является единственной достопримечательностью. Нет ни руин кирхи, ни новодельного православного храма.
Такое заблуждение, думаю, появилось из-за мемориальной доски, которую повесили 12 мая 1947 года. Она гласила: «Иммануил Кант, 1724–1804. Крупный буржуазный философ-идеалист. Родился, безвыездно жил и умер в г. Кёнигсберге».
Но Кант действительно почти никуда не выезжал считая, что Кёнигсберг представляет собой мир в миниатюре.
В 1756 году он возвращается в Кёнигсберг и спустя какое-то время покупает домик на Принцессен-штрассе, 2. Это совсем недалеко от Замка. Сейчас и здесь проходит Ленинградский проспект.
Иммануил Кант. Анекдоты
Характер у философа был эксцентричным. Был склонен к меланхолии и ипоходрии. И если первое тогда было трендом, то второе у него проявлялось в чудаковатости. Кант любил читать медицинскую литературу, и всегда находил у себя симптомы всех болезней. А так как он считал, что врачи не могут ему помочь, с лекарства вредны, то раз и навсегда разработал для себя распорядок дня по минутам. Может быть, поэтому он прожил 80 лет не болея. А может быть потому что ипохондрия была всего лишь ипохондрией.
Итак, Канта в 4:45 утра будил слуга Мартин Лампе (Martin Lampe) со словами «Время пришло!» («Es ist Zeit!») и два часа писал. С 7 до полудня он преподавал.
Потом обедал. Он ел один раз в сутки. Сотрапезников у него всегда бяло не менее числа граций (трёх), но не более числа муз (девяти). В доме он держал только 6 столовых приборов. Причём за едой он никогда не говорил о философии.
Далее он прогуливался. Всегда в одиночестве, чтобы ни с кем не говорить, так кае вдыхаемый холодный воздух вреден для его суставов. Гулял по одному и тому же маршруту вдоль порта до Фридрихсбургской крепости. Этот маршрут теперь известен как «философская тропа». И в порту даже стоит Философская скамейка. Якобы, он доходил до этого места.
Кант выполнял распорядок дня минута в минуту, и люди буквально по нему сверяли часы. Дважды он опаздал – и люди незадумываясь перевели часы. Один раз он зачитался романом Руссо «Эмиль, или О воспитании», в другой – он был разбит новостью о Великой Французской Революции.
Ложился спать Кант в 22:00.
Пара слов о его слуге Мартине Лампе. Это был старый солдат из Вюрцбурга, который поступил на службу к Канту после выхода на пенсию. И прослужил у него сорок лет. У Лампе была жена Анна Шарлотта и их общая дочь. В конце концов Кант уволил Мартина, потому что он пил.
Могила Иммануила Канта
В 1804 году великий философ умирает. Считается, что 12 февраля в час дня он попросил стакан воды, а когда попил, то произнёс «Gut», то есть «Хорошо».
Его хоронят в соборе, одетым в профессорскую мантию. Он последний, кого хоронят в нём, так как больше не остаётся места. Между смертью и погребением проходит 16 дней, так как стояли такие суровые морозы, что никак не удавалось выкопать могилу.
Сначала это был Профессорский аркадный зал (Professorengewölbe), в котором хоронили всех альбертинских профессоров с 1587 года. Его друг Шеффнер построил проход над профессорским могилами с северной стороны собора. Вскоре она стала местом прогулок для профессоров и студентов и получила название Стоа Кантиана (STOA KANTIANA) – по образцу стоя на Агоре в Афинах.
Два раза в год, в дни рождения и смерти Канта, всех желающих пускают в Профессорский склеп. За вход специальный кастелян, который открывал и закрывал двери, брал плату.
В 1880 году над его могилой возводят неоготическую капеллу, но уже через 40 лет она начала разрушаться и ветшать.
К 200-летию Канта в 1921 году архитектор Фридрих Ларс перестраивает могилу на современную. Теперь она становится похожей на древнегреческий периптер, но дорический орден как будто бы подвергается модерну.
Под перекрытием стоит кенотаф, а само тело находится глубоко в земле.
На примере симбиоза собора и Канта древнегреческий термин архитектоники, то есть человекоподобия зданий человеку приобретает новые смыслы. Философ как бы является олицетворением собора.
Когда город стал советским, предстояло решить, что с ней делать. В 1947 году в газете «Известия» опубликовали письмо от некоего Любимова, который выступал за сохранение могилы.
В апреле на собрании городского ВКП(б) её внесли в список памятников. Распорядились разобрать завалы и вообще привести с надлежащий вид. Тогда же к могиле выставили охрану.
Эпитафии
Займёмся эпитафиями. Дело в том, что в стенах собора хоронились только самые именитые городаже, после которых оставались вырезанные на камне эпитафии.
С восточной стороны собора, где обычно бывает апсида установлена эпитафия Урсулы фон Пудлиц, гласящая на немецком следующее.
«Здесь погребена благорождённая госпожа Урсула фон Пудлиц, урождённая фон Грюнберг, супруга достойного и благородного господина Ведиго Реймара Ганса фон Пудлиц, коменданта и ландфогта, почившая последним сном 8 марта 1612 года в воскресенье между двенадцатым и первым часом ночи в Кенигсбергском замке и ожидающая вместе со всеми верующими христианами радостного воскрешения из мёртвых в возрасте 28 лет».
С северной стороны ближняя к могиле Канта эпитафия – Андреаса Фабрициуса. Вот она:
«Андреас Фабрициус, Силезский хранитель библиотеки, доктор юриспруденции университета, Советник и вице-канцлер маркграфа Бранденбурга и управителя Пруссии, рождённый в 1547 году от Рождества Христова, в день Апостола Матфея славными родителями Андреасом Фабрициусом и Анастасией Кубергерией, умер в г. 1602 от Рождества Христова, дня 14 января, на 55 году жизни».
И маргиналия: «Тело мучается здесь по слову Божьему, душа будет жить в лучшие времена. Скоро мы воскреснем, Душа во плоти Господа увидит».
Рядом с ней эпитафия Целестина Ковалевского, но уде на латинском языке.
«Среди этих священных останков профессоров находится прах главного, опытнейшего в правоведении мужа Целестина Ковалевского, доктор и почётного профессора юриспруденции Университета, канцлера и директора Академии, заместителя и помощника председателя Прусской Консистории, который в год Господень 1700, 11 марта, войдя в это мир, в течение почти девяти пятилетий был выдающимся и деятельным толкователем Свады (богини убедительности), преданнейший жрец Фемиды, искреннейший наставник академической молодёжи, ушёл в возрасте более 70 лет в год Господа 1771, 23 января.
Если это – славное деяние, то оно в том, чтобы чистым сердцем почитать Бога и украшать жизнь добрыми нравами: если это – славное деяние, то оно в том, чтобы заслугами коснуться вершин Линда, и привести Лиерид к священному Елею. Это была для меня последняя мера в трудах, пока я жил, эта непреходящая глава цветёт после моей смерти.
Этот скорбный памятник поставила благочестивая дочь Кристина Каролина Ковалевская».
Наконец под окном закреплена последняя эпитафия, на латыни.
«Муж знаменитейший и учёнейший Христофор Прейс, паннониец из Шпринбурга, профессор элоквенции (красноречие) Кёнигсбергской Академии, и его любимая супруга Еуфемия Столпиана благочестиво скончались в год от Рождества Христова 1590, 9 и 18 апреля, опечалив этим своих преданных детей.
Здесь покоится вместе с супругой Христофор Прейс, паннониец, отчее имя следом за ним умерло.»