Кёнигсбергские фортификации
Помимо собора следующей достопримечательностью Калининграда являются краснокирпичные ворота и вообще фортификации. Они опоясывают старый Кёниг по кругу.
Придумал и построил их в середине XIX века генерал-лейтенант и фортификатор Эрнст Людвиг фон Астер. Помимо эстетических 8 ворот фортификации включали в себя 11 бастионов, редуты, 3 равелина, люнеты, кавальеры, 2 башни и оборонительная казарма.
Первое валовое укрепление, как оно называется, повторяло очертания города XVII века и ещё долгое время продолжало быть границей города. А сейчас очерчивает историческое ядро.
В 1872 году начинается возведение новой оборонительной линии. Это 12 основных и 3 вспомогательных форта, носящие собственные имена. Осмотреть можно только форты 3, 5 и 11. Остальные либо закрыты, либо заброшки.
Двухдневный маршрут по фортификациям
Возле каждой фортификации сейчас установлен информационный стенд. Он даёт очень краткое описание объекта и предлагает двухдневный маршрут.
В первый день предлагается начать от Фридланлских ворот. 2,1 км пройти по проспекту и площади Калинина до Брандебургских ворот. Потом 1,2 км пройти по Железнодорожной улице до Фридрихсбургских ворот. Потом ещё 2,2 км пройти по Гвардейскому проспекту до площади Победы. На этом маршрут первого дня в турофисе и заканчивается.
И оттуда же начинается маршрут второго дня. 500 метров по улице Черняховского до Россгартенских ворот. Потом по Литовскому Валу до Закзаймских ворот. И на том закончить.
Начнём с севера и пойдём по часовой стрелке.
Башня «Врангель».
Участок оборонительной стены между Верхним и Нижним озёрами
Сейчас здесь проходит улица Черняховского, но по сути это дамба, проложенная вдоль южного берега Верхнего озера и отделяющая его от Нижнего. Да и сами озёра рукотворны, их сделали за счёт перекрытия ручья плотиной.
Сама стена была построена в XIX веке, и её обороноспособность достигалась за счёт перекрёстного артиллерийского огня в башен «Врангель» и «Дон».
Башня «Дона». Музей янтаря.
Россгартенские ворота. На них самих висит табличка, что это городские ворота дер-Дона 1803 года постройки.
Форт N3 «Король Фридрих III».
Редюит бастиона «Обертайх». Бастион «Грольман». Оборонительная казарма «Кронпринц».
Королевские ворота
Их построил Эрнст Людвиг фон Астер в стиле английской неоготики, в стиле Тюдор. 30 июня 1843 года на торжественной закладке первого камня присутствовал король Фридрих Вильгельм IV. Ворота он строил 5 лет.
Для кладки использовался трижды обожжённый кирпич.
Центральную башню украшают три скульптуры богемского короля Оттокара II (слева), прусского короля Фридриха I (по центру) и герцога Альбрехта (справа). Первый считается основателем города, второй был первым королёв Пруссии, а третий первым прусским герцогство, расформировав Тевтонский орден. Все трое считаются отцами Кёнигсберга. Авторство скульптур принадлежит Вильгельму Людвигу Штрюмеру.
В медальонах под ними находится их гербы, а в двух медальонах над гербы Самбии и Натангии, двух восточнопрусских земель.
При СССР королей обезглавили. Сейчас все трое опять обрели головы.
Ну а название получили по улице Кёнигштрассе, которая через них проходила. А улица так называлась, потому что король выезжал по ней из замка на смотр войск в Девау.
Сейчас в них располагается историко-культурный центр «Великое посольство», но мы в него не заходили.
Редюит бастиона «Купфертайх».
Форт N11 «Дёнхофф». Редюит бастиона «Прегель».
Фридрихсбургские ворота.
Железнодорожные ворота
Аусфальские ворота
Аусфальские ворота – самые неприметные из всех. Может быть потому что они в буквальном смысле ушли под землю.
Они были построены в середине XIX века на месте более древних 1626 года постройки. Практически весь второй вальный пояс отстроили в XIX века. Новые Аусфальские ворота были простым неоготическим туннелем сквозь вал. Они были не проездными, а просто пешеходными. При них была казарма с амбразурами.
Сейчас вершина башни является основанием для Георгиевской часовни.
Нойроссгартен
К северу от Ластадии начинается район Нойроссгартен, зажатый между Ленинским и Московским проспектами и ограниченный как раз Железнодорожными и Аусфальскими воротами.
Редюит бастиона «Астрономический».
Форт N5 «Король Фридрих Вильгельм III».